Методы государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:01, реферат

Краткое описание

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики.docx

— 26.63 Кб (Скачать файл)

 

1. Методы государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики

 

Различают прямое и косвенное  воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство  государства в действующие цены означает участие государства в  формировании уровней, структуры и  движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

Прямое вмешательство  государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного  роста.

Решение о необходимости  регулирования цен принимается  на основе анализа деятельности субъектов  ценообразования с учетом стимулирующей  роли соответствующих методов регулирования  в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие  формы прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования:

1. Общее замораживание цен -оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары.

2. Установление фиксированных цен и тарифов.- субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены - то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. Метод имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. С момента регистрации цены субъекты ценообразования обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам превышающим рекомендованные.

Косвенное вмешательство  в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию  налогов как на производимую, так  и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование  цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного  кредитования, субсидирования и дотирования  из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных  цен на реализуемую ими продукцию  или услуги.

Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями  продукции при участии органов  государственного управления, а также  принятия производителями продукции  односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования  цен также можно отнести различные  мероприятия и программы, разрабатываемые  государственными органами:

1. Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства.

Так, для повышения эффективности  производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

2. Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

3. Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.

4. Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

5. Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

 

 

2. Политика цен жизненного цикла товара

 

Концепция жизненного цикла  продукта исходит из того, что каждый продукт находится на рынке ограниченное время вследствие морального старения и имеет прямое отношение к  ценообразованию, ибо позволяет  изучить поведение цены на различных  фазах жизненного цикла товара и  тем самым выработать ценовую  политику для каждой фазы цикла. Политика жизненного цикла товара предполагает учет в ценообразовании ряда факторов: 1) изменения издержек в результате расширения объемов производства товара; 2) изменение покупательского спроса в зависимости от степени новизны  товара; 3) учет времени нахождения товара на рынке. Каждый товар проходит следующие  стадии: разработки и вступления на рынок, роста, зрелости, «падения» и  исчезновения с рынка, то есть имеет  свой жизненный цикл, имеющий общую  продолжительность, различную длительность отдельных стадий в пределах цикла, особенности развития самого цикла. Для каждого этапа жизненного цикла продукта редко устанавливается  единственная цена, на каждой стадии на рынке появляются новые потребительские  сегменты с различной ценовой  чувствительностью, что учитывается  в практике ценообразования.

Основные характеристики стадии разработки и вступления на рынок (development): значительные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и производственные затраты, отсутствие фактических конкурентов, цена является показателем качества товара.

Современный мир характеризуется  заметным сокращением интервала  между открытием и его массовым внедрением в производство.В то же время не все продукты являются инновационными. Считается, что если продукт требует от потребителя изменения его взглядов и привычек, это и есть инновационный продукт.

Цена на данной стадии, с  одной стороны, не играет заметной роли. Однако если для потребителей цена является показателем определенного  качества и на этой стадии существования  продукта они еще не могут сравнить его с альтернативными продуктами, то их поведение является относительно нечувствительным к цене инновационного продукта. Поэтому производители  должны предоставлять широкую информацию о тех выгодах, которые получат  потребители от использования нового продукта. В свою очередь, информация о качестве продукта чаще всего распространяется через потенциальных покупателей, поэтому будущий долгосрочный спрос  на продукт зависит от количества первоначальных покупателей. Как утверждают эксперты, спрос начинает приспосабливаться  к новому продукту, если к нему адаптировались первые 2-5% потребителей.

С другой стороны, цена на данной стадии должна в первую очередь компенсировать первоначальные затраты на исследования и развитие нового производства. Поэтому  цена, как правило, высокая.

На стадии «роста» (growth) продукт впервые сталкивается со своими конкурентами. В свою очередь, это создает для потребителя  большую возможность выбора. В  это же время возрастает информированность  потребителя о товаре, что увеличивает  его чувствительность к цене. Цена на данном этапе высокая, но ниже, чем  на предыдущей фазе. Цена должна точно  соответствовать тому качеству потребительской  ценности, которого ждет покупатель. Выход  на массовый рынок зависит от состояния  отрасли, внутренних возможностей, внешнего окружения, цели и направлений будущего развития компании. В любом случае два рыночных элемента будут всегда ограничивать возможности производителя: конкуренты и потребители.

