Система цен, их классификация и характеристика. Взаимосвязь между различными видами цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:47, контрольная работа

Краткое описание

Система цен - единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.
В современном хозяйстве цены опосредуют все стадии воспроизводства, представляя таким образом единую систему цен. Соподчиненность стадий общественного воспроизводства — это основа внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы.

Содержание

Система цен, их классификация и характеристика. Взаимосвязь между различными видами цен.
В. Проведите анализ ценообразования на рынке товара «обувь детская»
Задачи: 1, 12, 44

Вложенные файлы: 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ кр.docx

— 252.34 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Система цен, их классификация и характеристика. Взаимосвязь между различными видами цен.
  2. В. Проведите анализ ценообразования на рынке товара «обувь детская»
  3. Задачи: 1, 12, 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

Система цен - единая, упорядоченная  совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические  взаимоотношения участников рынка.

В современном хозяйстве  цены опосредуют все стадии воспроизводства, представляя таким образом единую систему цен. Соподчиненность стадий общественного воспроизводства — это основа внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы.

Изменение уровня, структуры  одного вида цен влечет за собой  изменение других видов цен. Это  обусловлено взаимосвязью элементов  рыночного механизма и субъектов рынка.

Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей  системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку.

Основой современной ценовой  среды выступает система цен  в зависимости от особенностей и  масштаба обслуживания современного рынка. [1]

Эта система цен представлена на рис. 1.1

Рисунок 1.1 – Общая система цен в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка

Иcточник: [1]

Цена является фундаментальной  экономической категорией. Она представляет собой денежное выражение стоимости  товаров и услуг. В современной  экономике существует множество  подходов к классификации цен. Принято выделять следующие критерии классификации: обслуживаемая сфера товарного обращения, стадии ценообразования, степень участия государства в ценообразовании, территория действия, транспортная составляющая в цене, учёт фактора времени, характер ценовой информации, способ фиксации. Для наглядности классификацию цен можно изобразить в виде схемы (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 – Классификация  цен по различным признакам

Источник [2]

Большинство исследователей главным классификационным признаком  считают обслуживаемую сферу товарного обращения. Исходя из этого, выделяют следующие виды цен:

оптовые цены на промышленную продукцию, т.е. цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности вне зависимости от  форм собственности в порядке оптового оборота;

цены на строительную продукцию, которые принимают форму сметной стоимости, прейскурантной или договорной цены;

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами, населением;

цены и тарифы транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с их отправителей;

розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговле населению, предприятиям;

цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги населению – плата за различного рода услуги, оказываемые населению коммунальными и бытовыми службами.

Следующими не менее важными  признаками являются стадии ценообразования. Данная классификация отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров (услуг) от производителя к потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены на последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товара можно представить в виде схемы (рис. 1.3).

Рисунок 1.3 – Классификация  цен по стадиям ценообразования

 При переходе к рынку появился такой классификационный признак как степень участия государства в ценообразовании. В зависимости от меры реализации этого признака различают рыночные и регулируемые цены. Рыночные цены товаров – это цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Они по условиям формирования делятся на:

свободные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях конкуренции;

монопольные цены, устанавливающиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования;

демпинговые цены, сознательно заниженные по сравнению со сложившимся уровнем цен.

Регулируемые  цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Они могут быть фиксированными и предельными.

Классификация цен в зависимости от территории действия. В соответствии с данным признаком выделяют цены единые или поясные и цены региональные и местные.

Единые или поясные  цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идёт о таких видах продукции услуг, как газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и т.п.

Региональные цены регулируются региональными органами власти и  управления. Они ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг населению.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке у разных авторов представлены по-разному. И.К.Салимжанов выделяет следующие группы цен: единые цены с включением расходов по доставке; зональные цены, при которых покупатели в пределах определённой географической зоны уплачивают единую цену, а за её пределами цена может увеличиться на величину транспортных расходов; цены на основе базисного пункта, при которых предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию; а также цены в месте производства, по которым продажа и передача товаров происходит в месте его производства.

В зависимости от учёта фактора времени различают сезонные, постоянныеи ступенчатые цены.

