Правовые вопросы государственного регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение рекомендаций по регулированию цен. Задачи:
Определение теоритических основ;
Рассмотрение методов государственно регулирования цен;
Разработка практических рекомендаций.
Объектом курсовой работы является система правовых вопросов государственного регулирования цен.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы изучаемой темы…………………………….5
Глава 2. Методы исследования, оценка изучаемого объекта………………..7
2.1 Сущность государственного регулирования цен……………………7
2.2 Взаимодействие верхнего и нижнего предела цены на функционирование рынка……………………………………………………..8
2.3 Оценка государственного регулирования рыночных цен…………11
Глава 3. Практические рекомендации по проделанной работе……………13
3.1 Методологические принципы регулирования цен ………….……15
3.2 Направления совершенствования государственного регулирования цен…………………………………………………………………….………....20
Заключение…………………………………………………………….…………23
Список использованной литературы…………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

ценообразование курсовик.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

    Одной из основных форм воздействия федеральных органов на процессы ценообразования стали конкурсные закупки продукции для государственных нужд.  Что касается регионов,  то здесь конкурсные торги практически не проводятся.

     Регулирование цен в регионах,  как и на федеральном уровне может осуществляться прямыми и косвенными методами.  Выбор методов ценового регулирования, обусловлен:

  • основными объектами государственного регулирования цен на региональном уровне являются социально значимые товары и услуги. специфическими региональными особенностями  (структура производства и потребления,  специфика межрегиональных связей,  социально- экономическое положение региона,  наличие финансовых ресурсов в региональных бюджетах);
  • этапами социально-экономического развития страны:

      1. Начало либерализации цен 1992-1994  гг. 

           2. Углубление либерализации цен (1995 - II  полугодие 1998  гг.). 

           3. Кризисное состояние экономики -  август 1998  г. -1999  г.

    Административные (прямые) формы и методы регулирования цен не всегда используются как самостоятельные,  они объединяются с другими косвенными формами.  Одной из косвенных форм регулирования становится заключение двух -  трехсторонних соглашений региональных органов исполнительной власти с местными товаропроизводителями,  а также с торгующими организациями об обязательствах по сдерживанию роста цен  (тарифов). Косвенной формой контроля за уровнем цен стало изменение организационной формы торговли  (например,  ярмарки-распродажи,  организуемые местными администрациями),  ведущие к снижению цен.      Применение подобных форм становится возможным за счет предоставления предприятиям льгот по аренде помещений, коммунальных услуг и т.д. В период финансово-экономического кризиса меры,  принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, позволяли своевременно влиять на динамику и способствовать замедлению роста цен на потребительском рынке и стабилизировать социальную обстановку в регионах.

     Основой реформирования жилищно-коммунального хозяйства является переход к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг  (ЖКУ).

    Важность регулирование цен в этой сфере характеризуется двумя основными моментами:

  • особым социальным значением жилищно-коммунальных услуг для населения;
  • тем,  что организации инфраструктурного обеспечения коммунальными услугами являются естественными (локальными) монополиями.

     Анализ практики ценообразования в сфере ЖКУ выявил наличие существенной дифференциации тарифов на них как по регионам страны, так и в границах субъектов РФ.

    Особое социальное значение имеют лекарственные средства и изделия медицинского назначения,  в связи с чем цены на эту продукцию подлежат государственному регулированию, как на федеральном, так и на региональном уровне.  Так,  федеральные органы исполнительной власти ведут Реестр, регистрируя цены производителей,  органы исполнительной власти на своих территориях устанавливают предельный уровень оптовых и розничных надбавок к ценам регистрации.

    Анализ практики такого регулирования выявил существенные недостатки:

         1.Отпускные цены производителей значительно ниже зарегистрированных Минздравом РФ.   Надбавки к ценам устанавливаются без учета даты изготовления лекарственных средств. Поставщики в документах ставят цены на дату последней регистрации. Все это ведет к повышению цен.

