Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:14, контрольная работа
Любая сфера предпринимательской деятельности: производство материальных благ, их реализация, оказание многообразных услуг связано с формированием цены. Поэтому знание исходных основ теории и практики предпринимательства в условиях свободного ценообразования на предприятиях приобретает особую значимость, так как от уровня цены и ее обоснованности зависит реализация основных целей предприятия: рентабельность, конкурентоспособность, объем реализации, прибыль.
1. Понятие и сущность цены.
2. Понятие рыночной цены.
3. Государственное регулирование цен
Список используемых источников и литературы
Министерство сельского хозяйства РФ
Забайкальский аграрный институт – филиал
ФГОУ ВПО Иркутской
государственной
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Ценообразование__
Студентки: 3-4 курса, спец-ть 080109
Личный шифр: ___087046__
ФИО студента: Гусевская Н.В
ФИО преподавателя: _Бдицких В.В
г. Чита 2011 год
План контрольной работы
1. Понятие и сущность цены.
2. Понятие рыночной цены.
3. Государственное регулирование цен
Список используемых источников и литературы
1. Понятие и сущность цены.
В условиях переходного периода цены играют решающую роль в стимулировании развития общественного производства. Они используются как экономический инструментарий для решения экономических и политических задач развития общества на всех стадиях расширенного воспроизводства.
Цена – важнейший экономический рычаг управления хозяйственной деятельностью фирмы, элемент экономических связей между производством и потреблением, сбалансированности спроса и предложения.
Цены определяют все основные пропорции в экономике: они воздействуют на формирование потребительского спроса, влияют на структуру расходов населения, определяют формирование госбюджета. Цена служит орудием конкурентной борьбы, а конкуренция – это мощный двигатель рыночной экономики. Именно она продвигает ее вперед, используя закон
стоимости, механизм ценообразования.
Любая сфера предпринимательской деятельности: производство материальных благ, их реализация, оказание многообразных услуг связано с формированием цены. Поэтому знание исходных основ теории и практики предпринимательства в условиях свободного ценообразования на предприятиях приобретает особую значимость, так как от уровня цены и ее обоснованности зависит реализация основных целей предприятия: рентабельность, конкурентоспособность, объем реализации, прибыль.
Таким образом, цена – сложная экономическая категория, которая является ключевым инструментом рыночной экономики, т.к. в ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики.
В экономической литературе существуют несколько наиболее распространенных определений цены:
а) классическое определение К. Маркса «цена есть денежное выражение стоимости товара».
б) цена определяется не «затратной» стоимостью, а «альтернативной» стоимостью, т.е. цена данного товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести за эту же денежную массу.
в) есть определение цены в системе маркетинга. «Цена определяется как денежная сумма, взимаемая за конкретный товар».
г) и, наконец, цена представлена в виде формы общественной оценки ресурсов, товаров и услуг.
Таким образом, цена означает сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Названные определения цены не могут быть совершенно объективными, т.к. одни выражают интересы производителей, другие – потребителей.
2. Понятие рыночной цены.
Целью любого способа производства является доведение продукта от производителя к конечному потребителю. В условиях рынка это происходит в порядке обмена товара на товар, или товара на деньги. Рынок – это сфера, где каждый день миллионы потребителей и тысячи предприятий договариваются о ценах на все товары и услуги, которые покупаются и продаются, т.е. обмениваются. Способность товара обмениваться на другой определяется, прежде всего, его потребительной стоимостью – полезностью вещи, его свойствами удовлетворять определенную человеческую потребность.
Цена на рынке отклоняется от стоимости, т.к. стоимость формируется под влиянием объективных реальных условий производства, а на цену влияют еще и рыночные условия и требования. Цена – компромисс, к которому приходят покупатель при купле-продаже товара. Она должна удовлетворять одновременно интересы и производителя и потребителя. Производитель
стремится назначить такую цену на товар или услугу, чтобы она не только возмещала ему издержки, но и обеспечивала получение прибыли, т.е. цена связана со стоимостью товара.
Основными факторами, которые отклоняют цену от стоимости, являются: стоимость самих товаров; стоимость денежного материала; соотношение спроса и предложения; политическое регулирование.
Несмотря на то, что цены на отдельные товары отклоняются от их стоимости, в целом сумма цен равна стоимости всей товарной массы.
3. Государственное регулирование цен
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важнейших и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. Здесь в большей степени получает развитие неценовая конкуренция.
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на: прямые, косвенные
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.
Как правило государство прямо регулирует цены на те виды товаров и услуг, которые образуют систему цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны.
Регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Прямое государственное регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.
Проводя активную ценовую политику, государство может обеспечить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чисто рыночного хозяйствования (долговременные научно-технические программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др. ). Подобный результат может быть достигнут как путем использования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.
Конечно, при чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание рынка не имеющими сбыта товарами.
В случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.
В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение установлением и регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монопольных предприятий. В переходный для общества период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.
К основным методам прямого регулирования цен, где государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня можно отнести:
• регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли
• блокирование повышения цен
• установление верхнего и нижнего пределов цен
• обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье
• различного рода дотации
• изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары
• “замораживание цен”
• установление нормативов для определения цен
• декларирование цен и др.
Из опыта государственного регулирования цен в России за последние годы можно сделать следующие выводы:
• с самого начала либерализации цен отсутствовало четкое представление о целях и методах регулирования рыночного ценообразования.
• государственное воздействие на цены носило противоречивый характер: с одной стороны, оно было направлено на сдерживание инфляции( 1993-1994), с другой – налоговая политика активно использовала пере распределительную функцию цены в интересах госбюджета.
• учитывая невозможность создания в ближайшие годы конкурентного рынка, отказ государства от усиления регулирования цен означает развитие стихийного ценообразования, заключающего в себе возможность роста инфляции по сравнению с регулируемым рынком, предполагающим сочетание прямых административных методов регулирования цен с косвенными, т. е. экономическими.
• существующая в России система государственного регулирования цен на
продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждает предприятия не к снижению цен, а к увеличению затрат и росту издержек, понижению качества товаров, в результате чего объемы производства и инвестиционная активность снижается, а налоговые поступления сокращаются.
Сегодня уже можно сказать, что одномоментный скачок в рынок в нашей стране не получился, и необходима кропотливая работа по формированию рынка, конкурентной среды и конкурентного ценообразования, включая создание соответствующей законодательной и нормативной базы.
В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.
К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:
• завышение регулируемых государством цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
• завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;
• применение свободных оптовых (отпускных)цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителем в установленном порядке;
• завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня и т. д.
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Минэкономики РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителя в установленном порядке.
Список используемых источников и литературы
1. Бобёр А.А Ценообразование: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2001.
2. Герасименко В.В Ценообразование: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005.
3. Есипов В.Е Цены и ценообразование: учебник для вузов. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008.