Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И СРЕДНИЕ ЦЕНЫ……………………………………………...4
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ И ИХ КЛАССИКАЦИЯ……………………………..4
СРЕДНИЕ ЦЕНЫ И ОБОБЩАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ЦЕН …………………………..10
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА НАСЕЛЕНИЯ……18
ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ РУБЛЯ………………………………………………………………………………….18
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………
Региональные органы государственной статистики, используя метод основного массива, производят отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг по своему региону. В сферу наблюдения репрезентативно включаются предприятия всех форм собственности и организационно-правовых форм.
Регистрация цен ведется по единому для всех регионов Российской Федерации набору товаров (услуг) - представителей, наиболее часто потребляемых населением.
Потребительский набор для расчета ИПЦ состоит из трех крупных групп:
Каждая группа представлена товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами.
Такой потребительский набор формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (обычно не менее года).
В каждом конкретном регионе общее описание товарной группы детализируется теми товарами-представителями, которые занимают значительный объем на региональном потребительском рынке и будут предлагаться в течение продолжительного времени. Отбор товара-представителя из товарной группы, которую он представляет, производится с учетом массовости спроса (удельного веса данного товара в объеме реализации товарной группы) и регулярности его реализации на базовом предприятии.
Для расчёта ИПЦ используется формула индекса цен Ласпейреса, но не агрегатная форма, а средняя арифметическая взвешенная из индивидуальных индексов цен, вычисленная по показателям структуры расходов. Весом выступает доля потребительских расходов населения на определённый товар-представитель.
Формула цен Ласпейреса преобразовывается следующим образом:
,
где Q0 – стоимость отдельного товара в потребительской «корзине» базисного периода;
- доля расходов населения по конкретному j-ому товару в общем объёме потребительских расходов в базисном периоде;
- индивидуальный базисный индекс цен на j-ый товар-представитель,
, - средние цены товара соответственно текущего и базисного периодов. Они рассчитываются как простые средние арифметические из цен, зарегистрированных в отобранных базовых торговых точках:
,
где М – число торговых точек.
Индекс показывает, во сколько раз (или на сколько процентов) изменились бы потребительские расходы населения в текущем периоде по сравнению с предыдущим, если бы при изменении цен уровень потребления оставался бы прежним.
Формулу с индивидуальными базисными индексами трудно использовать, т.к. за длительные периоды времени меняется круг продаваемых товаров, происходит замещение товаров, изменяется структура товарных потоков. Поэтому индивидуальный базисный индекс цен вычисляют как произведение цепных индивидуальных индексов цен :
Использование цепных сравнений цен облегчает введение новых товаров или их замещение, когда возникает такая необходимость.
При расчёте индекса цен по формуле Ласпейреса необходимо решить три вопроса:
Расчет сводного ИПЦ ведется с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, т.е. путем перемножения месячных индексов потребительских цен.
Статистика доказывает, что
использование формулы
Индекс потребительских цен, исчисленный по такой формуле, не принимает во внимание и качественные сдвиги. Если улучшается качество товаров и услуг, должно произойти и повышение цен на них. Однако предполагается, что весь рост денежной стоимости потребительской «корзины» целиком вызван инфляцией, а не улучшением качественных характеристик товаров и услуг. Следовательно, расчет на фиксированном наборе корректен только за непродолжительный период времени, если за это время не происходит существенных количественных и качественных изменений в структуре потребительских расходов. При этих условиях ИПЦ будет адекватно отражать изменение стоимости жизни.
Индекс потребительских цен по модифицированной формуле Ласпейреса рассчитывается на региональном и федеральном уровнях.
Сводный индекс цен по России
рассчитывается как средневзвешенный
из региональных индексов, весом служит
доля численности населения
,
где - индекс потребительских цен в k-ом регионе;
- доля численности k-ого региона в общей численности населения России.
Данная методология расчёта ИПЦ является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления. Во всех крупных промышленных странах регулярно публикуются собственные индексы потребительских цен.
В Великобритании этот индекс
называется индексов розничных цен,
рассчитывается с 1914 г. и ежемесячно
публикуется Центральным
В США индекс потребительских
цен рассчитывается с 1919 г. Его главное
назначение – отражать уровень инфляции
в стране и служить основой
для проведения переговоров по поводу
заработной платы. Причем рассчитываются
два варианта индекса потребительских
цен. Один – для наемных работников,
проживающих в городской
Индекс покупательной способности денег рассчитывается как величина, обратная к ИПЦ:
Его величина показывает относительное
изменение покупательной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Цена в теории и практике
конкуренции рассматривается
В условиях конкуренции важно овладеть
искусством оперативного маневрирования
ценами с учетом изменения поведения партнеров,
рыночной конъюнктуры, условий производства
и реализации товара. Следовательно, цена
должна быть динамичной, гибко реагируя
на различные экономические изменения
на рынке потребительских товаров
В принятии решения о ценах при постановке
задач ценообразования определяющими
являются затраты, поведение потребителей,
влияние конкурентов.
