Система цен.Виды цен и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С раннего возраста, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей. Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг.

Содержание

Введение
1.Система цен
2. Виды цен и их классификация
3. Функции цен
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

      Однако и тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, а следовательно, желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок со всеми вытекающими от сюда последствиями.Регулирование цен по величине может также производится путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности, что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что означает, что отношение прибыли к себестоимости не должно превышать заданного уровня, скажем 50%. Рентабельности обычно вводятся для предприятий - монополистов.

       Необходимо отметить, что жесткое воздействие государственных органов на цены осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике. Вы знаете, что в условиях рыночной экономики регулирование распространяется на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества ( земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, товары перовой необходимости ).

       Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договорах фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до ), верхний или нижний уровень либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс - мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

       Свободные рыночные цены , как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке.

       Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удаётся избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической , но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

 

 

В соответствии с масштабами рынка и его территориальными границами различают:

          - местные;

          - национальные (внутренние);

          - мировые (внешние).

 

       Местные цены обслуживают местные рынки. В РФ местными являются цены, действующие на территориях автономных республик, краев и областей.

       Внутренние цены - это цены, функционирующие внутри страны и обслуживающие национальный рынок. Внутренние цены подразделяются на единые, зональные, бассейновые, поясные.

       Мировые цены - цены представляющие собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах.

 

Особые виды цен характерны для обращения новой продукции, а также продукции серийного  и массового производства. Так  на новую технику устанавливаются  лимитные цены. Они рассчитываются в целях ограничения неоправданного роста затрат и выражают предельно  допустимый (верхний) их уровень. На новую  продукцию утверждаются также ступенчатые  цены, т.е. цены, которые снижаются  в заранее определенные сроки  и по заранее определенной шкале. На продукцию серийного и массового  производства, как правило. устанавливаются  прейскурантные цены, т.е. цены, включаемые в специальные сборники-прейскуранты. Прейскурантными бывают и тарифы на услуги.

В зависимости от времени действия цены разделяют:

            - плановые;

            - фактические (текущие);

            - сопоставимые.

Плановыми называются цены, используемые для разработки плановых документов.                

Фактические - цены, реально  действующие в настоящий момент времени.

Сопоставимыми являются цены, фиксированные на определенную дату.

 

 

 

 

По сроку действия цены классифицируются на:

            - постоянные;

            - временные,;

            -сезонные;

            - разовые.

       Постоянные цены характеризуются тем, что на них определен только срок вступления в действие, а конечный срок не установлен.

       Временные цены - это цены, на которые заранее определен срок действия.

       Сезонные цены характеризуются тем, что изменяются в течение года.Сезонными ценами являются розничные цены на некоторые продовольственные товары и закупочные цены на некоторые виды сельхозпродукции.

       Разовые цены - это цены на продукцию разовых заказов. Разовыми ценами могут быть только оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения.

 

В зависимости от того, где  происходит окончательное формирование цен: в местах производства или потребления цены разделяются на:

               -франко-станция (порт) отправления;

               -франко-станция (порт) назначения.

 

По стадиям продажи:

       -Цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара, который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровнях цен на рынке.

        -Цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар. Цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

       Наряду с охарактеризованными выше основными видами цен в экономической практике применяется ряд других групп цен, выделяемых по самым разнообразным признакам. Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка , на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционны , комиссионные цены .Оборот товаров внутри хозяйствующих субъектов обслуживают внутрихозяйственные (трансфертные, внутрипроизводственные) цены. Как правило, они являются расчетными, т.е. не связанными непосредственно с ценами конечной реализации. Эти цены применяются преимущественно для обеспечения финансовой самостоятельности подразделений предприятий и определяются в основном на промежуточную продукцию.Ну и особую категорию цен представляют цены неофициального , так называемого черного или теневого рынка . Чаще всего это цены на запрещенные в открытой продаже товары.