Сезонные цены – цены на товары, потребление которых носит сезонный характер; величина и срок действия этих цен определяется фактором времени.

Постоянные цены действуют в неопределённом промежутке времени и не меняются с течением времени.

Ступенчатые цены – это цены, которые подвергаются последовательному снижению в заранее известном порядке.

О.И.Волков предлагает классификацию цен по характеру ценовой информации. Согласно этому признаку он выделяет:

цены фактических  сделок, содержащие информацию о реальных ценах купли-продажи товаров на рынке;

аукционные цены, информирующие участников рынка о возможностях купли или продажи товара на аукционе;

биржевые цены, которые содержат информацию о результатах биржевых сделок;

справочные цены, информирующие покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителя (продавца).

По способу  фиксации О.И.Волков делит цены на твёрдые, с последующей фиксацией, подвижные. 

Твёрдые цены устанавливаются  в момент заключения контракта и  не изменяются в течение всего  срока его действия.

Цены с последующей  фиксацией используются в процессе исполнения контракта, в котором  указаны момент и принцип фиксации.

Подвижные цены – это  цены, зафиксированные при заключении контракта, которые могут быть в  дальнейшем изменены в соответствии с изменениями рыночной цены данного  товара на момент его фактической  поставки.

А.Д. Чудаков помимо перечисленных  цен выделяет скользящую цену – цену, исчисленную на момент фактического исполнения контракта путём пересмотра договорной базисной цены, учитывающего изменения издержек за время действия контракта.

Также можно при классифицииучесть норму прибыли производителя, заложенную в цену. По величине прибыли в цене можно выделить следующие группы цен:

сверхприбыльные цены, в которых норма прибыли превышает себестоимость производства и реализации на 50%. Такие цены устанавливаются, как правило, на продукцию высокого качества известной марки, товары с уникальными свойствами, на товары, произведенные предприятиями-монополистами;

цены с обычной  нормой прибыли (от 5 % до 50 %) устанавливаются на товары при равновесии спроса и предложения в условиях умеренной конкуренции;

бесприбыльные цены, которые устанавливаются на уровне полной себестоимости или даже ниже её в условиях жёсткой конкуренции или крайне низкого спроса (высокого предложения) на рынке.

Несмотря на многообразие цен, их основные виды тесно взаимосвязаны  между собой и оказывают влияние  друг на друга. Основополагающими являются цены на энергоресурсы, т.е. на топливо, нефть, нефтепродукты. От их уровня зависят  тарифы на электрическую и тепловую энергию, транспортные услуги. Электрическая  энергия и транспортные услуги используются во всех отраслях народного хозяйства. Следовательно, тарифы на них влияют на уровень цен промышленной, сельскохозяйственной, строительной продукции, тарифов на коммунальные и иные услуги населению, различных цен на продовольственные  товары. Если увеличить оптовые цены на энергоносители, то через определённое время обязательно произойдёт рост тарифов на электрическую и тепловую энергию. Вслед за этим изменяться тарифы на транспортные услуги.

Продукция промышленности по оптовым ценам направляется на потребление  сельское хозяйство, строительство  и розничную торговлю. Поэтому  розничные цены зависят от оптовых  и закупочных цен, тарифов на услуги. Однако взаимосвязь цен является не только прямой, но и обратной. При  повышении цен на энергоносители добывающие предприятия пользуются новыми увеличенными тарифами. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Рынок детской обуви относится  к рынку монополистической конкуренции, состоящий из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним видом. Покупатели принимают во внимание разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены

Рынок детской обуви можно условно разделить на ценовые сегменты. Цены на детскую обувь колеблются от $7 в низком сегменте до $80 и выше в премиальном сегменте.

В настоящее время большинство  покупок приходится на низкие ценовые категории, что связано со снижением уровня благосостояния покупателей. Сегодняшние производители и поставщики одежды работают во всех трех ценовых сегментах: низком (до $25), среднем ($25-$80) и высоком (свыше $80).

На рынке представлена обувь как отечественного производителя(Шаговита, Неман), так и импортная.

Детская обувь относится  к социально-значимым товарам. Предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) составляет 20%. Предельный норматив рентабельности на товары для детей устанавливается в размере 25%.