В теории выделяют четыре типа рынка, каждый
из которых соответствует одному из видов
конкуренции: свободной, монополистической,
олигополистической конкуренции и чистой
монополии. При установлении цены на товар
необходимо учитывать тип рынка.
Цена и ценообразование
являются важной составной частью хозяйственного
механизма. Сам хозяйственный механизм
представляет собой совокупность организационных
структур и конкретных форм хозяйствования,
методов управления и правовых форм,
с помощью которых общество использует
экономические законы с учетом складывающейся
обстановки.
Развитие конкретных отношений в различных
отраслях народного хозяйства невозможно
без научного ценообразования на результаты
производственной деятельности. В арсенале
экономических средств, обеспечивающих
успешное развитие народного хозяйства,
ценообразование является наиболее действенным
экономическим инструментом. О значении
цены как экономического инструмента
управления народным хозяйством говорит
то, что она лежит в основе исчисления
таких экономических показателей, как
себестоимость, прибыль, объем реализации
продукции, товарооборот.
В процессе коренной перестройки хозяйственного
механизма, объективной необходимостью
стал радикальный пересмотр сложившейся
в нашей стране ранее системы цен и ценообразования.
Без реформы цен невозможно создать нормальных
экономических отношений в экономике,
обеспечить обоснованную оценку затрат
и результатов производства, эквивалентность
в обмене товарами и услугами, стимулировать
научно-технический прогресс и ресурсосбережение
и нормализовать обстановку на рынке.
В решении сложных методологических проблем
ценообразования на современном этапе
развития нашего общества огромную роль
играет глубокое теоретическое осмысление
роли и значения творческого характера
труда, его содержания как субстанции
стоимости и цены материальных благ. На
пути освоения законов рыночной экономики
вопросы управления системой ценообразования
занимают одно из центральных мест в социальной
политике государства.
Осуществление ценообразования на научной
основе лежит в плоскости совершенствования
экономических отношений в сфере производства,
обмена, распределения и потребления материальных
благ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Куранов Г., Засов О. Факторы
экономического роста: оценки и прогноз
// Экономист. 2011. №1., с. 5
2. Программа социально-экономического
развития России на среднесрочную перспективу
// Российская газета. 02.09.2011, с. 11-13
3. Социально-экономическое
положение России. Январь-июль 2010 г. М.:
Госкомстат РФ, 2010, с. 225
4. Селиванова М., Шарапова
А. Товаров меньше - валюты больше // Газета.
01.09.2011, с. 7
5. В скобках даны значения с учетом
расходов на алкоголь и питание вне дома.
6. Россия в цифрах-2010. М.: Госкомстат
РФ, 2010, с. 108-110
7. В скобках даны значения
с учетом расходов на алкоголь и питание
вне дома. Источник: Россия в цифрах-2010.
М.: Госкомстат РФ, 2010, с. 108-110
8. Россия-2009. Социально-демографическая
ситуация / Под ред. Н.М. Римашевской. М.:
ИСЭПН РАН, 2009, с. 191
9. Алексунин В.А. Маркетинг:
Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2009.
10. Барышев А.Ф. Маркетинг. - М.: Академия,
2009.
11. Выгодская Э.Г., Колпакова Н.П. Маркетинг.
- М.: ГИОРД, 2008.
12. Герасимов Б.И., Воронкова О.В. Цены и
ценообразование. - М.: Фо-рум, 2009.
13. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков
и Ко, 2009.
14. Ибрагимов Л.А. Маркетинг: Учебник. -
М. Дело: 2008.
15. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг:
Учебник. - М.: Акаде-мия, 2008.
16. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. -
М.: Омега-Л, 2009.
17. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг:
Учебник. - М.: КноРус, 2008.
18. Просветов Г.И. Цены и ценообразование.
Задачи и решения. - М.: Альфа-Пресс, 2007.
19. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник. - М.:
Инфра-М, 2009.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Задача:
В объеме продаж винограда, принятом за 100%, доли конкретных видов по весу распределялись соответственно: «Киш-миш» - 45%, «Изабелла» - 35%, «Каберне» - 20%. Приё этом средние цены на указанные виды реализованного винограда составили: 85,6 руб. за кг, 55,3 руб. за кг, 62,8 руб. за кг. Рассчитать среднюю цену продаж товарной группы «виноград».
Решение:
Среднюю цену по группе товара можно рассчитать, зная относительные показатели структуры продаж:
,
где - удельный вес продажи каждого вида товара в общем объеме продаж.
= 85,6*0,45+55,3*0,35+62,8*0,20=
Ответ:
Средняя цена продаж товарной группы «виноград» равна 70,435 руб. за кг.