Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:49, контрольная работа
Цель работы – рассмотрение экономических рисков в установлении цены.
Задачи:
- проанализировать теории и функции риска в современной экономике;
- дать оценку экономического риска;
- изучить способы снижения экономического риска;
Введение
Ценообразование
– процесс формирование цен,
определение их уровне и
соотношений. Объективной
Предприятие устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом факторов, действующих в окружающей среде.
Риски в
рыночной ситуации связаны с
рискованностью принимаемых
- рискованностью коммерческой сделки;
- неопределенностью действий конкурентов;
- неопределенность эффективность производства;
- непредвиденными политическими событиями;
- риски в образовании цены.
Объектом изучения в работе является изучение экономического риска в установлении цены.
Цель работы – рассмотрение экономических рисков в установлении цены.
Задачи:
- проанализировать теории и функции риска в современной экономике;
- дать оценку экономического риска;
- изучить способы снижения экономического риска;
1 Понятие экономического риска
Любое предприятие
несет риски, связанные с
различными направлениями
Экономический
риск – это деятельность
Теории и функции риска в современной экономике
В экономической литературе сложились две теории риска:
- классическая;
- неоклассическая.
Классическая
теория, представителями которой
являются Милль и Сениор, при
исследовании
- процент как долю стоимости товара, приходящуюся на вложенный капитал;
- плату за риск как возмещение возможных потерь, связанных с предпринимательской деятельностью.
Согласно классической теории риск отождествляется с ожиданием потерь, которые могут наступить в результате реализации того или иного предпринимательского решения, т.е. риск в этой теории – возможный материальный ущерб. Выбор решения по этой теории зависит от ожидаемых потерь.
Неоклассическая
теория возникла в 20-30-е
Теория неоклассического риска основана на следующих положения:
- предприятие (фирма),которое работает в условиях неопределенности и прибыль которого является случайно переменной величиной, должно руководствоваться в своей деятельности двумя критериями: первый критерий - размеры ожидаемой прибыли, а второй – величина ее возможных колебаний;
- поведение предпринимателя обусловливается концепцией предельной полезности: если нужно брать один из двух вариантов инвестирования капитала, дающего одинаковую предпринимательскую прибыль, то следует выбирать тот из них, в котором колебания прибыли будут наименьшими и более выгодными.
Из неоклассической
теории риска следует, что верн
В настоящее время наибольшее признание и доверие получила вторая теория риска, неоклассическая. дополненная экономистом Кейнсом. Суть дополнений в данной теории риска состоит в том, что для принятия решений в неопределенных ситуациях следует рассчитывать и учитывать не только потенциальные отклонения прибыли от ожидаемой величины, но и сам этот ожидаемый уровень прибыли. Иными словами, рассчитывая на большую прибыль, иногда и следует рискнуть.
Риск может
выполнять роль защиты
- в своей экономической деятельности участники экономического процесса всегда создавали и использовали различные формы собственной защиты от нежелательных последствий. Практически это выражается в создании различного рода страховых фондов, резервных фондов, а также существует страхование предпринимательских рисков;
- защита действий предпринимателей в неясных ситуациях на государственно-правовом уровне. Соответствующие положения включаются в хозяйственное, уголовное и трудовое законодательство РФ.
Стимулирующая роль готовности к риску может быть:
- конструктивной (созидательной);
- деструктивной (разрушительной).
В первом
случае готовность
Во втором случае волевое принятие решений может привести к авантюристским действиям и должно рассматриваться как необоснованный волюнтаризм.
2 Роль оценки риска при расчете цены
Современное развитие рыночной экономики
характеризуется высокой
- просчеты покупателей и продавцов;
- нарушение обязательств со стороны участников хозяйственной деятельности;
- изменение цен, налогов, платежей; и др.
В той или иной степени указанные причины всегда имеют место, поэтому неопределенность будущей экономической ситуации делает риск неизбежным.
Равная экономическая свобода субъектов хозяйствования неизбежно порождает экономический риск. Это связано с тем, что в широком смысле рынок представляет собой экономическую среду, где происходит относительно свободное взаимодействие покупателей и продавцов в целях купли-продажи товаров и услуг, рыночные субъекты самостоятельно принимают решения о купле-продаже, определяют цены, объемы покупок и продаж, виды сделок и т.д. За экономическую свободу необходимо платить, так как свободе одного субъекта хозяйствования сопутствует свобода других, которые могут покупать или отказываться от покупки его продукции, предлагать за нее встречную продукцию по другим ценам, диктовать свои цены и условия сделок и т.д. В этом случае выгода для одних оборачивается убытками для других.