        2.Большинство  лекарств проходит через сеть посреднических организаций в различных регионах России. Во всех субъектах РФ установлены различные уровни оптовых надбавок,  поэтому проконтролировать правильность формирования цены не представляется возможным, что создает благоприятные условия для завышения цен.

       3.Существующей нормативной базой нечетко определен порядок оформления товарно-сопроводительных документов на лекарства,  а это усложняет правильность формирования оптовых и розничных цен. Таким образом,  анализ отечественной практики государственного регулирования цен позволил сделать вывод об отсутствии в настоящее время эффективного механизма ценового регулирования.

 

3.2 Направления совершенствования государственного регулирования цен.

     Выявленные в ходе исследования противоречия и недостатки действующей системы государственного регулирования цен позволили определить ряд мер по их устранению и обеспечению повышения эффективности проводимой ценовой политики.

     Основой механизма государственного регулирования цен является законодательная база, поэтому, прежде всего, необходим Федеральный закон о ценах и ценообразовании,  который должен определить правовую базу для осуществления государственной ценовой политики,  порядок формирования и применения цен,  полномочия и ответственность соответствующих субъектов предпринимательской деятельности и органов ценообразования.    Этим же законом должны определяться допустимые формы регулирования, экономические санкции за нарушение установленной государственной дисциплины цен и право осуществлять контроль за ее соблюдением.   

    Возможность государственного регулирования цен,  как и ведение любых управленческих процессов во многом определяется организационной структурой органов управления, поэтому параллельно с совершенствованием законодательной базы требуется создание новой структуры органов, осуществляющих государственное регулирования цен.    

     Нужен единый орган,  реализующий государственную политику цен на федеральном уровне.  Это может быть Комитет по ценам и тарифам или Госкомцен или Тарифный комитет. Создание такого органа позволит избежать дублирования действий отраслевых органов и обеспечить межотраслевую координацию процессов ценообразования. Аналогичные структуры должны функционировать и в субъектах федерации. Функций органов ценообразования в том числе права,  обязанности,  ответственность,  а также полномочия в осуществлении контроля, должны быть четко прописаны в положениях об этих органах и иных нормативно-правовых актах. 

     Это придаст легитимность контрольным правам органов ценообразования,  позволит отработать реальные взаимосвязи регулирующих органов ценообразования между собой и соответствующими уровнями государственных структур  (вплоть до установления вертикальной подчиненности).

     Руководство федеральных органов ценообразования в регионах должно осуществляться через:

  • методическое руководство  (методики,  указания,  рекомендации,  типовые алгоритмы, стандартные программы для решения задач ценообразования);
  • координацию действий,  то есть обеспечение одновременного и взаимоувязанного проведения работ на всех уровнях;
  • информационное обеспечение,  в том числе обмен опытом между регионами и связь с другими управляющими структурами.

     Субъекты РФ на правовой основе должны получить полномочия в исключительных случаях устанавливать в пределах своих территорий регулирование цен на основные социально значимые товары.  Для этого необходимо четко определить критерии отнесения ситуации к «исключительной» (регулирование может вводиться при определенных условиях и на определенный срок и т.д.). Следует создать механизм ценового

регулирования в условиях кризисной ситуации,  включающий набор средств и методов воздействия на цены. Главной же целью антикризисных мер ценового регулирования должно стать недопущение снижения жизненного уровня населения в результате значительного общего повышения цен,  обеспечение продуктами первой необходимости средних и низших    слоев населения по доступным для них ценам.

