Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования цен в целом и на уровне Костромского региона, а также выявление проблем регулирования цен и направления их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственное регулирование цен;
- дать определение цены, перечислить её виды и функции;
- изучить цели, методы и способы государственного регулирования цен;
- изучить законодательное регулирование цен в Костромском регионе;
- проанализировать индексы цен в Костромском регионе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Сущность государственного регулирования цен…………………..5
1.1. Цена, ее виды и функции…………………………………………...…8
1.2. Объективная необходимость, цели, методы и способы государственного регулирования цен………………………………….10
1.3. Функции и задачи государственного воздействия на цены……….15

ГЛАВА 2. Государственное регулирование цен в Костромском регионе…..18
2.1. Анализ индексов цен в Костромском регионе на начало 2013 года………………………………………………………………………………..23

ГЛАВА 3. Проблемы государственного регулирования цен и направления их решения………………………………………………………………….……….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Для достижения цели Департамент решает следующие тактические задачи:

1. Обеспечивает эффективное и стабильное государственное регулирование цен и тарифов с учетом соблюдения баланса интересов потребителей и поставщиков, социально-экономического развития региона, платежеспособности потребителей.

2. Повышает эффективность государственного контроля регулируемых цен и тарифов.

Департамент государственного регулирования цен  за прошлый год приняло  537 решений в отношении 341 субъекта регулирования, из них по сферам:

- электроэнергетика –  21;

- газовая отрасль –  3;

- тепловая энергия  – 186;

- водоснабжение, водоотведение  - 167;

- горячая вода –  30;

- утилизация ТБО –  12;

- транспорт – 42;

- социальные услуги – 76.5

Большим блоком работы департамента является контрольная работа за соблюдением законодательства в сфере тарифного регулирования. Контрольная деятельность департамента осуществляется по двум направлениям: проведение проверок правильности применения цен, тарифов, надбавок по регулируемым видам деятельности и выявление, и пресечение нарушений стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями  коммунального комплекса.

В 2012 году департаментом  в соответствии с планом проведения проверок, согласованным с прокуратурой Костромской области, проведено 49 проверок. По результатам проверок выявлено 17 случаев нарушения обязательных требований законодательства. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечено 4 юридических лица и 4 должностных лица. Сумма наложенных административных штрафов составила – 238 тысяч рублей. Взыскано штрафов на сумму 119 тысяч рублей. По несвоевременно оплаченным штрафам материалы переданы в службу судебных приставов.6

          Задачи и основные направления деятельности департамента в 2013 году:

        - обеспечение качества и обоснованности принимаемых решений по установлению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности;

- сокращение неэффективных  расходов и оптимизация затрат  при принятии тарифных решений;

  - соблюдение баланса интересов производителей и потребителей услуг;

         - снижение объемов перекрестного субсидирования организаций коммунального комплекса;

          - повышение эффективности управления  путем внедрения информационных  технологий. Развитие регионального  сегмента Единой информационной аналитической системы федеральной службы по тарифам России (ЕИАС ФСТ России) с целью сокращения  трудозатрат регуляторов и повышения прозрачности и качества тарифного регулирования. ЕИАС ФСТ обеспечивает автоматизацию информационного взаимодействия между ФСТ и  Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области;

         - повышение эффективности государственного контроля регулируемых цен и тарифов;

          - разрешение досудебных споров между хозяйствующими субъектами и регулирующим органом;

          -  переход на новые методы тарифного регулирования в сфере тепло- и водоснабжения;

         - установление тарифов на услуги естественных монополий, услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на транспорт и прочие услуги с учетом платежеспособности и доступности для населения.

Государственное регулирование экономики  осуществляется мерами воздействия  на основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение и  цены.  Формирование  спроса  через  денежно-кредитную  политику  – прерогатива федеральных органов управления. Воздействие региональных органов  на  предложение  мало  эффективно  ввиду  ограниченности  их финансовой возможности. Только цены остаются сегодня наиболее весомым и надежным инструментом регулирования экономики на региональном уровне, обслуживая все этапы движения товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

2.1. Анализ индексов цен в Костромском регионе на начало 2013 года

 

Наблюдение за уровнем цен (тарифов) на товары и услуги во всех секторах экономики осуществляется на основе выборочной совокупности базовых организаций по набору товаров (услуг) – представителей.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг от текущего периода к его стоимости в ценах базисного периода.  Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации и ее субъектах.

Индекс потребительских цен используется при пересчете ряда показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены.

Данный индекс рассчитывается Федеральной службой государственной статистики.

Расчет индекса потребительских цен производится путем объединения двух информационных потоков:

  1. данных об изменении цен, полученных в результате регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
  2. данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год.

В апреле  2013 года  индекс потребительских цен составил  100,2%,  за период с начала года  – 102,4% (в апреле 2012 года – 100,3%, за период с начала года – 102,1%).

