Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:06, курсовая работа
Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Известный американский экономист Саймон считает, что на большинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…..…3
ГЛАВА 1. Методы регулирования и контроль за ценами…………4
1.1 Цели государственного регулирования и планирования………4
1.2 Формы государственного регулирования цен…………………..13
1.3 Формы соглашений планирования и регулирования цен……...20
1.4 Эффективность планирования и регулирования цен……….…23
1.5 Нарушения государственной дисциплины цен…………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кроме того, государство поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.
В
России государственное
Здесь следует дать одну историческую справку. Еще на ранней стадии развития рыночных отношений в России, т.е. в 60-е годы XVIII столетия генерал-полицмейстером (первым лицом) Петербурга устанавливались таксы (розничные цены) на продукты питания и осуществлялся контроль за их соблюдением. Розничные цены формировались на основе покупной цены продуктов с прибавлением накладных расходов и определенного размера прибыли. Таблицы (прейскуранты) с ценами, утвержденными генерал-полицмейстером, вывешивались в торговых рядах для ознакомления с ними покупателей.
Контроль за правильностью применения цен осуществляла специальная торговая полиция. Нарушители облагались большими штрафами, а их товары подлежали конфискации.
Наряду с методами прямого регулирования цен государство осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры стали применяться в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.
К методам косвенного регулирования цен относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые носят макроэкономический характер.
Обратимся теперь к опыту регулирования цен в России в последние годы (1992–1997).
Прежде всего следует отметить, что с самого начала реформ сколько-нибудь ясного представления о целях и методах государственного регулирования цен применительно к происходящей трансформации экономики у руководства страны не было, так как отсутствовали теоретические разработки по этому вопросу.
Показательно, что в законах по естественным монополиям, принятых уже в 1995 г., среди основных терминов термин «государственное регулирование» отсутствовал.
На практике же осуществлялось следующее. В течение 1992–1995 гг. субъектами государственного регулирования выступали различные органы: правительство, министерства и ведомства, комитет цен (до его упразднения), специальные службы и др. Наиболее характерными для изменения субъектов регулирования являются две тенденции:
1) снижение уровня регулирования,
Необходимость передачи полномочий на регулирование цен специальным органам объясняется злоупотреблениями министерств и ведомств своим правом устанавливать цены (тарифы), что проявлялось в завышении цен. Однако затратный характер ценообразования с введением регулирования не уменьшился, как следовало ожидать, а еще более вырос. В 1995 г. состоялась передача специальным органам прав по регулированию цен на продукцию естественных монополий. Ранее многие решения министерств и ведомств, например, о размере коэффициентов повышения цен, подлежали утверждению правительством и, следовательно, ответственность за повышение цен лежала на нем. С другой стороны, опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, по сравнению с ценами на продукцию других отраслей, был вызван в значительной мере правительственной налоговой политикой. Дело в том, что установление акцизов, НДС и их частые пересмотры в сторону повышения предусматривались в соответствующих решениях правительства.
Изменится ли что-то в практике ценообразования после проведенной децентрализации порядка регулирования цен, покажет время. Но уже сейчас имеется много нареканий от потребителей по поводу уровня цен, устанавливаемых территориальными органами федеральных служб естественных монополий.
1.2 Формы государственного регулирования цен.
В течение рассматриваемого периода в общем товарообороте страны происходило повышение доли товаров, цены на которые определялись хозяйствующими субъектами самостоятельно, т.е. были свободными. Переход к свободным ценам на потребительские товары и особенно бытовые услуги по сравнению с товарами производственно-технического назначения происходил значительно быстрее. В результате доля товаров с регулируемыми ценами непрерывно снижалась. Указом Президента РФ «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.95 г. было предусмотрено: «осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий». Оборот продукции в стране по методу ценообразования стал подразделяться на: оборот по свободным ценам; оборот по регулируемым государством ценам (например услуги естественных монополистов); продажу услуг и некоторых товаров, цены на которые регулируются муниципальными органами (тарифы на бытовые услуги, плата за жилье, проезд на городском транспорте и некоторые другие); закупки значительного числа видов сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам; продажу по лимитным ценам материально-технических ресурсов и услуг сельскому хозяйству; оборот по фиксированным ценам.
В последние годы государственное регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах:
1. Выплата отдельным
2. Установление для
3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
4. Установление твердых фиксированных цен.
5. Установление для предприятий-
6. Ограничение уровня
рентабельности предприятий-
7. Установление
8. Установление предельного
уровня торговых надбавок к
отпускным ценам производителя
для оптовой и розничной
9. Установление коэффициентов
повышения цен с целью
10. Рекомендации по применению
единой номенклатуры издержек
производства и обращения, а
также единого порядка
11. Декларирование повышения свободных цен.
