Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования цен в целом и на уровне Костромского региона, а также выявление проблем регулирования цен и направления их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственное регулирование цен;
- дать определение цены, перечислить её виды и функции;
- изучить цели, методы и способы государственного регулирования цен;
- изучить законодательное регулирование цен в Костромском регионе;
- проанализировать индексы цен в Костромском регионе;
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Сущность государственного регулирования цен…………………..5
1.1. Цена, ее виды и функции…………………………………………...…8
1.2. Объективная необходимость, цели, методы и способы государственного регулирования цен………………………………….10
1.3. Функции и задачи государственного воздействия на цены……….15
ГЛАВА 2. Государственное регулирование цен в Костромском регионе…..18
2.1. Анализ индексов цен в Костромском регионе на начало 2013 года………………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. Проблемы государственного регулирования цен и направления их решения………………………………………………………………….……….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....35
Для достижения цели Департамент решает следующие тактические задачи:
1. Обеспечивает эффективное и стабильное государственное регулирование цен и тарифов с учетом соблюдения баланса интересов потребителей и поставщиков, социально-экономического развития региона, платежеспособности потребителей.
2. Повышает эффективность государственного контроля регулируемых цен и тарифов.
Департамент государственного регулирования цен за прошлый год приняло 537 решений в отношении 341 субъекта регулирования, из них по сферам:
- электроэнергетика – 21;
- газовая отрасль – 3;
- тепловая энергия – 186;
- водоснабжение, водоотведение - 167;
- горячая вода – 30;
- утилизация ТБО – 12;
- транспорт – 42;
- социальные услуги – 76.5
Большим блоком работы департамента является контрольная работа за соблюдением законодательства в сфере тарифного регулирования. Контрольная деятельность департамента осуществляется по двум направлениям: проведение проверок правильности применения цен, тарифов, надбавок по регулируемым видам деятельности и выявление, и пресечение нарушений стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса.
В 2012 году департаментом в соответствии с планом проведения проверок, согласованным с прокуратурой Костромской области, проведено 49 проверок. По результатам проверок выявлено 17 случаев нарушения обязательных требований законодательства. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечено 4 юридических лица и 4 должностных лица. Сумма наложенных административных штрафов составила – 238 тысяч рублей. Взыскано штрафов на сумму 119 тысяч рублей. По несвоевременно оплаченным штрафам материалы переданы в службу судебных приставов.6
Задачи и основные направления деятельности департамента в 2013 году:
- обеспечение качества и обоснованности принимаемых решений по установлению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности;
- сокращение неэффективных расходов и оптимизация затрат при принятии тарифных решений;
- соблюдение баланса интересов производителей и потребителей услуг;
- снижение объемов перекрестного субсидирования организаций коммунального комплекса;
- повышение эффективности
- повышение эффективности государственного контроля регулируемых цен и тарифов;
- разрешение досудебных споров между хозяйствующими субъектами и регулирующим органом;
- переход на новые методы тарифного регулирования в сфере тепло- и водоснабжения;
- установление тарифов на услуги естественных монополий, услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на транспорт и прочие услуги с учетом платежеспособности и доступности для населения.
Государственное регулирование экономики осуществляется мерами воздействия на основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение и цены. Формирование спроса через денежно-кредитную политику – прерогатива федеральных органов управления. Воздействие региональных органов на предложение мало эффективно ввиду ограниченности их финансовой возможности. Только цены остаются сегодня наиболее весомым и надежным инструментом регулирования экономики на региональном уровне, обслуживая все этапы движения товаров и услуг.
22
2.1. Анализ индексов цен в Костромском регионе на начало 2013 года
Наблюдение за уровнем цен (тарифов) на товары и услуги во всех секторах экономики осуществляется на основе выборочной совокупности базовых организаций по набору товаров (услуг) – представителей.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг от текущего периода к его стоимости в ценах базисного периода. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации и ее субъектах.
Индекс потребительских цен используется при пересчете ряда показателей системы национальных счетов из текущих в постоянные цены.
Данный индекс рассчитывается Федеральной службой государственной статистики.
Расчет индекса потребительских цен производится путем объединения двух информационных потоков:
В апреле 2013 года индекс потребительских цен составил 100,2%, за период с начала года – 102,4% (в апреле 2012 года – 100,3%, за период с начала года – 102,1%).
