Установление тарифов на транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей принципа построения тарифов на транспорт.

Вложенные файлы: 1 файл

работа по тарифам на транспорт.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

     Грузовые  тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдельные, повременные, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении. Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основными видами тарифов. Они применяются на перевозку всех грузов. В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.

     Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.

     Покилометровые  тарифы используются в тех случаях, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или повременные тарифы, например при холостом пробеге к месту работы и обратно. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля.

     Транспортное  предприятие информирует грузовладельцев  о применяемых тарифах на оказываемые услуги, оформленных в виде сборников, прейскурантов или другой существенной форме.

     Изменение тарифов рекомендуется производить  не чаще одного раза в квартал.

     О предлагаемом изменении уровня тарифов  автотранспортное предприятие (перевозчик) обязано уведомить грузовладельцев, имеющих договорные отношения с этим предприятием, не позднее за 1,5 дней до введения новых тарифов.

     В сфере городских и пригородных  перевозок во многих случаях целесообразно выделять перевозки грузов, имеющие большое социальное значение – перевозки хлеба, молока, обслуживание детских учреждений, больниц, на которые возможно устанавливать относительно низкие тарифы.

     Тарифы  рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава исходя из условия его эффективного использования и экономически обоснованных затрат на перевозки.

     К автопредприятиям (перевозчикам), допустившим  нарушение государственной дисциплины цен, применяются экономические санкции в соответствии с письмом Комитета Российской Федерации по политике цен, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 01.12.92 N 01-17/030-23, N 112 и N В36-05/410.

     Департамент автомобильного транспорта Минтранса  России ежеквартально информирует  Комитет Российской Федерации по политике цен об уровне действующих тарифов. 
 
 

     1.4 Тарифы воздушного транспорта 

     Решение об определении (установлении) аэропортовых сборов и тарифов принимается  учетом анализа основных ценообразующих факторов, в том числе:

     а) объемов аэропортового обслуживания и их особенностей;

     б) расходов субъектов естественной монополии  в сфере услуг аэропортов, в том числе расходов на выплату заработной платы, оплату сырья и материалов, накладных расходов;

     в) амортизационных отчислений;

     г) конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг;

     д) потребности в средствах на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование за счет прибыли других обоснованных расходов;

     е) объемов государственной поддержки, а также налогов и других платежей.

     Тарифы  и сборы в области гражданской  авиации и правила продажи  перевозочных документов:

     1 Правила формирования и применения  тарифов, взимания сборов в  области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

     2 Для воздушных перевозок, осуществляемых  в соответствии с договором  фрахтования воздушного судна  (воздушным чартером), могут устанавливаться  договорные цены. Уполномоченный орган в области гражданской авиации может устанавливать минимальные цены на такие перевозки, осуществляемые на определенных авиационных линиях, в целях защиты регулярных воздушных перевозок, осуществляемых на тех же авиационных линиях.

     3 Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. 

     1.5 Факторы, влияющие на формирование тарифов на услуги транспорта 

     Все ценообразующие факторы можно разделить  на две основные группы.

     Общеэкономические:

  • изменения в налоговой и амортизационной политике, в том числе размеров обязательных отчислений и платежей в бюджет;
  • изменение общей конъюнктуры финансового рынка;
  • обеспечение более благоприятных условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;
  • изменения нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;
  • общий уровень инфляции.

     Отраслевые:

  • изменения в объемах и в структуре перевозок и других видах работ транспорта;
  • резервы снижения собственных затрат транспорта;
  • изменения в номенклатуре расходов и распределении затрат по видам услуг;
  • результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.
 
 
  1. Государственное регулирование тарифов на транспорте

     Осуществление государственного регулирования естественных монополий обусловлено необходимостью решать экономические задачи, которые  не могут быть реализованы с помощью  рыночного механизма.

     Основной  целью государственного регулирования тарифов в сферах естественных монополий на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по государственному регулированию цен (тарифов).

     В таблице 1 представлены методы регулирования  транспортных тарифов. 

