Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 10:21, курс лекций
Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
Система цен.
Состав цены.
Государственное регулирование рынка и цен.
Регулирование цен в зарубежных странах.
3.2. СЕБЕСТОИМОСТЬ В СОСТАВЕ ЦЕНЫ
Проводя маркетинговые исследования и являясь субъектами рынка, предприятия-производители в соответствии с Приказом Минэкономики РФ от 01.10.97 г. № 118, должны сначала определить уровень цены, по которой они смогут реализовать свой товар, а затем сопоставить его с затратами на производство и реализацию продукции,
Как известно из теории, существуют два подхода к определению (исчислению) затрат: бухгалтерский подход и экономический или, иначе, альтернативный подход.
В соответствии
с бухгалтерским подходом затраты
на выпуск продукции определяются как
стоимость израсходованных
Согласно экономическому подходу, затраты определяются как стоимость других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений использования тех же ресурсов.
На практике в соответствии с бухгалтерским подходом наибольшая часть затрат образует себестоимость фактически выпущенной продукции (другая часть затрат покрывается в соответствии с существующим законодательством за счет валовой или чистой прибыли). В свою очередь, в соответствии с экономическим подходом затраты включают в себя помимо себестоимости и те потери, которые связаны с отвлечением ограниченных ресурсов с других участков производства.
Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость. В соответствии с наиболее общим определением себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Отметим, что в Российской Федерации для всех субъектов рынка предусмотрен единый порядок включения затрат в состав себестоимости выпускаемых товаров или оказываемых услуг. Этот порядок регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552 со всеми последующими изменениями и дополнениями.
Регламентация состава затрат, включаемого в себестоимость, в значительной степени носит исторический характер, то есть во многом определяется налоговой политикой государства на конкретном этапе развития экономики страны. Некоторые виды затрат (например, представительские расходы, расходы на рекламу, обучение и др.) включаются в себестоимость в пределах норм, утвержденных в установленном порядке. В связи с этим в настоящее время предприятия рассчитывают себестоимость выпускаемой продукции по полным затратам. Она обычно служит для них нижней границей цены предложения. Для целей же налогообложения используют откорректированную себестоимость продукции.
При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям и центрам затрат устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В перечень статей калькуляции включаются:
• сырье и материалы;
• возвратные отходы (вычитаются);
• покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
• топливо и энергия на технологические цели;
• заработная плата производственных рабочих;
• отчисления на социальные нужды;
• общепроизводственные расходы;
• общехозяйственные расходы;
• потери от брака;
• прочие производственные расходы;
• коммерческие расходы.
В многономенклатурных производствах первые шесть статей обычно относятся к прямым (технологическим) затратам, а остальные — к косвенным (накладным) расходам, связанным с организацией производства и управлением. В простых производствах все затраты рассматриваются как прямые.
Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней коммерческих расходов, включающих в себя расходы по реализации продукции, получают полную (коммерческую) себестоимость.
В состав коммерческих (ранее внепроизводственных) расходов входят затраты, связанные с упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), рекламой, включая участие в выставках, ярмарках и другие аналогичные затраты.
В настоящее время на практике большинство коммерческих организаций не пользуется развернутой номенклатурой статей калькуляции, а самостоятельно определяет их состав. При этом обычно выделяют прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты с отчислениями на социальные нужды, прочие прямые затраты и накладные расходы. Данный перечень калькуляционных статей в значительной степени приближен к принятой за рубежом классификации затрат, согласно которой выделяют, как правило, три составляющие:
прямые материалы, прямую заработную плату и накладные расходы. При этом прямые материалы и прямая заработная плата представляют собой основные расходы.
Зарубежная практика учета затрат и себестоимости в значительной степени базируется на теории разграничения затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Объясняется это тем, что на предприятиях, работающих в рыночных условиях, часто возникают ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей- Подобные колебания влекут за собой изменения в объемах продаж. Это, в свою очередь, существенно влияет на уровень себестоимости продукции и, как следствие, на финансовые результаты.
К переменным относят затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Сюда включают затраты на сырье и основные материалы, заработную плату основных производственных рабочих, затраты на топливо и энергию для технологических целей и др.
К постоянным затратам принято относить такие, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Это. например, амортизация, арендная плата, проценты по кредитам. Следует отметить важнейшую особенность постоянных затрат — с ростом объема производства они уменьшаются в расчете на единицу продукции. Именно поэтому при увеличении загрузки производственных мощностей и росте объемов продаж себестоимость отдельного изделия снижается, что приводит в конечном итоге к росту массы прибыли предприятия.
Общие или полные затраты на выпуск продукции, включаемые в себестоимость, традиционно служили в нашей стране базой при формировании цен на продукцию предприятий. Отечественная система учета затрат была построена так, чтобы обеспечить требования централизованно управляемой экономики в получении информации обо всех фактических затратах и в калькулировании полной себестоимости для целей государственного ценообразования. Система сбора информации о затратах была хорошо налажена, однако большая часть информации не использовалась, поскольку не существовало глобального стимула для снижения затрат на производство и цен и, следовательно, управления себестоимостью на предприятии. В этом скрыта одна из причин того, что в нашей стране не нашел широкого применения на практике теоретически хорошо разработанный нормативный метод учета затрат и калькулирования, аналог известной западной системы «стандарт-кост».
3.3 ПРИБЫЛЬ В СОСТАВЕ ЦЕНЫ
Помимо себестоимости другим важнейшим для предприятий элементом цены является прибыль. Прибыль — это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене.
После уплаты налогов предприятия получают чистую прибыль (по-другому она называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Чистая прибыль по решению собрания акционеров делится в определенном соотношении на фонд накопления и фонд потребления.
За счет фонда накопления предприятия могут осуществлять различные инвестиционные проекты, подготовку и переподготовку кадров. За счет фонда потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятий, а также содержание учреждений социальной сферы (детских яслей, садов, пионерских лагерей и др.).
Предполагается, что рациональный предприниматель должен быть нацелен на получение максимально возможного объема прибыли.
При фиксированных ценах размер реализуемой прибыли зависит от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и государственного бюджета-
В условиях инфляции рост прибыли может быть определенным вкладом в рост цен. Так, либерализация цен в 1992 г. позволила предприятиям на первых порах не только переложить на потребителя подорожание в смежных отраслях (и прежде всего энергоносителей), но и получить некоторую сверхприбыль.
Относительной величиной прибыли является рентабельность. Следует учесть, что если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Объясняется это тем, что абсолютная величина прибыли — величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности. Существует множество видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельность продаж, рентабельность имущества, рентабельность уставного и пр. капитала. В ценообразовании важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат. При этом прибыль, включаемая в расчетную оптовую цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета.
Прибыль от реализации продукции по свободным оптовым (отпускным) ценам определяется как разница между выручкой от реализации продукции и товаров по свободным отпускным ценам, без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами, включенными в себестоимость (на производство и реализацию). Никаких предельных нормативов рентабельности при этом не предусматривается, Вместе с тем налоговая практика свидетельствует о том, что при установлении цены конкретного изделия в ее состав должна включаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности в размере не менее 25%.
Одной из сложных
проблем ценообразования
• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
• транспортировка газа по трубопроводам;
• услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
• железнодорожные перевозки;
• услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
• услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В соответствии с законом в качестве одного из методов регулирования деятельности естественных монополий следует применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
В отечественной практике регулирования цен на продукцию естественных монополий обычно применяется предельный норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к используемому в отрасли капиталу. Данный норматив рентабельности определяется с учетом того, что предприятия — естественные монополисты должны за счет получаемой от своей хозяйственной деятельности прибыли осуществлять инвестиции, содержать социальную сферу, а также выплачивать дивиденды акционерам. При этом ориентиром служит уровень рентабельности, сложившийся в конкурентных отраслях экономики.
3.4. НАЦЕНКИ (СКИДКИ) ПОСРЕДНИКОВ В ЦЕНЕ ТОВАРА
Функции по оптовым закупкам, хранению и продаже продукции потребителям-предприятиям или розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбыто-вые, заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия, предприятия оптовой торговли. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответствующие расходы по закупкам товаров, их реализации.
Возмещение
всех издержек оптовой торговли осуществляется
с помощью снабженческо-
Если предприятия-изготовители отпускают продукцию по свободной отпускной цене, то снабженческо-сбытовые надбавки также устанавливаются само-•стоятельно субъектами оптового звена с учетом сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции, товаров.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут сами устанавливать и регулировать размеры снабженческо-сбытовых надбавок, применяемых при реализации продукции внутри данного региона. Более того, органы исполнительной власти в указанных случаях могут не только определять размеры снабженческо-сбытовых наценок, но и устанавливать методы их применения (к свободной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки).
Если товары поступают от поставщиков, находящихся за пределами России (страны СНГ, зарубежные страны), то уплачиваемые таможенным органам таможенные пошлины, сборы (платежи) за таможенные процедуры учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций при реализации продукции по свободным ценам.
Расходы, связанные
с реализацией товаров