23
Апрель 2013 |
Справочно: | ||||||
марту 2013 |
декабрю 2012 |
апрелю 2012 |
апрель 2012 к |
март 2013 к февралю 2013 | |||
марту 2012 |
декабрю 2011 |
апрелю 2011 | |||||
Индекс потребительских цен |
102,1 |
102,4 |
107,8 |
100,3 |
102,1 |
102,9 |
100,4 |
в том числе на: |
|||||||
товары |
100,4 |
102,5 |
106,9 |
100,4 |
102,6 |
103,0 |
100,3 |
продовольственные товары |
100,5 |
103,6 |
108,2 |
100,3 |
103,2 |
99,8 |
100,2 |
продовольственные товары без плодоовощной продукции |
100,4 |
102,9 |
107,6 |
100,5 |
102,7 |
104,4 |
100,4 |
непродовольственные товары |
100,2 |
101,4 |
105,5 |
100,6 |
102,0 |
106,4 |
100,4 |
услуги |
99,8 |
102,0 |
110,7 |
99,9 |
100,3 |
102,3 |
100,8 |
Прирост цен на продовольственные товары в апреле 2013 года составил в среднем 0,5% (в апреле 2012 года – 0,3%), с начала года – 3,6% (3,2%). Динамика потребительских цен на плодоовощную продукцию в апреле 2013 года характеризовалась повышением цен в среднем 1,0% (с начала года – на 12,6%). Потребительские цены на непродовольственные товары в апреле 2013 года увеличились в среднем на 0,2% (в апреле 2012 года – на 0,6%), с начала года – на 1,4% (на 2,0%). Цены и тарифы на услуги в апреле 2013 года снизились в среднем на 0,2% (в апреле 2012 года – на 0,1%), с начала года прирост цен и тарифов составил в среднем 2,0% (0,3%). Снижение тарифов на услуги в апреле текущего года обусловлено снижением тарифов на услуги банков (на 14,5%) – процентная ставка (в стоимостном выражении) за пользование потребительским кредитом была снижена на 20,0%.7
В апреле 2013 года индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции составил 99,2%. Цены производителей на продукцию растениеводства (культуры сельскохозяйственные, продукция овощеводства и садоводства) снизились в среднем на 10,0%. Цены на продукцию животноводства увеличились в среднем на 0,2% . В апреле 2013 года индекс потребительских цен на нефтепродукты составил 99,9% (за период с начала года – 100,7%).
Индекс цен производителей промышленных товаров в Костромском регионе в апреле 2013 года составил в среднем 99,9%, за период с начала года – 100,9%. В обрабатывающих производствах прирост цен производителей в апреле 2013 года был незначительным – в среднем 0,4% (с начала года 1,0%), при этом более значительное повышение цен зарегистрировано в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – на 4,4% (с начала года – на 5,1%). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в апреле 2013 года зарегистрировано снижение цен в среднем на 1,5%, с начала года – увеличение на 0,7%.8
Прирост (снижение) цен производителей промышленных товаров и потребительских цен по Костромской области в 2012 – 2013 годах в % к предыдущему месяцу:
Индексы цен производителей промышленных товаров по Костромской области в 2012 – 2013 годах на конец периода в % к декабрю 2011 года:
26
ГЛАВА 3. Проблемы государственного регулирования цен и
направления их решения
Практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс регулирования цен. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует.9
Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.
Такие фиксированные цены могут быть двух типов:
1) когда равновесные
цены представляются обществу
слишком высокими, государство устанавливает
цены ниже равновесных (
2) когда равновесная
цена представляется слишком
низкой, тогда законодательно
Решая с той или иной степенью успешности, поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия:
- если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара;
- если принудительно
установленная цена выше
И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.
На основе фиксированных цен в условиях рыночной экономики государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так, к установлению максимальной цены государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко).
Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит. Это означает, что, устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов, людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. Вину в обоих случаях возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой.10
Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство устанавливает обязательную цену, максимально близкую к равновесной. Другими словами, государство имитирует действие рыночных сил в тех условиях, где их естественное функционирование блокировано какой-либо силой. При этом государственное вмешательство не только не создает дополнительных диспропорций в экономике (вроде дефицита), но сглаживает уже существующие. И это понятно: государственные меры не отклоняют рынок, от точки равновесия, а приближают к ней.11
Государственное регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования. Цены на продукцию отраслей естественных монополистов, учитывая их основополагающее место в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в ценообразовании всей экономики. Отсутствие действенного механизма государственного регулирования цен в естественных монополиях стало одной из основных причин высокой инфляции, источником макроэкономических диспропорций. Поэтому повышение эффективности ценообразования в отраслях, относящихся к естественным монополиям является сегодня одной из ключевых задач российской экономики.
Информация о работе Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения