Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:49, реферат
Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Цена - это денежное выражение стоимости товара. Она относительно полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.
Введение…………………………………………………………………………3
Функции цены………………………………………………………………...4
1.1Функция учета и измерения затрат общественного труда………………...4
1.2. Функция сбалансирования спроса и предложения……………………….6
1.3.Стимулирующая функция цены…………………………………………….9
1.4.Распределительная функция цены………………………………………...11
Список использованной литературы…………………………………….…….14
Стимулирование рациональной структуры личного потребления населения обеспечивается благодаря дифференциации ставок налоговых платежей, различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости выпускаемой продукции, системы договорных (контрактных) и лимитных цен и т.д. С точки зрения национальных интересов России, в условиях перехода к рыночной экономике на первый план выходит задача не только и не столько стимулирования роста или сокращения потребления определенных товаров и услуг, сколько наращивание их конкурентоспособного производства, улучшения качества для достижения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
1.4. Распределительная функция цены
Не менее важное значение имеет и такая функция цены, как распределение и перераспределение. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Например, повышенные розничные цены на предметы роскоши и товары с высоким имиджем помогают перераспределять денежные доходы части населения для формирования фондов социального назначения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятий налогового характера, поступающих в бюджет на социальные нужды.
С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно это функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Когда цена на товар установлена выше его стоимости, часть ее перераспределяется в пользу продавца, следовательно потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец имеет увеличенные доходы, но основное - решение социальных задач. При этом усиливается важность конкретного товара в «потребительской корзине» населения, необходимость ограничения опасных привычек (курения, алкоголя и т.д.).
Отклоняясь от стоимости, цена помогает перераспределять национальный доход. Через эту функцию цены происходит взаимоувязка доходов и расходов производителя и потребителя. При рынке цена выступает результатом весьма сложных взаимоотношений между продавцом и покупателем товара. Отклонения цены товара от его стоимости из-за массового характера торговых сделок свидетельствуют о закономерности отклонений цен на конкретные виды товаров от их реальной стоимости. Но по всей товарной сумме при купле-продаже цена и стоимость в количественном отношении уравновешиваются, так как выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Отсюда равенство совокупности цен всех товаров и их стоимости - такая же закономерность, как и отклонения цен от стоимости по каждому товару в отдельности.
Стоимостные методы перераспределения проявляются в тесном взаимодействии цен и денег в процессе реализации. Доход, получаемый после реализации товара (или расход в результате покупки), непосредственно зависит от цены. Цены активно применяются как средство перераспределения чаще всего при использовании государственных или регулируемых цен. Вместе с тем, не следует забывать, что цены - далеко не единственный инструмент распределения и перераспределения. Так, особую роль здесь играет финансово-кредитная система. Например, если поставлена задача поднять жизненный уровень определенной части населения, то этого эффективнее достигнуть используя финансы, в частности оперируя денежными доходами населения (размер заработной платы, пенсий, стипендий) или ставками налогов. Применение цен в данных областях менее эффективно, так как изменение цен обычно затрагивает все население, а кто здесь больше выигрывает или проигрывает, определить труднее.
Применение
цен в качестве средства перераспределения
предпочтительно тогда, когда надо резко
изменить пропорции в народном хозяйстве.
Важная форма распределения национального
дохода выступает, как известно, оплата
труда, в которой цены играют немаловажную
роль. Система цен и система оплаты труда
образуют своего рода каркас распределения
национального дохода на стадии производства,
а последующее перераспределение осуществляется
обычно в форме движения доходов в рамках
финансовых и кредитных отношений. Воздействие
цен на распределительно-
Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и иную роль (при ее снижении), что ведет к сокращению предложения товаров. В свою очередь это приводит к соответствию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.
Распределительная функция цены действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капитала в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.
Учетная функция цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Это приводит к выводу, что взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.
Список используемой литературы:
1. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ЭКМОС, 2000.
2. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. - М.:БЕК,1997.
3. Левшин Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М., МО, 1993.
Задача 1.
Определите коэффициенты эластичности спроса и предложения по цене:
Цена за единицу, руб. |
Объем спроса в единицу времени, тыс. шт. |
Объем предложения в единицу времени, тыс. шт. |
50 |
30 |
24 |
60 |
26 |
26 |