Затратные методы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:55, реферат

Краткое описание

Переходный характер современной российской экономики и отсутствие опыта хозяйствования в условиях рыночных отношений вызывают большие затруднения у предприятий и предпринимателей. Одной из наиболее сложных и болезненных проблем стало свободное ценообразование.
Ценообразование - важнейший элемент маркетинга. Установленная цена на товар или услугу отражает, насколько правильно была разработана и реализована программа маркетинга.

Содержание

Введение. 3
1. Классификация методов ценообразования 5
2. Затратные методы ценообразования 8
2.1 Метод полных издержек 8
2.2 Метод прямых затрат. 10
2.3 Метод предельных издержек 11
2.4 Метод анализа безубыточности. 11
2.5 Метод учета рентабельности. 12
2.6 Метод надбавки к цене. 13
Заключение. 16
Использованная литература 18

Вложенные файлы: 1 файл

Затратные методы ценообразования(РЕФ).docx

— 67.09 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение. 3

1. Классификация методов ценообразования 5

2. Затратные методы ценообразования 8

2.1 Метод полных издержек 8

2.2 Метод прямых затрат. 10

2.3 Метод предельных издержек 11

2.4 Метод анализа безубыточности. 11

2.5 Метод учета рентабельности. 12

2.6 Метод надбавки к цене. 13

Заключение. 16

Использованная литература 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переходный  характер современной российской экономики  и отсутствие опыта хозяйствования в условиях рыночных отношений вызывают большие затруднения у предприятий и предпринимателей. Одной из наиболее сложных и болезненных проблем стало свободное ценообразование.

Ценообразование - важнейший элемент маркетинга. Установленная цена на товар или  услугу отражает, насколько правильно  была разработана и реализована  программа маркетинга.

В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.

Каждая  фирма по-своему подходит к проблеме ценообразования. Но существует ряд  общих вопросов, ответы на которые  вынуждены оперативно искать предприниматели. Как освоить и эффективно использовать новейшие модели рынков и ценовой политики фирмы; как обеспечить динамический подход к процессу ценообразования с учетом изменяющихся фаз развития рынка и самого продаваемого продукта; как разработать эффективную ценовую стратегию и определить; какие методы ценообразования целесообразно применять в зависимости от рыночных условий и целей, стоящих перед фирмой, а также определить, каковы основные характеристики и условия формирования российского рынка с позиций выбора ценовой политики и т. п.

 

1. Классификация методов  ценообразования

 

Цена  является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.

Решения, принимаемые руководством фирмы  в области ценообразования, относятся  к наиболее сложным и ответственным. Они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.

Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.

В экономической  литературе описано достаточно большое  количество методов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и российскими предприятиями на практике. Но достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных по определенным признакам.

Все методы ценообразования могут быть разделены  на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода (рис. 1):

1) на  издержки производства — затратные  методы;

2) на  конъюнктуру рынка — рыночные  методы;

3) на  нормативы затрат на технико-экономический  параметр продукции — параметрические  методы.

 

 

 

Рис. 1. Классификация  методов ценообразования

 

2. Затратные методы ценообразования

Затратное ценообразование - метод ценообразования, в соответствии с которым цена продукта определяется только на основе затрат на производство и реализацию товара.

К ним  можно отнести следующие методы:

1) метод  полных издержек;

2) метод  прямых затрат;

3) метод  предельных издержек;

4) метод  на основе анализа безубыточности;

5) метод  учета рентабельности инвестиций;

6) метод  надбавки к цене.

2.1 Метод полных издержек

рентабельность безубыточность

Метод полных издержек основан на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

          Если  предприятие отталкивается от  определенного процента рентабельности  производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:

Р = С (1+ ) (1)

где Р — продажная цена;

С — полные издержки на единицу продукции;

R — ожидаемая  (нормативная) рентабельность.

Любой метод  отнесения на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами  по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, — условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.

В связи  с этим на практике используются различные  способы распределения постоянных затрат:

  • пропорционально заработной плате производственных рабочих;
  • пропорционально затратам на материалы;
  • пропорционально переменным издержкам.

Таким образом, каждая из трех рассчитанных цен, с  учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной, но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложилась на рынке (конкуренты, спрос и т.д.).

Методика  расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий  России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования относят:

  1. Снижение ценовой конкуренции. Если этим методом пользуется большинство фирм отрасли, то их цены, скорее всего, будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.
  2. Равенство покупателей и продавцов. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.

Недостатки  метода полных издержек

  1. При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.п.
  2. Отнесение на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются условными и искажают подлинный вклад продукта в доход предприятия.

Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией  для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новый товар, не имеющий ценовых прецедентов.

2.2 Метод прямых затрат

 

Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».

При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность этого продукта для потребителя определяет высший предел установления цены на него. На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие нагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.

Если  в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством  продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат, и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции.

Метод прямых затрат позволяет с учетом условий  сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.

2.3 Метод предельных  издержек

 

Расчет  цен на основе метода предельных издержек также базируется на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренные выше методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

Этот  метод оправдан только в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.

2.4 Метод анализа безубыточности

 

К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.

Графическое определение точки безубыточности (BSV) дано на рисунке2. 

Рис. 2. Определение  точки безубыточности

 

Точку безубыточности можно также найти аналитическим  методом по следующей формуле:

BSV = (2)

где BSV —  точка безубыточности;

FC — постоянные  затраты;

TR — валовая  прибыль.

Если  предприятие выпускает широкую  номенклатуру продукции, то используют расширенный вариант формулы безубыточности:

 

BSV = (3)

 

где S —  процент общего объема продаж для  каждого товара (A, B, C, D).

2.5 Метод учета рентабельности

 

Метод учета рентабельности инвестиций также относится к группе методов расчета цен на основе издержек. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

           Данный метод — единственный  из всех, который учитывает платность  финансовых ресурсов, необходимых  для производства и реализации  товара. Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной недостаток метода — использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.

2.6 Метод надбавки к  цене

 

В практике оптовых и розничных продавцов  встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен.

Информация о работе Затратные методы ценообразования