 

 

На стадии роста можно  осуществлять следующие цели ценовой  политики:

1. «Снятия сливок», или награды, когда цена устанавливается выше цены конкурентов, подчеркивая исключительное качество продукта. В этом случае ориентация делается на менее чувствительную к цене группу потребителей. Производители работают с отдельными сегментами рынка;

2. Устанавливать цены «паритета». Это ситуация, когда осуществляется явный или тайный сговор с конкурентами или когда идет ориентация на лидера в установлении цены. В этом случае ориентация делается на наиболее типичного массового покупателя, то есть фирма работает со всем рынком.

3. Стадия «зрелости» продукта. Особенность стадии «зрелости» (maturity) — появление на рынке наиболее чувствительной к цене группы потребителей. В целом ситуация на рынке следующая:

- рынок насыщается продуктом-  ослабевает конкуренция за счет отсева не выдержавших ее фирм (в первую очередь — с высокими затратами на производство);

- часть фирм переходит на создание нового продукта. Уровень цены на стадии зрелости — низкий.

На этой стадии для фирмы  важна ее доля на рынке, поскольку  ее снижение даже при низких затратах и невозможности увеличить цену ведет к неспособности окупить  расходы.

Очень важной задачей для  фирмы является ее способность расширить  стадию «зрелости», чтобы продлить жизнь товара. Это позволяет фирме, во-первых, получить стабильную прибыль (за счет снижения затрат при значительных масштабах производства); во-вторых, дает передышку на разработку и внедрение  нового товара.

Часто в качестве отдельного этапа жизненного цикла выделяют стадию «насыщения» (saturation), но ее можно  рассматривать и как окончательную  фазу зрелости. В этот период рынок  насыщен, спрос требует новых  товаров. Чтобы конкуренты не перехватили  инициативу, надо создавать новые  товары.

На этой стадии происходит расширение рынка, во-первых, за счет ранее  не охваченных потенциальных потребителей; во-вторых, за счет географического  расширения рынка. Именно на этой стадии появляется некая общая «рыночная» цена, к которой в большей или  меньшей степени тяготеют производители. Фирмы имеют более низкие затраты  на продвижение товара за счет уже  существующих связей. Существует хорошая  конкуренция среди потребителей.

3. Стадия падения. На данной стадии товар заканчивает свое существование в условиях недогрузки производственных мощностей. Цена либо ниже, чем ранее, либо возрастает, если к этому подключается «отстающий» покупатель. Влияние данной ситуации на цены зависит от способности отрасли или отдельной фирмы избавиться от избыточных мощностей по производству данного продукта и переключиться на новый товар.

Прибыль и цена могут  резко падать, но могут и стабилизироваться  на низком уровне. В любом случае производство будет неэффективным  для любой фирмы.

Необходимо также учесть следующее.

1. Если большую часть  затрат составляют переменные  затраты или средства можно  перераспределить в более прибыльные  отрасли (например, путем сокращения  числа работающих), цены должны  снизиться незначительно, это  даст толчок к сокращению производственных  мощностей в других фирмах

2. Если затраты в основном  постоянные и невозвратные, средние  затраты зависят от сокращения  использования производственных  мощностей, ценовая конкуренция  может расти, поскольку фирмы  пытаются увеличить использование  мощностей и захватить большую  долю уменьшающегося рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование, учеб. для вузов, изд.- М.: Юрайт-Издат, 2008, 332 с.

2. Деева А.И., Ценообразование. Учебное пособие – М.:МИКХиС, 2006.-   304 с.

3. Ценообразование. Наумов В., Учеб. для вузов, изд.- М.: МИЭМП, 2010, 190 с.

4. Ценообразование. Липсиц И.В., Учеб. для вузов, изд.- М.: Юрайт- Издат, 2011, 400 с.

5. Цены и ценообразование. Конспект лекций.  Абакумова О.Г. М.: Приор-издат, 2007. — 192 с.

 


Информация о работе Методы государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики