Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:55, контрольная работа
Рассмотрим один из объектов государственного регулирования – цены.
Введение
Политика регулирование цен:
Ценовая политика;
Основные направления государственной ценовой политики;
Политика регулирования цен, государственный контроль ценообразования;
Государственное регулирование цен:
Ценовое право;
Наблюдение государства за ценами;
Косвенное влияние государства на цены;
Прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования;
Влияние госсектора;
Вклад негосударственного сектора в процесс регулирования цен;
Прямое государственное регулирование цен:
Определение прямого регулирования цен;
Основные формы прямого регулирования цен;
Чрезмерное государственное регулирование и полный отход от него;
Косвенное государственное регулирование цен
Определение косвенного регулирования цен;
Меры косвенного регулирования цен, их реализация;
Заключение;
Список литературы.
Министерство образования
Российской
Федерации
Тюменский Государственный Университет
Филиал
в г. Новый Уренгой
Заочное отделение
Контрольная работа
по ценообразованию
на тему: Государственное
регулирование цен
студентки II курса
«Финансы и Кредит», ОЗО
Ганченко
Н.В.
Научный руководитель:
Панфилов
С.А.
г. Новый Уренгой
2002 г.
ПЛАН:
Введение
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Государственное
регулирование экономики
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникают проблемы, не разрешаемые автоматически или в отдаленном будущем, но решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики - это:
Рассмотрим один из объектов государственного регулирования – цены.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. Опираясь на это положение, Президент совместно с Правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение, что проявляется в следующем:
Основные направления государственной ценовой политики в России определены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.95 г. № 221 и Постановлением Правительста РФ от 7.03.95 г. № 239. Самое главное в названных документах – во-первых, последовательное поведение либерализации цен и тарифов. Либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.
Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий злоупотребления в части завышенияч цен и тарифов на свою продукцию и сокращения объёмов производства, необходимо их государственное регулирование.
Политика регулирования цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создании условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.
Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных, т.е. местых, естественных монополий осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Государство не только определяет перечнь продукции, цены на которые подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие контроль ценообразования. Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций :
Проверяемые
обязаны представить всю
При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объём реализованной продукции.
При
самостоятельном выявлении
По итогам проверки составляются акты проверки, которые являются основанием для принятия органами контроля решений о применении финансовых санкций и взысканий сумм штрафа. Взыскание названных санкций и штрафов по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен могут быть обжалованны предприятиями в суде или арбитражном суде.
Один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на международных совещаниях.
Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования отражается на процессах формирования цен.
Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен.
Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом государственного регулирования экономики.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер.
Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен.
Законопроекты по ценам
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций.
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.