Прямое государственное регулирование цен в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Сложившаяся система государственного регулирования цен представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

    В России регулирование цен государством было введено по продукции, которая  определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, например, меха, ковры, хрусталь, драгоценные металлы, и др., даже при их монопольном производстве формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.

    В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.

    К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:  
- завышение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;  
- завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредоставление установленных скидок;  
- применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке;  
- завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня и т.д.

    Контроль  за соблюдением государственной  дисциплины цен во всех отраслях экономики  России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.

    Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной дисциплины цен и получившее в результате этого излишние суммы, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей без уплаты штрафа независимо от финансового состояния предприятия. При этом обязательным является одновременное снижение цены на продукцию, товары, услуги данного предприятия.

    Суммы, полученные в результате нарушения  государственной дисциплины цен  и подлежащие изъятию в доход бюджета, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и услуг по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством.

    Контроль  за ценами с применением экономических  санкций за нарушение государственной  дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные  на территории России, включая предприятия  с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

    Следует отметить настоятельную необходимость  прямого государственного контроля прежде всего монопольных рынков. Там, где признана естественной государственная  монополия, например, в оборонной  промышленности, фундаментальной науке и т.п., уместно настоящее, полно- масштабное администрирование. Это и текущее, и долгосрочное планирование производства, издержек и цен, и прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, и гарантированное материально-техническое снабжение, и централизованные государственные закупки. Вполне допустимо административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые относятся к монополии государства. Оно может осуществляться путем введения жестких акцизных ставок, планирования цен или в каких-то иных формах.

 

     Список используемой литературы 

    
  1. Беседина  В.Н., Волкова Е.Е. Ценообразование: Учебное  пособие. – М.: Экономистъ, 2006.
  2. Желтякова И. Цены и ценообразование. Краткий курс/Учебное пособие.– Спб.: Издательство «Питер»; 1999.
  3. Оганесян А.А. Цены и ценообразование. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
  4. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  5. Ценообразование и налогообложение; Учебник. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2003.

Информация о работе Прямое государственное регулирование цен в России