      В современной  рыночной практике сформировалось многообразие форм цены. В целом они могут быть объединены в следующие основные группы:

    -Цена-приманка. Такие  цены применяются обычно в  розничной торговле, которая охотно  прибегает к резкому снижению  цен на известные торговые  марки. Изделия, хорошо известные  потребителю своим высоким качеством,  начинают продаваться по таким  низким ценам, которые не покрывают  порой даже издержек производства. Делается это с целью активизировать  приток покупателей в торговую  точку.Однако, как правило, фирмы-изготовители  торговой марки, используемой  в качестве приманки для покупателей,  не согласны с подобной стратегией, опасаясь, что низкие цены могут  повредить имиджу торговой марки.  К тому же применение цен-приманок  может осложнить взаимоотношения  с другими розничными торговцами, которые также являются дилерами  известной фирмы- производителя,  но при этом продают ее товар  по сложившимся рыночным ценам.

     -Цены специальных  мероприятий. Они действуют только  в ходе проведения каких-либо  специальных мероприятий или  для особых форм предложения товаров. К числу таких мероприятий относятся, например, сезонные распродажи, где снижаются цены на все товары сезонного потребления по случаю окончания соответствующего сезона. Возможны и другие распродажи части или даже всего ассортимента какого-либо магазина в связи, скажем, с его временным закрытием на ремонт и переоборудованием или частичного повреждения товаров, например, в результате пожара.

      -Твердые  цены. С точки зрения предприятия-продавца  договор о твердых ценах не  представляет особых проблем  в том случае, если предприятие  может относительно уверенно  и надежно прогнозировать будущий  уровень своих издержек. Тогда  оно может смело использовать  эти цены при заключении договоров  с поставщиками сырья и оборудования  для своего производства, перекладывая  на них инфляционные риски  в той мере, в какой удалось  их просчитать . Возобновление торга  при определенных условиях . Форма  договора с возобновлением ценового  торга, вступающим в силу при  наступлении определенных условий,  оставляет вопрос о конкретном  уровне цены полностью или  частично открытым. Она имеет  и тот недостаток, что при наступлении  оговоренных условий придется  снова нести затраты на ведение  переговоров.Поэтому такая форма  договоров имеет ограниченное  применение и должна использоваться  лишь в тех случаях, когда  трудно заранее оценить и определить  в договоре не только цену, но и другие компоненты - технические  детали и объем поставки.

      -Скользящие  ценовые условия . Это одна  из наиболее часто применяемых  на практике форм договора  о ценах в условиях инфляции. Сначала достигается договоренность  о базовом уровне цены на  момент заключения договора. Такая  цена будет приспосабливаться  впоследствии к конкретным условиям  инфляции с помощью точно установленной  в договоре формулы индексирования.

 

      

                                         3.Функции цен

      Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены:

1.Учетная функция

Она связана с самой  сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В  цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение  цены и издержек производства может  существенно отличаться, т.к. окончательное  признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение  его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме  того, в условиях конкуренции, для  того чтобы успешно противостоять  конкурентам, производители вынуждены  постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный  механизм экономики.

2.Cтимулирующая функция

Роль этой функции состоит  в воздействии на производство и  потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый  в них уровень прибыли. Посредством  цен можно поощрять инвестиции, научно-технический  прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы  производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так  и для экспорта.

3.Распределительная функция

Эта функция связана с  колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение  и перераспределение национального  дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности  группами населения. В случае, когда  требуется быстрое изменение  приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных  налоговых льгот.

4.Функция балансирования  спроса и предложения

Посредством цен в экономике  осуществляется связь между спросом  и предложением и следовательно  между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального  рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или  избыточного предложения. Возврат  к состоянию равновесия может  быть достигнуть за счет изменения  цен или объемов производства.

      Функция цены как инструмента рационального размещения производстваРоль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

       В России преобладает тенденция вложения средств в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается крайне слабо, и в нее неохотно вкладываются деньги. Это связано с тем, что существует угроза инфляции, производство связано с более долгим сроком окупаемости вложенных средств. Длительный цикл производства и инфляции обесценивают средства, вложенные в сферу производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

Информация о работе Система цен.Виды цен и их классификация