Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:44, курсовая работа
Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень населения. Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.
Введение
1. Экономическая теория ценообразования
2.
3. Виды издержек в процессе формирования цен
4. Стратегии установления цен на новые товары. Основные подходы к ценообразованию
5. Ценообразование при наличии переменных издержек
6. Ограничения при ценообразовании в зависимости от величины издержек
7. Использование в ценообразовании зависимости прибыли от объема производства
8. Издержки будущего периода, принимаемые в расчет при оценках
Заключение
Список литературы
Бухгалтерская прибыль (финансовая прибыль) представляет собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее явными издержками. Как правило, на практике, руководитель сталкивается именно с этим видом прибыли.
Экономическая прибыль является разницей между валовым доходом (выручкой) и всеми (как явными, так и вмененными) издержками фирмы. Экономическая прибыль заметно отличается от бухгалтерской (номинальной), которая вычисляется как разница между выручкой и издержками. Нормальной экономической прибылью считается прибыль, равная вмененным издержкам, вложенным в дело владельцем фирмы. Основным показателем вмененных издержек традиционно считается размер банковской учетной ставки.
Существует два основных вида явных издержек - постоянные и переменные. К постоянным (FC, англ. fixed costs).относятся факторы, которые используются фирмой постоянно, независимо от объемов производства и даже независимо от его временного прекращения. К таким издержкам относится аренда помещения, поскольку арендную плату надо платить в любом случае, сколько бы продукции мы ни производили. То же можно сказать и о возмещении банковского кредита, уплате страховых взносов, коммунальных услуг, об амортизационных отчислениях и т.п.
К переменным издержкам фирмы (VC, англ. variable costs) относят возмещение затрат на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топливо, электроэнергию и т.д. Если производство прекратится, то переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные издержки останутся на том же уровне. С расширением производства переменные издержки будут возрастать, фирме потребуется больше сырья, материалов, работников и т.п.
В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие, или валовые, издержки производства (ТС, англ. total cost).
Производной категорией от валовых являются средние издержки. Средними (AC англ. average cost) называются издержки на единицу производимой продукции. Сравнивая средние издержки с ценой продукции, можно получить представление о прибыльности работы фирмы, можно рассчитать средние постоянные (AFC англ. average fixed cost), средние переменные (AFC англ. average variable cost) и средние валовые (AFC англ. average total cost).
Другой, не менее важной категорией
являются предельные издержки, расчет
которых позволяет определить максимальную
эффективность использования
Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях. При постепенном введении в производство дополнительных единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растет, а затем ее прирост начинает снижаться.
Допустим, что фирма в своей деятельности использует только один переменный ресурс -- труд, отдачей которого является производительность. По мере загрузки оборудования выпуск продукции быстро нарастает, затем прирост постепенно замедляется до тех пор, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки оборудования. Если продолжать нанимать рабочих, они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов рабочих станет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.
Прирост продукции за счет увеличения на единицу количества переменного фактора называется предельным продуктом этого фактора. В данном случае предельным продуктом труда (МРl англ. marginal product) будет прирост объема производства за счет привлечения одного дополнительного рабочего.
Однако фирма в своей деятельности сталкивается в первую очередь не с количеством используемых ресурсов, а с их денежной оценкой: ее интересует не количество нанятых рабочих, а затраты на выплату заработной платы. Как изменятся издержки фирмы (в данном случае на оплату труда) на каждую дополнительную единицу выпускаемой продукции видно в приведенной ниже таблице.
Таблица 1. Издержки и выпуск при одном виде переменных ресурсов
Численность рабочих, чел. |
Выпуск продукции, шт. |
Издержки фирмы, руб. |
||
на выплату зарплаты |
предельные |
|||
1 |
0 |
0 |
-- |
|
2 |
5 |
2000 |
400 |
|
3 |
15 |
3000 |
100 |
|
4 |
35 |
4000 |
50 |
|
5 |
50 |
5000 |
66,7 |
|
6 |
60 |
6000 |
100 |
|
7 |
65 |
7000 |
200 |
|
8 |
65 |
8000 |
-- |
|
9 |
55 |
9000 |
-- |
|
Наем каждого рабочего обходится фирме в 1000 руб. Один рабочий вообще не в состоянии произвести продукцию, двое рабочих могут произвести 5 единиц, трое рабочих -- 15 единиц и т.д. Фирма не будет нанимать восьмого и девятого рабочих, так как восьмой не сможет обеспечить прироста производства, а девятый будет мешать, и производство сократится. Поэтому фирма либо примет решение о расширении производственных площадей, которые позволят эффективно использовать дополнительных рабочих, либо ограничится наймом 2--7 рабочих при уже существующих мощностях. Этот пример характерен для краткосрочного периода деятельности предприятия.
В долгосрочном временном интервале фирма может менять все используемые факторы производства. Иными словами, все издержки будут выступать в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Например, стоит ли создавать для выпуска заданного объема товаров одно крупное предприятие или несколько мелких? Какой вариант позволит минимизировать издержки? Если размеры нашей фирмы удвоились (построили новое здание, закупили новое оборудование), в какой пропорции изменится объем выпускаемой продукции?
Нивелировать действие закона убывающей отдачи можно только расширив масштабы производства, открыв новый цех с новым оборудованием. На этом новом, более крупном предприятии закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме. Однако, даже у расширения масштабов производства есть свой предел. В какой момент дальнейшее расширение не только не будет уменьшать издержки, но будет и увеличивать их.
Существует много объяснений эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштаба производства, как правило, вызвана тем, что по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и Управлении, на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование, кроме того существует большие возможности для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.
Отрицательный эффект масштаба
возникает в связи с нарушением
управляемости в чрезмерно
Эффект масштаба проявляется
в отдельных отраслях по-разному.
Существуют отрасли, где средние
издержки достигают минимума при
очень большом объеме выпускаемой
продукции, достаточном для удовлетворения
рыночного спроса. Это отрасли, так
называемой естественной монополии. С
точки зрения экономии издержек в
них целесообразно
4. Стратегии установления цен на новые товары. Основные подходы к ценообразованию
Успех деятельности предприятия определяют следующие составляющие: ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования.
Развитие рыночной экономики означает переход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать комплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектов хозяйствования.
Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать общественно-необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать ее потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги.
В отличие от единой стабильной государственной системы цен, построенной на традиционном затратном механизме ценообразования, основанный на свободной конкуренции и на других факторах, характерных для товарного производства.
Понятие о цене определяется как денежное выражение стоимости товара или «цена - это форма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать».
Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в окружающей среде.
Установление цен на новый товар
Стратегический подход фирмы к проблеме ценообразования частично зависит от этапов жизненного цикла товара. Особые требования предъявляет этап выведения на рынок. Можно провести различие между установлением цены на подлинную новинку -- «ноу-хау» и установлением цены на товар, имитирующий уже существующие.
Установление цены на подлинную
новинку. Фирма, выпускающая на рынок
защищенную патентом или «ноу-хау»
новинку, при установлении цены на нее
может выбрать стратегию «
Стратегия «снятия сливок» предусматривает высокие цены, чтобы «снять сливки» с рынка. После того как начальная волна сбыта замедляется, фирма снижает цену, чтобы привлечь следующий эшелон клиентов, которых устраивает новая цена. Подлинные лидеры затем переходят на выпуск новой, более совершенной продукции.
Такая стратегия характерна для наукоемких отраслей и предприятий, обладающих высоким технологическим потенциалом. Примером может служить фирма «Интелл» с микропроцессорами «Пентиум» и «Пентиум II». В российских условиях такая стратегия доступна в основном научно-производственным предприятиям военно-промышленного комплекса. Использование метода «снятия сливок» с рынка имеет смысл при следующих условиях:
ь высокий уровень спроса со стороны большого числа покупателей;
ь издержки мелкосерийного производства не настолько высоки, чтобы исключить финансовые выгоды;
ь высокая цена поддерживает образ высокого качества товара.
Стратегия прочного внедрения на рынок предполагает сравнительно низкую цену новинки в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевания большой доли рынка. Эта стратегия может быть реализована путем экономичного массового производства. На товар устанавливают минимально возможную цену, завоевывают большую долю рынка и сокращают издержки производства. По мере их сокращения продолжают постепенно снижать цену. Эта стратегия возможна в следующих условиях:
ь рынок очень чувствителен к иенам, и низкая цена способствует его расширению;
ь с ростом объемов издержки производства и реализации падают;
ь низкая цена непривлекательна для конкурентов.
Обе стратегии долгосрочных перспектив не имеют.
Установление цены на новый
товар-имитатор. Фирма, планирующая
разработать новый товар-
От централизованного
рыночное ценообразование принципиально
отличается тем, что цены в данном
случае устанавливаются в соответствии
со спросом и предложением самим
собственником или
Существует два альтернативных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.
Затратный подход к ценообразованию
исторически является самым устоявшимся
и на первый взгляд самым надежным,
поскольку в его основе лежит
такая реальная категория, как затраты
фирмы на производство и сбыт товара,
подтвержденные бухгалтерскими документами.
Затратный подход к ценообразованию
- это метод ценообразования, с
помощью которого для определения
цены применяются фактические