 

 

 

 

23

 

Апрель 2013

Справочно:

марту

2013

декабрю

2012

апрелю

2012

апрель 2012 к

март

2013 к

февралю

2013

марту

2012

декабрю

2011

апрелю

2011

Индекс

потребительских

цен

102,1

102,4

107,8

100,3

102,1

102,9

100,4

в том числе на:

             

товары

100,4

102,5

106,9

100,4

102,6

103,0

100,3

продовольственные товары

100,5

103,6

108,2

100,3

103,2

99,8

100,2

продовольственные товары без

плодоовощной продукции

100,4

102,9

107,6

100,5

102,7

104,4

100,4

непродовольственные товары

100,2

101,4

105,5

100,6

102,0

106,4

100,4

услуги

99,8

102,0

110,7

99,9

100,3

102,3

100,8


 

Прирост цен на продовольственные товары в апреле 2013 года составил в среднем 0,5% (в апреле 2012 года – 0,3%), с начала года – 3,6% (3,2%). Динамика потребительских цен на плодоовощную продукцию в апреле  2013 года  характеризовалась повышением цен в среднем  1,0%  (с начала года  –  на  12,6%). Потребительские цены на непродовольственные товары в апреле 2013 года увеличились в среднем на 0,2% (в апреле 2012 года – на 0,6%), с начала года – на 1,4% (на 2,0%). Цены и тарифы на услуги в апреле  2013 года  снизились в среднем на  0,2%  (в апреле  2012 года  –  на 0,1%), с начала года прирост цен и тарифов составил в среднем 2,0% (0,3%). Снижение тарифов на услуги в апреле текущего года обусловлено снижением тарифов на услуги банков  (на  14,5%)  –  процентная  ставка  (в  стоимостном  выражении)  за  пользование  потребительским кредитом была снижена на 20,0%.7

В апреле 2013 года индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 99,2%. Цены производителей на продукцию растениеводства (культуры сельскохозяйственные, продукция овощеводства и садоводства) снизились в среднем на 10,0%. Цены на продукцию животноводства увеличились в среднем на 0,2% . В апреле 2013 года индекс потребительских цен на нефтепродукты составил 99,9% (за период с начала года – 100,7%).

Индекс цен производителей промышленных товаров в Костромском регионе в апреле 2013 года составил в среднем 99,9%, за период с начала года – 100,9%. В обрабатывающих производствах прирост цен производителей в апреле 2013 года был незначительным – в среднем 0,4% (с начала года 1,0%), при этом более значительное повышение цен зарегистрировано в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – на 4,4% (с начала года – на 5,1%). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в апреле 2013 года зарегистрировано снижение цен в среднем на 1,5%, с начала года – увеличение на 0,7%.8

 

Прирост (снижение) цен производителей промышленных товаров и потребительских цен по Костромской области в 2012 – 2013 годах в % к предыдущему месяцу:

 

 

Индексы цен производителей промышленных товаров по Костромской области в 2012 – 2013 годах на конец периода в % к декабрю 2011 года:

 

 

 

26

ГЛАВА 3. Проблемы государственного регулирования цен и

направления их решения

 

Практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс регулирования цен. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует.9

Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.

Такие фиксированные  цены могут быть двух типов:

1) когда равновесные  цены представляются обществу  слишком высокими, государство устанавливает  цены ниже равновесных (максимальные  цены, или потолок цены);

2) когда равновесная  цена представляется слишком  низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной (минимальные цены, или нижний уровень цены).

Решая с той или  иной степенью успешности, поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия:

- если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара;

- если принудительно  установленная цена выше равновесной,  следствием будет излишек товара.

И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

На основе фиксированных  цен в условиях рыночной экономики  государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так, к установлению максимальной цены государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко).

Вследствие введения фиксированных цен возникает  устойчивый дефицит. Это означает, что, устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов, людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. Вину в обоих случаях возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой.10

Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство устанавливает обязательную цену, максимально близкую к равновесной. Другими словами, государство имитирует действие рыночных сил в тех условиях, где их естественное функционирование блокировано какой-либо силой. При этом государственное вмешательство не только не создает дополнительных диспропорций в экономике (вроде дефицита), но сглаживает уже существующие. И это понятно: государственные меры не отклоняют рынок, от точки равновесия, а приближают к ней.11

Государственное регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования.   Цены на продукцию отраслей естественных монополистов, учитывая их основополагающее место в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в ценообразовании всей экономики. Отсутствие действенного механизма государственного регулирования цен в естественных монополиях стало одной из основных причин высокой инфляции, источником макроэкономических диспропорций. Поэтому повышение эффективности ценообразования в отраслях, относящихся к естественным монополиям является сегодня одной из ключевых задач российской экономики. 

Информация о работе Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения