Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:20, контрольная работа
Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.
Несмотря на многообразие цен, их основные виды тесно взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Основополагающими являются цены на энергоресурсы, т.е. на топливо, нефть, нефтепродукты. От их уровня зависят тарифы на электрическую и тепловую энергию, транспортные услуги. Электрическая энергия и транспортные услуги используются во всех отраслях народного хозяйства. Следовательно, тарифы на них влияют на уровень цен промышленной, сельскохозяйственной, строительной продукции, тарифов на коммунальные и иные услуги населению, различных цен на продовольственные товары. Если увеличить оптовые цены на энергоносители, то через определённое время обязательно произойдёт рост тарифов на электрическую и тепловую энергию. Вслед за этим изменяться тарифы на транспортные услуги.
Продукция промышленности
по оптовым ценам направляется на потребление
сельское хозяйство, строительство и розничную
торговлю. Поэтому розничные цены зависят
от оптовых и закупочных цен, тарифов на
услуги. Однако взаимосвязь цен является
не только прямой, но и обратной. При повышении
цен на энергоносители добывающие предприятия
пользуются новыми увеличенными тарифами.
3.Этапы ценообразования
Процесс ценообразования включает в себя
следующие этапы:
1) постановка целей ценовой политики.
Выделяют три главные цели ценовой политики:
а) обеспечение выживаемости фирмы;
б) максимизация прибыли;
в) удержание рынка;
2) определение спроса. Это
один из важнейших этапов
Фирма должна проанализировать также изменение спроса на свою продукцию при различных ценах и учесть все возможные причины изменения спроса. Величину спроса определяют разные факторы, а именно: потребность в товаре, цены на товары—субституты, цены на товары—комплименты, потребительские предпочтения и др.
3) анализ и учет издержек.
Постоянные и переменные
4) учет цен конкурентов. Большое влияние на спрос, а следовательно, и на цену оказывают цены на конкурентную продукцию. Фирме следует иметь полную информацию о ценах на товары конкурентных фирм и об отличительных особенностях их товаров. Данную информацию можно взять за основу в процессе ценообразования, и с ее помощью можно также определить место фирмы среди конкурентов.
5) выбор метода ценообразования. На данном этапе фирма может приступить к определению цены на свой товар. Оптимальная цена – это цена, которая возместит все производственные издержки, издержки на распределение и сбыт товараи обеспечит фирме определенную норму прибыли. Существуют следующие варианты установления уровня цены:
1) минимальный уровень (определяется затратами);
2) максимальный уровень
(формируется спросом на товар)
3) оптимальный уровень.
Наибольшее распространение получили следующие методы установления цен:
1) метод, основывающийся на издержках производства;
2) метод дохода на
капитал: основывается на добавлении
к затратам на единицу
3) преимущество этого метода состоит в возможности учесть плату за финансовые ресурсы, привлекаемые для производства и реализации товара;
4) определение цен с ориентацией на спрос. При использовании данного метода чем больше степень дифференциации продукции, тем больше будет эластичность цен, приемлемых для покупателей. Дифференцироваться товары могут по многим показателям: по техническим параметрам, по дизайну, по надежности и др. Данный метод базируется на хорошей осведомленности производителя о потребностях и предпочтениях покупателей, а также на умении акцентировать внимание на специфических качествах своей продукции;
5) Метод установления
цены на основе текущих цен
используется на рынках чистой
и олигополистической
6) Определение конечной
цены.
4.Сущность конкуренции ее виды
Одним из важнейших признаков рынка является
конкуренция как форма взаимного соперничества
субъектов рынка и механизм регулирования
общественного производства.
Конкуренция – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:
· выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
· сводит конкретный труд к общественно необходимому;
· содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.
Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.
Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:
Ç креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
Ç приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
Ç обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.
С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
В промышленно развитых странах,
где рыночные отношения имеют давнюю историю,
конкуренция приобретает самые разные
формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую
и межотраслевую конкуренцию.
5.Виды монополий и антимонопольное регулирование
в России
Монополия -- фирма, единственный поставщик
продукта, не имеющего близких товаров-заменителей.
Фирма обладает монополией, если она -
единственный поставщик продукта, не имеющего
близких товаров-заменителей. Основная
причина возникновения монополии - барьеры
на входе в рынок, которые не позволяют
другим фирмам вступить в конкуренцию
с монополистом.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная
конкуренция) представляет собой достаточно
редкое явление. Она предполагает выполнение
следующих условий:
монополист является единственным производителем данного товара;
продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
проникновение в отрасль других
фирм закрыто целым рядом обстоятельств,
в результате чего монополист удерживает
рынок в своей полной власти и полностью
контролирует объем выпуска производства;
степень влияния монополиста на рыночную
цену очень высокая, но не безграничная,
ибо он не может назначить любую сколь
угодно высокую цену (любая компания, в
том числе и монополистическая, сталкивается
с проблемой ограниченности рыночного
спроса и сокращения объема продаж прямо
пропорционально росту цен).
Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: “Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить”. Основы экономической теории. Государственный университет Высшая школа экономики. Под ред. С.И. Иванова, г. Москва, «Вита-Пресс», 2000 г. стр.336.
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность получения монопольных
прибылей вследствие особого рыночного
положения неизбежно привлекает в отрасль
новых производителей, а это предполагает
жесткую конкурентную борьбу между монополией
и аутсайдерами.
Естественная монополия -- вид монополии,
занимающий привилегированное положение
на рынке в силу технологических особенностей
производства (в связи с эксклюзивным
обладанием необходимыми для производства
ресурсами, крайне высокой стоимостью
или исключительностью материально-технической
базы). Чаще всего, естественные монополии
-- это фирмы, управляющие трудоёмкими
инфраструктурами, повторное создание
которых другими фирмами экономически
неоправданно или технически невозможно
(напр. системы водоснабжения, системы
электроснабжения, железные дороги).
Государственная монополия -- монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Чистая монополия -- ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.
Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
Конгломерат (Концерн) (группа лиц) -- несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
Виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке:
Монопсония -- единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель.
Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие -- покупатель рабочей силы.
Монопсония возникает при следующих условиях:
· на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой -- либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
· данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
· этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
· фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.
Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма -- наниматель труда.
Примеры в России:
· Газпром на рынке доставки газа потребителям
· Транснефть на рынке трубопроводных экспортных поставок нефти
Олигополия -- контроль над рынком осуществляется несколькими крупными независимыми субъектами, обеспечивающими высокий порог входа на рынок и ориентирующимися на ценовую политику друг друга (напр. в России в первой половине 2000-х годов -- ситуация на рынке штрипса).
Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.
Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах”. Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя -- это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен”.
Свойства олигополии:
· Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
· Очень высокие барьеры для вступления в отрасль Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
Картель -- договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
Простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.