Например, Шкловское РайПО цену на детскую обувь формирует следующим образом:

Црозн. = Ц опт. х 10%НДС х 25%ТН

Цопт. – оптовая закупочная цена у поставщика(производителя)

ТН – торговая надбавка

Ставка НДС на детскую  обувь снижена в 2 раза и составляет 10% согласно Указа Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 N 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей".

Отпускные цены на импортную детскую обувь устанавливаются импортерами без налога на добавленную стоимость. Размер оптовой надбавки также не должен превышать установленный предельный максимальный уровень в размере 30 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Задача 1

Рассчитать валовый доход  импортера от реализации партии канцелярского  клея в количестве 2500 шт. Контрактная  стоимость импортируемого из России товара – 18520руб. РФ. Расходы по доставке товара багажом – 3950руб. РФ. Возможная  цена реализации клея – 2300 руб. РБ с  НДС (20%) за ед. товара.

 

Курс рубля - 100руб.

Ценадо границы= Цконтрдост

Ценадо границы= ((18520:2500)+(3950:2500)) *100=898руб РБ

ВД=Пвозм*n, где

n- количество шт. в партии

Пвозм - возможная прибыль с единицы продукции

Пвозмс НДС – НДС – Нпр – Ценадо границы, где

Нпр- налог на прибыль(18%)

2300 – (2300*20%/120)=1917руб РБ

1917 – 1917*18%/118=1625руб РБ

Пвозм=1625-898=727руб РБ

ВД=727*2500=1817500руб РБ

 

Валовый доход от реализации партии канцелярского клея составит 1817500руб РБ

 

Задача 12

Рассчитать цену приобретения товара для каждого из пунктов  поставки на условиях франко-склад  изготовителя, если отпускная цена предприятия-изготовителя 100тыс.руб. за ед. Тариф за 1 км пути (для автотранспорта) – 1000руб. Информация для расчета в таблице

Пункт поставки

Кол-во ед. поставляемой продукции, шт.

Расстояние от производителя  до потребителя, км

А

180

260

В

200

310

С

100

530

Д

80

100


Сделать вывод для какого клиента приобретение товара у данного  предприятия-изготовителя является целесообразным, если известно, что конкуренты аналогичного товара продают по единой цене 103тыс.руб.

ЦпунктIфр-склад изг. + транс.расходы

ЦпунктА= 100000+(260*1000:180)=101444руб

ЦпунктВ=100000+(310*1000:200)=101550руб

ЦпунктС=100000+(530*1000:100)=105300руб

ЦпунктД=100000+(100*1000:80)=101250руб

 

Целесообразным будет  приобретение данного товара для  клиентов из пунктов А, В, Д.

 

 

Задача 44

Эластичность спроса населения  на данный товар по цене равна (- 0,5%), а по доходу – (+0,9%). В предстоящем  периоде доходы населения увеличатся на 4%, а цена данного товара уменьшится на 3%. Как изменится объем спроса на данный товар?

Кэл.ц =                 Кэл.д =

= Кэл.ц*           = Кэл.д*

= +

= (-0,5 * (-3)) + (0,9*4) = 1,5+3,6=5,1%

При увеличении доходов населения  на 4% и снижении цены на 3%, объем спроса увеличится на 5,1%.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Понятие системы цен // Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] – 2012. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/cenoobrazovanie/sistema-cen.html. Дата доступа: 10.08.2012.
  2. Cовременные подходы к классификации цен // Информационный сайт по экономике [Электронный ресурс]  – 2008-2012. Режим доступа: http://www.ekportal.ru/page-id-540.html. Дата доступа: 10.08.2012.
  3. Чудаков, А.Д. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / А.Д. Чудаков. – М., 2002. – 376 с.
  4. Ценообразование и налогообложение: Учебник / Под ред.И.К. Салимжанова. – М., 2002. – 424 с.
  5. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова. – М., 2001. – 520 с.
  6. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З "О ценообразовании" – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H19900255. – Дата доступа: 10.08.2012.

Информация о работе Система цен, их классификация и характеристика. Взаимосвязь между различными видами цен