Сущность, формы и методы регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:47, контрольная работа

Краткое описание

Цена - денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли - продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная ценообразование.docx

— 52.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 1.Сущность, формы и методы регулирования цен.

1.1 Цена, ее виды и функции.

        Цена - денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли - продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

          Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

           Функции цен:

1) измерительная - благодаря  цене можно определить, сколько  денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;

2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности;

3) учетная - цена становится  вспомогательным инструментом учета;

4) социальная функция - с  ценами и их изменением связаны  структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

5) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов  между странами;

6) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов  производства и улучшение качества  продукции.

         В зависимости от сфер торговли различают несколько видов цен:

1) оптовые - цены, по которым  продукция реализуется крупными  партиями;

2) розничные - цены, по которым  товар продается в розничной  торговой сети;

3) закупочные - цены государственных  закупок продукции у предприятий;

4) цены на услуги.

         Виды цен, различаются по степени и способам регулирования.

1) жестко фиксированные, твердые цены - назначаются государственными  органами ценообразования.

2) регулируемые цены - регулируются  государственными органами - утверждение  государственными органами предельного  уровня рентабельности.

3) договорные цены - определяются  документальным соглашением между  продавцом и покупателем.

4) свободные рыночные  цены.

          Мировые цены - цены мирового рынка подразделяются на:

1) сопоставимые или неизменные  цены - для определения индекса  цен;

2) проектные (сезонные) - изменяются  в определённые периоды года, типичны для сельскохозяйственной продукции;

3) биржевые, аукционные, комиссионные.

 

1.2 Сущность, цели, правовые основы государственного регулирования цен.

Государственное регулирование рынка и цен - совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений: закупка и продажа продукции и услуг; регулирование налогов, цен, процентных ставок, валютного курса и т.д.

Проведение государством определенной ценовой политики является необходимым и целесообразным. Это объясняется тем, что при рыночной экономике возникает необходимость обеспечить внутренними средствами достижение общей экономической эффективности страны.

Ценовая политика в России обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика является частью экономической политики государства и имеет следующие задачи:

-  стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

-  создать условия для честной и социально направленной конкуренции;

-  преодолевать инфляционные процессы;

-  добиваться экономической и социальной защиты населения и др.

Правовые основы формирования и функционирования ценообразования - права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и полномочия органов власти по регулированию и контролю за ценами, с другой стороны. Основные документы правового регулирования в России: Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ «О естественных монополиях», Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен».

В условиях рыночной экономики цена устанавливается предприятием. Государственное воздействие на цену осуществляется в разработке методик расчета цены, рекомендаций по обоснованию цены по отраслям народного хозяйства. Государство определяет состав затрат, относимых на себестоимость, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию монополистов и пр.

Можно выделить 2 основных направления государственной ценовой политики:

-    последовательное проведение либерализации цен;

-    осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям.

Все формы и методы воздействия государства на цены делятся на два основных направления:

•    прямое воздействие (административное регулирование) -участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования. Прямое вмешательство государства целесообразно, когда ставиться задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста;

•    косвенное воздействие (экономическое регулирование) - это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением государством совокупности способов и средств, способствующих расширению предложения товаров на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов на продукцию. Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них и носящих макроэкономический характер.

Осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

 

1.3 Формы и методы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

         Формы прямого вмешательства государства:

1.    Общее замораживание цен (применяется редко при сильном развитии инфляции) или замораживание цен на отдельные группы товаров. Общее замораживание цен обычно производиться в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров). Замораживание цен на отдельные группы товаров обычно распространяется на товары повседневного спроса.

2.    Установление фиксированных цен и тарифов. Решение о фиксации тех или иных цен может приниматься в обычном состоянии рыночной экономики для предотвращения инфляционных процессов. Предприятия должны реализовывать свою продукцию по фиксированной цене. Фиксированные цены применяются в государственных контрактах.

3.    Установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цены, т.е. максимального или минимального уровня цены. Например, на социально значимые товары может быть установлен максимальный предел уровня цены местными органами власти. На алкогольную продукцию крепостью выше 28 % установлен минимальный предел цены. Многие развитые страны не применяют эту форму регулирования цен, даже на продукты питания, т.к. там существует эффективная конкуренция, а монополизм производителей исключен за счет антимонопольного законодательства.

4.    Установление предельного норматива рентабельности. Эта форма распространена в России и применяется при регулировании цен на продукцию предприятий - монополистов, для которых нормативы дифференцированы по отраслям и группам продукции. Также эта форма применяется местными органами власти при регулировании цен определенных товаров. За рубежом этот метод не используется, т.к. имеет недостаток - не заинтересовывает предприятия снижать издержки производства.

5.    Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Эта форма воздействия используется местными органами власти при регулировании цен предприятий оптовой и розничной торговли и распространяется только в пределах их территории. Например, так регулируются наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, наценки на продукты детского питания.

6.    Декларирование цен. Предприятия сообщают в государственные органы ценообразования сведения (декларации) о повышении оптовых (отпускных) цен на отдельные виды товаров с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

7.    Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если предприятие устанавливает на свою продукцию цену выше рекомендательной, то по отношению к нему применяется прогрессивное налогообложение прибыли от реализации продукции. Эта форма воздействия распространена в США и Японии.

8.    Установление паритетных цен, то есть установление взаимосвязанных цен, когда изменение цен на одни товары ведет к соответствующему изменению на другие товары.

 

 

1.4 Косвенное воздействие государства на цены.

К методам косвенного государственного регулирования цен относят:

- проведение государственных  закупок;

-    установление налогов и налоговых ставок;

-    регулирование денежного обращения и кредита;

-    регулирование государственных расходов;

-    политику государственных инвестиций;

-    регулирование валютного курса.

Технически косвенное государственное регулирование осуществляется путем применения льготного налогообложения и кредитования, субсидирования и дотирования, изменения банковской процентной ставки, валютного курса, экспортно-импортных пошлин, квот, а также за счет разработки и реализации государственными органами специальных программ и мероприятий. Например:

-    государственное финансирование научно-исследовательских работ (НИР) на разработку и создание новых видов продукции;

-    государственное стимулирование привлечения в струну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;

-    эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин по товарам, которых в стране дефицит и др.

Государственное регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях -- в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики и ослабевает по мере выхода страны из кризиса. Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи «замораживания» или «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ценообразование в системе страхования

 

2.1Страховой рынок и его сущность.

  Страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, специфическая форма денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает услуга по страховой защите. Обязательное условие функционирования страхового рынка - наличие страховщиков. Свобода ценообразования, реализуемая в тарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условие для конкуренции между страховщиками. В результате работы страховщиков у них образуются ресурсы страхового фонда, и от того, как они используются, зависит их финансовое положение.

Страховой рынок - составная часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997г. под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера. Эта угроза реальна, но вероятностна по своей сути. Реальна для всего общества, а для каждого индивида вероятностна. Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт. Очевидно, что для реализации данного выбора страховой продукт должен всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложившихся в стране.

Информация о работе Сущность, формы и методы регулирования цен