При рыночной экономике государство не несет ответственности за обязательства и действия предприятия. Тяжесть рынка и последствия потерь ложатся непосредственно на само предприятие, сказываются на результатах его финансово-хозяйственной деятельности. При этом фактор риска является сильным стимулом активизации предпринимательства, изучения возможностей рынка, рационализации деятельности предприятия, поиска новых производственных резервов.
Основной риск заключается
том, что товаропроизводитель
В условиях стабильной рыночной конъюнктуры производители обычно избегают значительных колебаний цен как в сторону снижения, так и в сторону повышения. Однако в условиях кризиса, который обычно сопровождается развитием инфляционных процессов, производитель вынужден применять тактику повышения цены, основанную на ожидаемых инфляционных изменениях. В первую очередь это связано с возможностью переключения ценовых рисков.
Экономический риск в
предпринимательстве
Процесс ценообразования обычно начинается с анализа спроса и предложения. При этом в экономической теории принято использовать графическое изображение спроса и предложения в виде кривых, пересечение которых определяет равновесную цену. В то же время такое определение можно назвать в некоторой степени условным, во-первых, потому, что данные для построения кривой спроса могут быть получены только на основе анализа уже существующего рынка товаров, т.е. маркетинговые исследования дают информацию об уже сложившемся спросе, а процесс установления цены товара ориентирован на будущее. Во-вторых, при построении кривой предложения не учитываются конкурентные реакции, которые в будущем могут существенно повлиять на него, а достоверно предсказать в настоящий момент возможные отклонения данных предложения нельзя. Кроме того, информация о спросе и предложении представляет собой область точек, и для построения кривой производится выравнивание, следовательно речь должна идти не о точке, а об области равновесия.
Таким образом, цена, назначаемая фирмой на свою продукцию, является случайной величиной, зависящей от многих факторов, которые не могут быть полностью учтены на момент ее определения, следовательно существует ценовой риск.
Как уже отмечалось, предприятие из-за инфляционного ожидания постоянно находится в состоянии риска, поскольку под воздействием инфляции происходит изменение спроса, что отражается большим разбросом точек в его области. Следовательно, предприятие должно прогнозировать цены предложения в соответствии с возможными изменениями. Дело в том, что в условиях инфляции они происходят не только в области спроса (внешние причины), но и внутри самого предприятия. Неизбежно растут цены энергоресурсов, исходного сырья и материалов, индексируется заработная плата, что в итоге приводит к удорожанию продукции.
В этом случае встает проблема страхования предприятия от возможных рисков. Добиться полной гарантии избежания риска нельзя, но можно снизить его долю за счет распределения между производителем и потребителем.
Существуют два варианта распределения риска:
- установление твердой цены. В данном случае риск полностью у продавца. Продавец оценивает возможные изменения издержек под влиянием инфляции и в зависимости от прогноза формирует цену на свою продукцию. В данном случае все будет зависеть от точности расчетов;
- применение скользящих цен. Эта методика установления цены в условиях инфляции наиболее часто применяется на предприятиях с длительным производственным циклом, когда от момента подписания договора до фактической оплаты поставленной продукции проходит достаточно большое количество времени. В этом случае часть риска перекладывается на покупателя. Фирма по факту формирует новую цену в зависимости от изменения принятых индексов (курса доллара, индекса потребительских цен, индекса цен на материально-технические ресурсы, индекса тарифов на грузовые перевозки и т.д.).
3 Методы по снижению экономического риска
Существует ряд методов по снижению экономического риска:
- диверсификация вариантов использования средств;
- объединение и группирование рисков;
- распределение рисков;
- сбор информации о возможных вариантах выбора и его результатах.
Диверсификация вариантов использования средств означает действия, направленные на вложения в различные предприятия. Примером может служить вложение денежных средств в приобретение акций различных компаний. Эти акции могут иметь различную степень доходности и риска. Диверсификация может касаться и распределения полученных доходов. Следует заметить, что подобным образом нельзя полностью избавиться от риска, однако можно его существенно сократить.
Объединение и группирование рисков - это способ снижения риска, заключающийся в том, что случайные убытки заранее относятся в разряд известных постоянных издержек. Примером может служить страховая деятельность. Люди, нелюбящие рисковать, готовы лишиться известной части будущей прибыли, купив страховку. Тогда за счет цены, уплачиваемой за страховку, предприниматель получит денежный доход независимо от того, произошли фактические потери или нет. Риск в таком случае ложится на страховую компанию. Если фактическая прибыль превысит выплаты по страхованию, то страховая фирма получит прибыль. Если фактическая прибыль окажется ниже выплат по страхованию, то страховая фирма понесет убытки.
Распределение риска предполагает
распределение потерь между всеми
участниками производственно-