Формирование цен в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Цена - это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Цена как экономическая категория…………………………………………………4
3. Условия и особенности рыночного ценообразования…………………………….8
4. Взаимодействие цены спроса и предложения……………………………………16
5. Факторы, влияющие на уровень цен……………………………………………...19
6. Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - готовая работа.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

     Практика  зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных  мер, закрепив их в законодательном порядке. Этот путь ждет и нас.

     Принятый  в Российской Федерации Закон  «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

     Конкуренция неизбежно ставит предпринимателя  в такое положение, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество своей продукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования и т.д.

     Рыночный  механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.

     Органическим  элементам планового хозяйства  является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономические интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.

     Эффективность метода ценообразования, прежде всего, определяется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены почти не сигнализируют об изменении в спросе. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и потребления.

     Отсутствие  рыночного механизма ценообразования  не предотвращает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скрытой инфляции в открытую, происходит резкий рост цен.

     Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конечного потребителя.

     Система директивного ценообразования не может служить инструментом согласования экономических интересов и объективно является тормозом экономического развития. Это обусловливает неизбежность перехода от системы директивных цен к ценам, установление которых основано на взаимном соглашении потребителя продукции с ее изготовителем.

     Цены, которые в условиях рынка устанавливаются  по соглашению сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея договорного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.

     Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразованию в динамике, рассмотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.

     Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду негативных последствий для экономики страны.

     Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного  и в значительной степени монополизированного  рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации производства. При этом падает надежность планирования на уровне отдельного предприятия или фирмы, и нарушаются пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей.

     В результате из-за того, что появляется легкая возможность получить дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производства, а ростом цен, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. В условиях, инфляции это провоцирует дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.

     Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства может привести, и привело в России к углублению экономического кризиса. Таким образом, одновременный переход по всем товарам на свободное ценообразование экономически и политически не был оправдан. Следовало бы осуществлять постепенный переход к свободным ценам и контролировать их рост, проводя активную антиинфляционную политику.

     Для того, чтобы процесс перехода к  свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил, прежде всего, к сокращению производства, нужны следующие условия:

1) реальная хозяйственная  самостоятельность предприятий,  обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;

2) отсутствие  дефицита товаров, переводимых  на реализацию по свободным ценам;

3) отсутствие  монополии товаропроизводителей;

4) структурная  перестройка экономики, прежде  всего базовых отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;

5) обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;

6) юридически  закрепленное право на свободный  выбор поставщиков и потребителей.

     При отсутствии перечисленных условий  следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их свободное движение, осуществлять государственное регулирование. Следовательно, в этих условиях представляется необходимым организовать наблюдение и контроль за свободными ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области свободного ценообразования при переходе к рынку. Такой контроль позволяет добиться прекращения падения производства, ограничить темпы инфляции, создать стимулы для товаропроизводителей, увеличить доходы за счет роста производства, а не цен.

     В условиях быстроменяющихся экономических условий, как это имеет место в России, изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать с анализа общей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономических процессов.

     С переходом экономики к свободному ценообразованию остроту приобретает  проблема приближения цен к стоимости, учитывающей объективные различия в региональных затратах и формирующийся  на разных рынках спрос. В связи с этим глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. В этих условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам имеются объективные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие характер и ареал рынков сбыта, их деление на единый и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен. Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, в результате чего последовательно и постепенно формируется единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Процесс этот, включающий ценовое противостояние и попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью цен за счет других регионов, по всей видимости, будет довольно болезненным.

     Учитывая  все возрастающее для нашей экономики  значение развития мирохозяйственных связей, система внутренних цен должна все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неотвратимо, если мы действительно хотим построить рыночную экономику и максимально реализовать преимущества от экономического сотрудничества с мировым сообществом.

     В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования приобретают большую актуальность. Решаются они путем заключения странами СНГ межправительственных соглашений о принципах торгово-экономического сотрудничества, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях производят по договорным ценам, а в других случаях для отдельных, важнейших, взаимно согласованных видов продукции применяются мировые цены с перерасчетом в рубли по согласованному курсу.

     В ряде соглашений, заключенных Россией  с государствами СНГ, предусмотрена  также необходимость проведения согласованной политики в области ценообразования.

     В первые годы развития Содружества ценовая практика межгосударственной торговли между странами СНГ во многом была невыгодна России, так как важнейшие ресурсы вывозились из нее по относительно низким, в сравнении с мировыми, ценам, а ввозилась продукция в основном по свободным ценам, уровень которых порой превышал мировой или был приближен к нему.

     Чтобы предупредить рост цен за счет необоснованного  включения затрат в себестоимость, следует использовать согласованные принципы и методы калькулирования себестоимости продукции. Поэтому целесообразно предусмотреть в соглашениях обмен информацией о применяемых нормативных документах по ценообразованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и динамике свободных цен на важнейшие виды продукции.

     Согласованная политика ценообразования государств Содружества при товарообменных операциях должна найти отражение в межправительственных соглашениях, за выполнением которых следует установить надлежащий контроль. К нарушителям цен следует применять экономические санкции, установленные в законодательном порядке, а при необходимости – выносить эти вопросы на рассмотрение правительств.

     Следовательно, возникает необходимость в проведении согласованной ценовой политики при межгосударственных поставках в увязке с соглашениями о денежно-кредитных отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Взаимодействие цены, спроса и предложения 

     В условиях рыночной экономики действия отдельных, самостоятельных хозяйствующих  субъектов координируются с помощью  цен. Цены формируются на рынке в  результате взаимодействия спроса и предложения товаров.

Взаимодействие  цены и спроса

     Состояние рыночной экономики, уровень и механизм развития всех инструментов, в том числе и цены, описываются с помощью таких понятий, как спрос (Demand) и предложение (Supply).

     Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.

     Спрос – это желание и возможность  потребителя купить товар или  услугу в определенное время и  в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

     Объем спроса – это то количество товара (услуг), которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенно промежутка времени.

     Взаимосвязь между объемом спроса на товар  и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть представлена следующей формулой:

QDx =f(Px, Py, ..., Pz, I, W, Tx, F, S, q),      (1)

где QDx – объем спроса на товар X в единицу времени;       

    Pxцена товара X;

    Py, ..., Pzцены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

    Iдоход покупателя;

    W – уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

Информация о работе Формирование цен в условиях рынка