Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:48, реферат
В СССР цена на внутреннем рынке устанавливалась производителем, т.е. государством. По сложному алгоритму. Существовали например классы товаров и услуг, цена на которые была значительно ниже себестоимости по идеологическим соображениям, или по соображениям практической политики. Это скажем стоимость коммунальных услуг(копейки), стоимость проезда, в том числе длительное время и стоимость бензина. Стоимость социальных товаров: хлеба, молока, сахара, соли, круп. Детская одежда кстати была очень дёшева. Государство просто продавало эти товары себе в убыток. Вообще, на товары народного потребления старались держать низкие цены. С этим связано такое явление как дефицит. Это как в 2010 запретили бы повышать стоимость гречки. Результат - она бы исчезла из свободной торговли и продавалась бы по талонам. Ну или по блату с переплатой.
Однако это было только
началом работы по постановке калькуляции
себестоимости в
Для рассматриваемого периода были характерны резкие различия в уровне производства однородной продукции в зависимости от того, про-изводилась она на старых или на новых (реконструированных) предприятиях. В связи с этим тресты, действовавшие на началах полного хозрасчета, отказывались от производства убыточных или бесприбыльных сортов и увеличивали производство изделий, приносящих прибыль. Нерентабельными оказывались целые подотрасли промышленности.
Являясь держателями основной или значительной части продукции своей отрасли и имея возможность гибкого маневрирования ценами, синдикаты поддерживали не только производство необходимой рынку продукции, но и временно нерентабельные отрасли. Так, ВТС использовал благоприятные условия сбыта хлопчатобумажных тканей для закупки у трестов льна, шерсти, камвольных тканей, пользующихся меньшим спросом. Уральский металлургический синдикат (Урал- мет) и Металлосиндикат Центрального района, комбинируя металлические изделия, пользующиеся большим спросом, с нерентабельной продукцией черной металлургии, облегчили финансовое положение металлургических заводов и заводов тяжелого машиностроения за счет высокой конъюнктуры товаров широкого потребления.
Для того чтобы обеспечить равновыгодность для производителей всех видов продукции, пользующейся спросом, с 1928 г. в текстильной и стекольно-фарфоровой, а с 1929 г. — в металлургической промышленности была введена система двух прейскурантов: расчетного и торгового. Расчетные цены создавали условия для рентабельной работы всех предприятий, в том числе предприятий с отсталой техникой. Они давали возможность без ущерба для хозрасчета внедрять в производство заменители, стимулировали производство дефицитной продукции, а также выработку в пределах технической возможности нужного рынку ассортимента.
ВТС и Продасиликат имели право на некоторое маневрирование ценами торгового прейскуранта, но под контролем Наркомвнуторга. Цены торгового прейскуранта варьировались по отдельным сортам в зависимости от сезона, состояния рынка и спроса, однако с таким расчетом, чтобы общая стоимость продукции оставалась неизменной. Таким образом, система двух прейскурантов предоставляла возможность стимулирования как производства, так и рынка.
Большую роль сыграли синдикаты
в снижении издержек обращения, в
доведении товаров до потребителя
с наименьшими торговыми
В генеральные договоры,
заключаемые синдикатами с
Тресты и синдикаты
участвовали в заготовке
Экономические методы довольно эффективно использовались для регулирования закупочных цен на промышленное сырье растительного и животного происхождения, производство которого было сосредоточено в индивидуальных крестьянских хозяйствах. Была осуществлена попытка административного регулирования цен на хлопок, лен, шерсть, кожу путем установления твердых лимитных цен, которые определялись на весь год и не зависели от сезона, конъюнктуры в отдельных районах и т.д.
Практика жестких неэластичных лимитов себя не оправдала, и в резолюции Пленума ЦК ВКП(б) (апрель 1925 г.) «Очередные за дачи экономической политики партии в связи с хозяйственными нуждами деревни» было дано указание: «Принять серьезные меры к действительному изменению существовавшей в последний период практики лимитирования цен на хлеб и сельскохозяйственное сырье, переходя на гибкое государственно-экономическое регулирование и соглашение государственных и кооперативных заготовителей».
Гибкое экономическое
регулирование
До 1927—1928 гг. систематической работы по планированию и регулированию отпускных цен промышленности органами ВСНХ СССР и другими наркоматами не проводилось. В связи с директивами правительства о снижении цен стали собираться и частично разрабатываться отдельные материалы. В апреле 1930 г. функции по регулированию промышленных цен были переданы из ведения Наркомторга органам ВСНХ СССР. Президиум ВСНХ СССР запретил объединениям и трестам какое-либо самовольное повышение цен.
В октябре 1931 г. был образован Комитет цен при СТО, в функции которого входило утверждение отпускных цен на основную продукцию отраслей тяжелой, лесной, легкой и пищевой промышленности. Установление и регулирование цен подчинялось принципу централизации, необходимому в условиях планового ценообразования.
Отпускные цены устанавливались
на базе планово-коммерческой себестоимости,
но на практике ни один прейскурант
не отвечал этим требованиям. В ценообразовании
в ряде случаев не были преодолены
дореволюционные соотношения
Информация о работе Характеристика ценообразования в первые годы советской власти