Методы государственного регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Содержание

1. Методы государственного регулирования цен……………………………….3
2. Функции цен……………………………………………………………………8
Задача 1…………………………………………………………………………...13
Задача 2…………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

Кон.раб.ценообразование.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

Поскольку цена является носителем информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении  и занимает ключевое место в системе  хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной экономики в целом.

Регулирующая  функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса.

На рынках с разной степенью монополизации  как на стороне предложения, так  и на стороне спроса производители  и потребители могут оказывать  непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так, производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену. В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цена теряет свое качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее уровень в значительной (а иногда решающей) степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом-потребителем, либо государством.

В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как  и товарная цена, реагирует на изменение  спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.

Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование  создает возможности для альтернативного  выбора при принятии хозяйственных  решений, что способствует повышению  эффективности производства. Так, есть альтернатива сочетания различных  факторов производства для создания той или иной продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими  большую экономию в издержках  производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор  рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора, кредитора и  т. д.

Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень  служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию  ресурсов.

Цена  входит в состав экономического механизма  стимулирующего воздействия на производство через следующие ориентиры: повышенную (пониженную) рентабельность, надбавки (скидки) к цене, применение различных  видов цен (свободные, регулируемые, расчетные и т. д.).

Учитывая  стимулирующее воздействие перечисленных  ориентиров-показателей, предприятие будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять производство тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт.

С помощью  розничных цен стимулируется  потребление продукции. Например, при  снижении абсолютного уровня и при  снижении розничных цен на единицу  полезного эффекта (например, по бытовой  технике) расширяется сфера потребления  соответствующей продукции.

Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка), которые могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство соответствующих товаров, получая  при этом высокую массу прибыли.

В систему  экономического стимулирования кроме  цены, как известно, включены все  базирующиеся на цене стоимостные экономические  рычаги: прибыль, рентабельность, налоги и т. д. Эффективность функционирования всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного  сочетания и использования субъектами рынка основополагающей роли цены и  других стимулирующих экономических  рычагов. Выбор в пользу цены или  другого стимулирующего рычага делают субъекты рынка.

Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно – перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.

Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношения цен на различные  виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства  и промышленности. Более конкретно это достигается путем действия относительно высоких или низких цен, с помощью включения или, наоборот, невключения в цену налогов (налог на добавленную стоимость, акциз и т. д.), путем установления системы разных уровней цен для различных потребителей (при государственном вмешательстве в ценообразование, ценовой дискриминации) на одну и ту же продукцию, например, для промышленных потребителей и для населения (как в энергетике), для предприятий различных форм собственности (госсектора и частного).

Задача 1

 

Определить  цены на 1 машино-час работы по спецавтотранспорта, используемого в гражданской  авиации при подготовке воздушных  судов и полетам и для обслуживания пассажиров, если норма рентабельности к себестоимости составляет 27,5%.

Расчет  калькуляции себестоимости 1 машино-часа работы спецавтотранспорта выполнить в таблице 1.

Таблица 1

Статья калькуляции

Машина

Скрепер

А. Производственная программа

2019

1058

Б. Прямые расходы, руб., всего

498103

221277

В том числе:

   

-зарплата 

48243

35112

-отчисление на соцстрах (26%)

12543

9129

-топливо

48651

8574

-смазочные материалы

9732

1716

-амортизация на полное восстановление 

28637

54531

-износ шин

8172

-

-тех. обслуживание и техремонт

19064

10683

-ремонтный фонд

323061

101532

В. Накладные расходы, руб. (60% от суммы  прямых расходов)

298862

132766

Г. Полная себестоимость, руб.

796965

354043

Д. Себестоимость 1 машино-часа, руб.

394,7

334,6


 

Цена  на 1 машино-час работы машины.

Ц = 394,7 * 1,275 = 503,2 руб.

Цена 1 машино-час  работы скрепера:

Ц = 334,6 * 1,275 = 426,6 руб.

Задача 2

 

Определить:

  1. удельную себестоимость каждого насоса в параметрическом ряду;
  2. себестоимость и оптовую цену нового насоса, если объем топлива, подаваемого к цилиндрам двигателя, составляет 600 мм3/мин, а расчетный уровень рентабельности – 20% себестоимости.

Ниже  в таблице 2 приводятся исходные данные по выпуску топливных насосов.

Таблица 2

Топливные насосы рядного типа

Фактическая себестоимость единицы  изделия, руб.

Объем топлива, подаваемый в течении 1 мин. к цилиндрам, мм3/мин

Удельная себестоимость руб. (мм3) мин.

1

32000

72,0

444

2

33000

138,0

239

3

42000

257,0

163

4

51000

267,5

191

5

60000

271,0

221

6

64000

347,0

184

7

108000

490,0

220


 

Себестоимость двигателя находим при помощи уравнения

 

ух = + х.

 

Для этого  необходимо решить систему уравнения:

 

n + ∑х = ∑у


 ∑х + ∑х2 = ∑ух

 

где х – объем топлива;

      у – себестоимость двигателя.

 

х

у

х2

ху

1

72,0

250

5184

2304000

2

1380

33000

19044

4554000

3

257,0

42000

66049

10794000

4

267,5

51000

71556,25

13642500

5

271,0

60000

73441

16260000

6

347,0

64000

120409

22208000

7

490,0

108000

240100

52920000

1842,5

390000

595783,25

122682500


 

7 + 1842,5 = 390000


1842,5 + 595783,25 = 122682500

= 390000 – 1842,5


                    7

1842,5 * (390000 – 1842,5 ) + 7 * 595783,25 = 7 * 122682500

718575000 –  3394806,05 + 4170482,75 = 858777500

775676,5 = 140202500

= 180,7

= 390000 – 1842,5 * 180,7

                        7


= 8151,5

ух = 8151,5 + 180,7 х

Себестоимость (ориентировочная) нового насоса составит:

ух = 8151,5 + 180,7 * 600 = 116572 руб.

Оптовая цена нового насоса:

Цопт = 116572 * 1,2 = 139886,4 руб.

Список использованной литературы

 

  1. Горина Р.А. Ценообразование. – М.: Люкс-арт, 2006.
  2. Денисова И.П. Цены и ценообразование. – М.: Экспертное бюро, 2008.
  3. Ценообразование / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Лексикон, 2007.
  4. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2007.

 


Информация о работе Методы государственного регулирования цен