Монополия и ее влияние на ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе монополии и ее влияния на ценообразование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать монополию: понятие, условия существования;
рассмотреть механизм ценообразования в современной рыночной экономике;
проанализировать влияние монополий на ценообразование.

Вложенные файлы: 1 файл

Монополия и ее влияние на ценообразование.docx

— 112.31 Кб (Скачать файл)

При  этом  следует  отметить,  что  многие  зарубежные  эксперты  одним  из  самых  сложных  в  перестройке  экономики  постсоциалистических  государств  считают  реформирование  системы  ценообразования  -  главного  элемента  хозяйственного  механизма.  Именно  здесь,  по  их  мнению,  нас  ожидают  наибольшие  трудности.  Поэтому,  необходимо  «…провести  не  какое-то  частичное  совершенствование  системы  цен,  а  осуществить  радикальную  реформу  ценообразования,  взаимоувязанную  перестройку  всего  нашего  «ценового  хозяйства»…». В  развитии  данного  подхода  представляется  необходимым  конкретизировать  сущность  механизма  ценообразования  в  условиях  трансформационной  экономики. 

Для  достижения  поставленной  цели,  прежде  всего,  определим  место  и  роль  ценообразования  в  структуре  современного  хозяйственного  механизма.

Хозяйственный  механизм  представляет  собой  комплекс  специально  разработанных,  научно  обоснованных  и  законодательно  закрепленных  государством  форм  и  методов  воздействия  на  социально-экономическое  развитие  общества  на  микро-,  мезо-  и  макроуровне  с  целью  реализации  интересов  всех  субъектов  хозяйствования  с  учетом  имеющихся  ресурсов  и  складывающейся  исторической  ситуации.

Центральным  звеном  хозяйственного  механизма  трансформационной  экономики  является  индикативное  (рекомендательное)  планирование  и  коммерческий  расчет,  а  основными  элементами  -  система  экономического  стимулирования,  ценообразование,  финансово-кредитный  механизм,  система  материально-технического  обеспечения,  управление  экономикой.

Роль  элементов  хозяйственного  механизма,  конкретные  формы  их  применения  и  сочетания  друг  с  другом  весьма  сложны  и  подвижны.  Поэтому  при  проведении  реформы  хозяйственного  механизма  необходимо  стремиться  к  согласованности  и  синхронизации  всех  его  составляющих.  Механизм  ценообразования  в  этом  контексте  выступает  одновременно  и  связующим  звеном,  и  инструментом,  и  ориентиром  для  преобразований.

Анализ  экономической  литературы  в  области  ценообразования  позволил  выделить  три  основных  подхода  к  трактовке  сущности  механизма  ценообразования.

Сторонники  первого  подхода  ставят  знак  равенства  между  процессом  ценообразования  и  механизмом  ценообразования .  Тем  самым,  они  отожествляют  два  разноуровневых  понятия:  «процесс»  -  последовательность  операций  при  расчете  цен  на  различные  товары,  работы  и  услуги;  и  «механизм»  -  систему  (устройство)  управления  процессом  расчета  цен.

Второй  подход  основывается  на  утверждении,  что  «управление  и  самоуправление  ценами  формирует  ценовой  механизм,  точнее  организм» .  Его  сторонники  подчеркивают  необходимость  органического  сочетания  в  ценообразовании  рыночных  и  административных  принципов  хозяйствования,  а  также  принципов  централизованного  и  децентрализованного  управления.  С  данным  подходом  можно  согласиться,  однако,  его  необходимо  дополнить  -  конкретизировать  определения  предмета,  объекта  и  субъектов  ценообразования  на  микро-,  мезо-  и  макроуровне. 7

Сторонники  третьего  подхода  считают,  что  в  социально-ориентированной  рыночной  экономике  не  правомерно  говорить  о  механизме  ценообразования,  а  необходимо  «…концептуально  очертить  основные  начала  механизма  государственного  регулирования  ценообразующих  факторов». По  их  мнению,  государство  должно  регулировать  не  сами  цены,  а  лишь  макроэкономические  условия  их  формирования,  и,  тем  самым,  способствовать  реализации  механизма  саморегулирования  цен,  базирующегося  на  действии  объективных  экономических  законов:  закона  спроса  и  предложения,  закона  стоимости  (цен),  закона  денежного  обращения  и  др.  Данный  подход  является  весьма  интересным,  однако,  по  мнению  автора,  государственное  регулирование  ценообразующих  факторов  должно  осуществляться  не  только  на  макроуровне,  но  и,  в  определенной  мере,  на  мезо-  и  микроуровне.

С  нашей  точки  зрения,  механизм  ценообразования  -  это  комплекс  правовых  норм,  организационных  форм,  принципов  и  методов  управления  ценообразованием  на  товары,  работы  и  услуги,  производимые  в  социально-экономической  системе.

Основой  ценообразования  являются  социально-экономические  отношения,  определяющие  цель  ценообразования,  и  организационно-экономические  отношения,  характеризующие  способ  организации  и  регулирования  отношений  в  области  ценообразования.  Во  времена  командно-административной  экономики  цены  устанавливались  государством  через  специально  предназначенный  для  этой  цели  орган  -   Государственный  комитет  по  ценам  с  филиалами  в  республиках  и  на  местах.  Он  осуществлял  контроль  за  соблюдением  всеми  субъектами  хозяйствования  установленных  цен,  применяя  против  нарушителей  экономические  санкции.