     В рамках механизма ценового регулирования должны быть представлены отраслевые подсистемы. С целью совершенствования государственного регулирования цен на платные услуги бюджетных организаций необходимо -предоставить право органам исполнительной власти субъектов РФ регулировать цены на услуги,  частично или полностью финансируемые бюджетами различных уровней.  Перечни платных услуг государственных учреждений и организаций должны    быть    определены    на уровне Правительства РФ. Ведомственные методические положения по формированию тарифов на эти услуги должны быть согласованы с Минэкономики РФ,  что исключит возможность включать в них затраты, не связанные непосредственно с оказанием этих услуг. Недопустима дифференциация тарифов в зависимости от организационно-правовых форм субъектов предпринимательства. При оказании услуг,   связанных с контрольно-надзорными функциями, уровень рентабельности базовых тарифов должен быть ограничен средним (региональным)  уровнем рентабельности в отраслях промышленности за предшествующий год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В этой работе мы приступили к рассмотрению взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен -- общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль государства, нам пришлось проанализировать регулирование цены на уровне «пола» и «потолка».

     «Потолок» цены - законодательно утвержденное максимальное значение цены товара или услуги. Пример - контроль за уровнем ренты. Если верхний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупателей, продавцы выбирают покупателей.

    «Пол» цены - законодательно утвержденный минимум цены товара или услуги. Пример - минимальный размер оплаты труда. Если нижний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса. Следствие избыточного предложения - необходимость распределения покупательского спроса на товары и услуги, покупатели выбирают продавцов.

    В случае естественной монополии, высокие постоянные и низкие предельные затраты не позволяют произвести ценообразование по предельным затратам, что приводит к их убыточности. Есть несколько способов регулирования цен на продукцию естественного монополиста. Один из способов - это установление такой цены, при которой экономическая прибыль монополии равна нулю.

Нельзя забывать, что рыночная цена - это цена равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке. Рыночная цена образуется путём принятия миллионов маркетинговых решений между производителем и потребителем. Именно поэтому государственное вмешательство не всегда имеет положительный характер. Государственные чиновники, желая поддержать производителя или беднейшие слои населения, устанавливают верхние и нижние приделы цен, но очень часто установление контроля над ценами отрицательно сказывается именно на тех, кому хотят помочь политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Томпсон А. Экономика фирм.// «Финансы и кредит».- М., - 2008. с.300

2. Видяпин В. Экономическая теория: Учебник// ИНФРА. – М., 2003. с.280

3. Иохин В. Экономическая школа//ИНФРА.- М., 2007. с.300

4. Максимова В. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебное пособие// Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. с. 300

5. Микроэкономика// под ред. Гальперина СПб., 2007. с. 245

6. Моргунов В. Нормирование прибыли  при регулировании цен естественных  монополий. // Вопросы экономики. - 2001. - №9. с. 78

7. Мэнкью Г. Принципы экономикс.//Питер,- СПб.,: 2009. с. 234

8. Сломан Дж. Экономикс. (Пер. с английского  под ред. С.В.Лукина).//Питер - СПб., 2005. с. 346

9. Ценообразование под ред. Полещук  И.//ИНФРА - Минск БГЭУ, 2003. с. 234

10. Юданов А. Микроэкономика. Теория и российская практика//Кнорус - М., 2004. с. 349

11. Яговкина А.В.  Государственное регулирование цен //  Научная сессия

профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1997 года. Кр. тез. докл. Ч.1. – СПбУЭФ, 1998. – 0,1 п.л.

12. Яговкина А.В.  Государственное регулирование цен //  Научная сессия

профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов

по итогам НИР 1998 года. Кр. тез. докл. Ч.1. – СПбУЭФ, 1997. – 0,1 п.л.

13. Яговкина А.В. Местные органы ценообразования на современном этапе //

Современная российская экономика  (проблемы и перспективы):  Сборник

научных трудов. Ч. 5. – СПбГУЭФ, 2000. – 1,2 п.л.

14. Яговкина А.В. Государство и цены // Товар – деньги - товар, 2000. - № 4. –

0,34 п.л.

15. Яговкина А.В. Методы регулирования цен в регионе //   Товар – деньги -

товар, 2000. -  № 7. –  0,38 п.л.

Информация о работе Правовые вопросы государственного регулирования цен