На продукцию монополистов в качестве основных форм регулирования устанавливались фиксированные цены, коэффициенты повышения цен, предельные уровни рентабельности производства, цены, дифференцированные по отраслям, а также декларировалось повышение свободных цен. В течение 1992–1997 гг. роль и соотношение различных форм регулирования цен изменялись. Так, в 1994 г. по продовольственным товарам это соотношение было таким: ограничение торговой надбавки – 65% всех случаев регулирования цен; ограничение норматива рентабельности производства на предприятиях пищевой промышленности – 7%; одновременное использование первой и второй форм – 20%; дотации из местных бюджетов и установление предельных уровней цен – незначительный процент.
Из опыта государственного регулирования цен в России за последние годы можно сделать следующие выводы.
1. С самого
начала либерализации цен
2. Государственное воздействие на цены носило противоречивый характер: с одной стороны, оно было направлено на сдерживание инфляции (1993–1994), с другой – налоговая политика активно использовала перераспределительную функцию цены в интересах госбюджета. Не исключено, что второй метод использовался более активно.
3. Учитывая невозможность
создания в ближайшие годы
конкурентного рынка, отказ
Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к увеличению затрат и росту издержек, понижению качества товаров, в результате чего объемы производства и инвестиционная активность снижались, а налоговые поступления сокращались.
Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, железнодорожный транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.
Именно поэтому в названных отраслях имеются многочисленные нарушения установленного порядка ценообразования, завышения затрат, включение в цены и тарифы необоснованных издержек. Темпы роста цен и тарифов этих отраслей значительно превышают темпы роста цен на промышленную продукцию.
Так, при увеличении сводного индекса оптовых цен по отраслям промышленности за период с января 1993 по январь 1994 г. в 8,2 раза, тарифы на железнодорожный транспорт за этот период возросли в 18,6 раза, на электроэнергию – в 13,8 раза, на тепловую энергию – в 14,8 раза.
Поэтому с 1 января 1994 г. на продукцию предприятий-монополистов установлены свободные цены. При выявлении монопольного их завышения применяются меры, предусмотренные антимонопольным законодательством. Выявление и пресечение злоупотребления предприятий-монополистов свободными ценами обеспечивается возможностями действующего законодательства. В частности. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает изъятие товаров из обращения с целью повышения цен. Такие действия хозяйствующего субъекта оцениваются как проявление монополистической деятельности и относятся к злоупотреблению доминирующим положением на рынке.
Для пресечения монополистической деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынках. Министерством по антимонопольной политике РФ введены «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен». В соответствии с этими рекомендациями выявление злоупотреблений и доказательства применения монопольных цен осуществляются на основе анализа рынков, динамики цен, издержек и прибыли.
С 1 мая 1994 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.04.94 г. «О мерах по совершенствованию системы тарифов на электроэнергию» тарифы на электроэнергию утверждаются региональными энергетическими комиссиями; в частности, на коммунально-бытовые нужды населения тарифы устанавливаются не выше себестоимости производства и транспортировки электроэнергии в регион и рентабельности к себестоимости в размере 5%.
Сегодня уже можно сказать, что одномоментный скачок в рынок в нашей стране не получился, и необходима кропотливая работа по формированию рынка, конкурентной среды и конкурентного ценообразования, включая создание соответствующей законодательной и нормативной базы.
В России все еще нет закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу для реализации основ ценовой политики, отнесенных новой конституцией к ведению РФ. Такие законы действуют во многих странах с развитой рыночной экономикой и уже приняты в некоторых странах ближнего зарубежья.
В документах Правительства РФ о дальнейшем развитии реформ и стабилизации экономики России почти нет упоминания о ценовой политике. Одной из важнейших и острейших проблем отводится явно третьестепенная роль. Отсутствуют правила поведения партнеров при монопольном предложении товаров и услуг.
В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность цен, делает невозможным для отдельного производителя или посредника произвольное резкое повышение цен. Строго
говоря, в этих
странах практически нет
В обозримом периоде выпуск основных базовых видов продукции производственно-технического назначения (металла, химической продукции и др.) сохранит монопольный характер без реальных конкурентных ограничений роста цен. Еще больше обостряется положение с монопольным ростом цен, когда происходит приватизация технологически взаимосвязанных производств (комбинатов, комплексов) по частям. Вместо одного крупного монополиста образуется несколько средних и мелких, и каждое приватизированное производство (отделение, цех и др.) устанавливает монопольные цены со своей прибылью на полуфабрикат, узлы, детали, услуги, что приводит к раскрутке цен на конечную продукцию.
Поэтому, не создав конкурентного ценообразования, правительство, по-видимому, поторопилось с отменой с 1 января 1994 г. государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов, осуществлявшегося в 1992–1993 гг.
Информация о работе Методы регулирования и контроль за ценами