Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 11:07, доклад
Существует две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.
Учетная функция цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации. Это приводит к выводу, что взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., 1997
цена стоимость транспортный тариф
2. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
Рынок монополистической
конкуренции состоит из множества
покупателей и продавцов, совершающих
сделки не по единой рыночной цене, а
в широком диапазоне цен. Наличие
диапазона цен объясняется
Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:
Малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.
Невозможность сговора. Наличие
сравнительно большого числа фирм гарантирует,
что тайный сговор, согласованные
действия с целью ограничения
объёма производства и искусственного
повышения цен почти
Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов.
В противоположность совершенной конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. В условиях монополистической конкуренции фирмы производят продукты, немного отличающиеся от товаров соперников в том, что касается характерных внешних атрибутов (признаков) продукта, качества услуг, местоположения и доступности товаров или других характеристик.
Каждая фирма, находясь в
условиях монополистической конкуренции,
проводит собственную ценовую политику,
не учитывая ответную реакцию конкурентов.
Отсюда следует, что в рамках данной
рыночной структуры выпускается
меньший объем производства, чем
при совершенной конкуренции, но
с более высокими затратами на
единицу продукции. Снижение объема
продаж и повышение затрат на единицу
продукции – все это
При монополистической конкуренции
линия спроса на продукцию производителя
имеет отрицательный наклон, поскольку
на рынке продаются товары – заменители,
что даёт возможность получить монопольную
прибыль в краткосрочном
Одной из важных характеристик
дифференциации продукта является ограниченный
контроль над ценами со стороны производителей
и продавцов в условиях монополистической
конкуренции из-за относительно большого
числа фирм, действующих в конкретном
секторе рынка. При монополистической
конкуренции потребители
Кривая спроса, с которым
сталкивается продавец в условиях монополистической
конкуренции, является в высокой
степени эластичной, но не совершенно
эластичной. Степень эластичности кривой
спроса фирмы в условиях монополистической
конкуренции зависит от числа
конкурентов и степени
На краткосрочном временном
интервале в условиях монопольной
конкуренции фирмы будут
Цена как экономическая категория
Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой "сгусток", "кристаллизацию" человеческого труда в его общей форме, как затрат энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности очищенных от конкретных форм. Такой труд получил название абстрактного труда.
Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении одного товара с другим. Стоимость всех товаров определяется их полными издержками производства, т, е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.
Цена товара в условиях рыночных
отношений является денежной формой
стоимости товара, произведенного на
соответствующих предприятиях. Цена,
следовательно, выражает общественные
отношения, свойственные гражданскому
обществу. Поскольку стоимость товара
формируется под
Плановая цена, как специфическая категория госпредприятий характеризуется следующими особенностями.
1. Плановая цена выражает собой
социалистические
2. Плановая цена определяется
не только до реализации
3. Плановая цена служит
Сущность плановых и рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.
Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения и учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих в создании национального богатства страны.
Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.
В третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.
В четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.
Первая
функция цен дает возможность
определить величину стоимости и
отдельного товара и всего совокупного
общественного продукта, национального
дохода, объема реализации, а также
стоимостное соотношение