В  рамках  механизма  ценообразования  могут  использоваться  прямые  и/или  косвенные  методы  управления,  основанные  на  административно-командных  и/или  экономических  (рыночных)  принципах  хозяйствования.  В  тоже  время  в  рамках  общих  принципов  управления  экономикой  целесообразно  выделить  принципы  ценообразования:

  • принцип  научного  обоснования  цен,  который  состоит  в  необходимости  познания  и  учета  в  цене  действия  объективных  экономических  законов  и  ценообразующих  факторов;
  • принцип  целевой  направленности  ценообразования,  заключающийся  в  определении  приоритетных  экономических  и  социальных  задач,  которые  должны  решаться  с  помощью  цен; 
  • принцип  непрерывности  процесса  ценообразования  в  зависимости  от  стадий  продвижения  продукции  от  производителя  к  потребителю,  а  также  в  соответствии  с  изменениями  в  рыночной  конъюнктуре;
  • принцип  единства  ценообразования  и  контроля  за  соблюдением  цен,  который  состоит  в  государственном  и/или  общественном  контроле  за  ценами  на  продукцию  стратегических  и  социально-значимых  предприятий,  а  также  предприятий-монополистов.  Цель  контроля  -  проверка  правильности  применения  установленных  законодательством  общих  для  всех  правил  ценообразования. 8 

В  структуре  механизма  ценообразования,  по  нашему  мнению,  целесообразно  выделять  два  блока:  процесс  ценообразования  и  регулирование  процесса  ценообразования.  В  свою  очередь  первый  блок  состоит  из  процессов  определения  и  формирования  цен,  а  второй  блок  -  процессов  сознательного  и  рыночного  регулирования  ценообразующих  факторов 

При  этом  под  ценой  следует  понимать  денежное  выражение  комплекса  ценообразующих  факторов,  оказывающих  влияние  на  ее  определение,  формирование  и  корректирование  в  данный  промежуток  времени.  Отсюда  все  ценообразующие  факторы  следует  разделить  на  четыре  группы:  ценоопределяющие,  ценоформирующие,  ценорегулирующие  и  ценокорректирующие.

В  рамках  первого  блока  механизма  ценообразования  субъекты  хозяйствования  (потребители  и  производители,  государство  и  регионы)  определяют  и  формируют  цены,  а  в  рамках  второго  —  регулируют  (корректируют)  полученные  результаты.

Функция  первой  составляющей  механизма  ценообразования  заключается  в  определении  верхней  границы  цен  (готовности  и  возможности  потребителей  платить  за  необходимую  им  продукцию)  и  нижней  границы  цен  (готовности  и  возможности  производителей  ее  производить).  В  рамках  процесса  определения  цен  следует  учитывать  такие  факторы,  как  уровень  доходов  и  сбережений  населения,  потребности  населения  и  степень  их  удовлетворенности,  емкость  рынка,  производственные  мощности,  имеющиеся  в  обществе  технологии,  производственные  ресурсы  и  др. 

Функция  второй  составляющей  механизма  ценообразования  заключается  в  формировании  цен  на  производимые  в  обществе  товары  и  услуги.  При  этом  в  цене  необходимо  учитывать  неконъюнктурные  (базовые),  трудовые  (объективные)  и  контролируемые  факторы:  себестоимость,  прибыль,  качество  продукции  и  др. 

За  счет  сознательного  регулирования  ценообразования  на  микро-,  мезо-  и  макроуровне  в  цене  учитываются  интересы  государства  и  отдельных  регионов,  социально  незащищенных  слоев  населения,  происходит  ограничение  монополии  и  недобросовестной  конкуренции.  А  процесс  рыночного  саморегулирования  корректирует  сформированные  цены  с  учетом  реальной  рыночной  конъюнктуры  и  формирует  ориентиры  для  дальнейшего  развития  социально-экономической  системы.

При  определении  цен  целесообразно  комбинаторное  использование  разновидностей  ценностных  и  рыночных  методов,  при  формировании  цен  -  современные  модификации  затратных  и  параметрических  методов  ценообразования,  а  при  регулировании  цен  -  модификации  затратных  и  параметрических  методов  ценообразования,  разновидности  рыночных  методов  ценообразования.

Таким  образом,  предлагаемый  подход  конкретизирует  сущность  и  структуру  механизма  ценообразования  в  условиях  российской  рыночной  экономики. 

 

 

 

Глава 2. Влияние монополий на ценообразование

 

2.1. Ценообразование  в монополии. Влияние монополии и конкуренции на установление цен

 

Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

  • выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
  • сводит конкретный труд к общественно - необходимому;
  • содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры:

  • расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей;
  • ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки. 9

Монопольная цена - особый вид цены, устанавливаемой под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает  цену, которую в условиях конкуренции  на товарном рынке, сопоставимом  по количеству продаваемого за  определенный период товара, составу  покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей  приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый  товарный рынок), устанавливают хозяйствующие  субъекты, не входящие с покупателями  или продавцами товара в одну  группу лиц и не занимающие  доминирующего положения на сопоставимом  товарном рынке;

2) эта цена превышает  сумму необходимых для производства  и реализации такого товара  расходов и прибыли./29, гл.1, ст.6/

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции  на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

Информация о работе Монополия и ее влияние на ценообразование