Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:35, реферат
В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы финансовых ресурсов 6
1.1 Сущность и классификация финансовых ресурсов 6
1.2 Содержание финансовых ресурсов 10
2. Структура финансовых ресурсов государства 14
2.1 Состав финансовых ресурсов государства 14
2.2 Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов государства. 18
3. Проблемы и перспективы развития финансовых ресурсов
государства 24
3.1 Структура финансовой системы РФ 24
3.2 Проблема реализации финансовой политики в современных
условиях 30
3.3 Пути развития финансовой политики России 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список использованной литературы 48
Приложение № 1
В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.
Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.
3.1 Структура финансовой системы РФ
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
1) государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;
2) финансы предприятий и
3) страхование;
4) кредитно-банковскую систему (совокупность
банков и иных кредитных
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы - государственных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне, а местные финансы - соответственно на местном уровне управления. Страхование включает различные формы и виды страхования (добровольное, обязательное, личное, имущественное и т.д.).
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.
Структура финансовой системы, сложившейся в РФ в результате рыночных преобразований 90-х годов, и система государственных финансовых органов представлены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Структура финансовой системы в РФ
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
В составе государственных финансов выделяются государственные финансы на федеральном уровне, включающие государственный (федеральный) бюджет РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов и государственный кредит, и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне), включающие госбюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов.
Эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Государственные финансы на федеральном уровне - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (финансах предприятий). Необходимость концентрации в распоряжении государства значительной части финансовых ресурсов вызвана той же важной ролью, которое оно выполняет в области экономического и социального развития страны. Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства при решении экономических, политических и социальных задач.
Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, т.е. на тех же предприятиях. Аккумулировав за счёт предприятий сферы материального производства средства в централизованных государственных фондах (например, в бюджете), государство часть этих ресурсов направляет также на развитие материального производства, но уже наиболее необходимых в данное время отраслей экономики.
Государственные и местные финансы включают бюджетную систему (государственные бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды) и государственный кредит.
Государственный (федеральный) бюджет РФ - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства, это главное звено всей финансовой системы. Он представляет собой централизованный денежный доход государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики, а в расходной - направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных в первую очередь через систему налогообложения. По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере её экономического строя и материальном положении основной части населения.
В настоящее время бюджетная система России состоит из бюджетов трёх уровней:
· федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
· местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).
Государственный (федеральный) бюджет на соответствующий год разрабатывается и утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) - в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований. Правовую основу бюджетной политики в России составляют Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответствующий год и аналогичные законы местных органов власти.
Составным звеном государственных финансов являются государственные внебюджетные фонды. Это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.
Их формирование осуществляется за счёт обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Общее число федеральных внебюджетных фондов составляет более 40. Основными являются социальные - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счёт которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.
Организационно внебюджетные фонды отделены от федерального и территориального бюджетов, имеют определённую самостоятельность.
Страхование как сфера финансовых отношений обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению. Наряду с государственными страховыми организациями страхование в стране осуществляют многочисленные акционерные страховые организации. Ведущую роль на страховом рынке России занимает достаточно надёжная государственная страховая компания Росгосстрах.
Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов - предприятий различных форм собственности. Хозяйствующие субъекты выступают основой финансовой системы, где формируется основная часть доходов, которые впоследствии перераспределяются по различным каналам народнохозяйственного комплекса.
В сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:
· финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
· финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;
· финансы государственных и муниципальных предприятий;
· финансы общественных организаций (объединений).
В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия формируют собственные средства за счёт прибыли, амортизационных отчислений и образования целевых фондов денежных средств. При необходимости они используют привлечённые средства, которые состоят из заёмных средств (в форме кредита); акционерного капитала, поступившего за счёт эмиссии акций от их продажи; долевых (паевых) средств участников конкретного инвестиционного проекта.
Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии и т.д.
3.2 Проблемы реализации финансовой политики в современных условиях.
О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней страдают из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или, по крайней мере, существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.
Информация о работе Теоретические основы финансовых ресурсов