     Таблица 1 – Методы регулирования транспортных тарифов

Виды  транспорта Характер регулирования
Железнодорожные перевозки Базовые схемы, их уровень и дифференциация определены прейскурантом №10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки». Решение о внесении изменений в прейскурант принимается Правительством или соответствующими государственными органами.
Морской

Перевозки:

 каботажные;

 внешнеторговые

Услуги  морских портов

 
 
Тарифы  на перевозки не регулируются.

Тарифы  определяются условиями рынка морских  перевозок.

Тарифные  ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг.

Речной

Перевозки

Услуги  речных портов

 
Тарифы  на перевозки не регулируются.

Тарифные  ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг. Тарифные ставки определяются одним их двух способов:

  • индексируются ставки тарифов прейскуранта №14-01 «Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом. Тарифное руководство №1-Р»;
  • рассчитываются самостоятельно перевозчиками.
Авиационный

Перевозки

Услуги  аэропортов

 
Тарифы  рассчитываются самостоятельно перевозчиками.

Тарифные  ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг.

Автомобильный

Перевозки

Тарифы не регулируются государственными органами. Тарифные ставки определяются самостоятельно перевозчиками одним из двух способов:
  • индексируются ставки тарифов прейскуранта №13-01-01 «Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом»;
  • рассчитываются самостоятельно перевозчиками.

 

     2.1. Специфика регулирования при определении тарифов 

     Специфика современного периода развития общественного производства оказывает сильное влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы.

     Основной  целью государственного регулирования тарифов на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг.

     При определении цен (тарифов) на транспорте регулирующие органы реализуют следующие функции:

     на  федеральном уровне — осуществляют создание нормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики, соответствующей современным условиям; установление цен и тарифов, регулируемых на федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен и тарифов на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) с учетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

     на  уровне субъектов  Российской Федерации — осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональной нормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов на транспорте; определяют перечни видов услуг, которые устанавливаются и регулируются на региональном уровне; проводят мониторинг цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям — монополистам транспортных услуг.

     При регулировании цен (тарифов) на услуги транспорта применяются следующие методы ценового регулирования:

     – установление или ограничение уровней  тарифов или их составляющих (прибыли, рентабельности), методы текущей корректировки  тарифов, совершенствование тарифных систем и другие.

     Правильная  тарификация работ и услуг, выполняемых  транспортом, — задача достаточно сложная  и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.

     Все ценообразующие факторы можно разделить на две основные группы.

     Общеэкономические:

     – изменения в налоговой и амортизационной  политике, в том числе размеров обязательных отчислений и платежей в бюджет;

     – изменение общей конъюнктуры  финансового рынка;

     – обеспечение более благоприятных условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;

     – изменения нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;

     – общий уровень инфляции.

     Отраслевые:

     – изменения в объемах и в  структуре перевозок и других видах работ транспорта;

     – резервы снижения собственных затрат транспорта;

     – изменения в номенклатуре расходов и распределении затрат по видам  работ и услуг;

     – результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.

     Транспорт как систему можно представить  в различных видах и формах построения.

     Виды  транспортных тарифов подразделяются на: общие (основные), исключительные, льготные и специальные.

     Общими  (основными) являются тарифы, которые применяются на все перевозки грузов на каждом виде транспорта.

     Исключительными называются тарифы, которые установлены на перевозку определенных грузов в конкретных корреспонденциях внутри данного вида транспорта или в смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта. Исключительные тарифы подразделяются на пониженные и повышенные против общих.

     Льготные — это, по существу, исключительные пониженные тарифы против общих, которые устанавливаются на перевозку только отдельных грузов, следующих в адрес определенных организаций исходя из общей экономической политики Правительства Российской Федерации по отношению к отдельным отраслям народного хозяйства и регионам.

     Специальные тарифы — устанавливаются на специфические виды работ и операций, характерные только для данного вида транспорта и являющиеся, по существу, технологическими.

     Разновидностью  общих тарифов являются местные тарифы, поскольку они, как правило, распространяются на перевозки всех грузов в пределах данной железной дороги или одного пароходства.

Информация о работе Установление тарифов на транспорт