Целесообразность и необходимость участия государства в регулировании ценообразования. Методы используемые государством для регулирован

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 19:06, доклад

Краткое описание

Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками. Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным ценам.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 31.52 Кб (Скачать файл)

В-третьих, в любом государстве (или с развитой рыночной экономикой, или с командно-административной системой) государственные органы воздействуют на процессы ценообразования.

Однако государственное влияние на цены осуществляется не только через систему ценообразования. Государство регулирует ставки налогообложения, процентные ставки по кредитам, размеры арендной платы, уменьшение некоторых расходов предприятия и т.п..

Особое значение придается антимонопольному регулированию, которое предусматривает различные меры, санкции против предприятий-монополистов, причем как природных, так и недобросовестных в деловых отношениях. К таким, в частности, относятся:

    • дискриминация различных предприятий;
    • отказ предоставления различных скидок некоторым клиентам, особенно посредникам и предприятиям розничной торговли;
    • установление каких-либо принудительных условий при заключении договоров на поставку товаров, сырья, заранее неприемлемых для потребителя (в розничной торговле такая ситуация может возникнуть при продаже товаров в наборе)
    • принуждение предприятий покупать товары только в отдельно определенного производителя и запрет заключать соглашения с другими, то есть ограничение конкуренции;
    • предлагаемых демпинговых цен, ниже, чем у конкурентов, и ниже, чем себестоимость;
    • отказ в поставке товаров для отдельных предприятий, которые реализуют их, по любой причиной;
    • полный контроль за установлением цены производителя в розничной торговой сети в целом на всей территории и проч.

При таких условиях только антимонопольный комитет может принимать соответствующие решения и прекращать эту практику. Целью государственного регулирования цен:

  1. обеспечение соотношения между монополией и конкуренцией, за которого не возникало негативных последствий для экономики, проведение социальной политики государства и защите отдельных слоев населения;
  2. сдерживание инфляционного роста цен введением таких мер, которые бы устраняли причины его возникновения. Главной причиной необоснованного роста цен на продукцию государственных предприятий является их монопольное положение. Как следствие такого повышения цен появляется дефицит товаров, растут цены на сырье и топливо, исчезает обычная конкуренция;
  3. социальная защита населения, суть которого заключается в дифференцированном подходе к установлению или изменению розничных цен на отдельные товары или услуги с учетом роли товаров в формировании реальных доходов населения, в обеспеченности продуктами (прежде первой необходимости) различных групп и слоев населения с различным уровнем доходов . Особенно это касается населения с небольшими доходами и не имеющие возможности их увеличить (пенсионеры, дети дошкольного и младшего школьного возраста, инвалиды 1-й и 2-й групп и т.д.). К таким мерам относятся льготы по тарифам на жилищно-коммунальные услуги, проезд в транспорте, специально определенные места обслуживания и проч.;
  4. активная роль государства в формировании спроса населения и воспитании его вкуса. Это происходит благодаря установлению сниженных цен, льгот по налогам на товары, по которым государство стремится увеличить объемы реализации. Решить эту проблему можно, уменьшив налоги для производителей, предоставив дотации на продукцию, обеспечив производителю сбыта продукции через свои предприятия торговли и др..;
  5. содействие ограничению потребления социально вредных товаров или тех, которые могут угрожать жизни и здоровью человека (например, табачные изделия, наркотики и др.).

 

Государственные органы ценообразования, контроля за ценами в РБ, их полномочия и функции.

Поскольку существует государственное регулирование цен должен осуществляться и государственный контроль за ценами. Он имеет важное значение, так как нарушение дисциплины цен ведет к необоснованному получению прибыли.

1 февраля 1993 г. Постановлением  Совета Министров Pecпублики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен [25], в котором определены основы государственного контроля установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности.

Впоследствии в дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров 0 повышении эффективности контроля за ценами № 221 от 2 декабря 1994 г [26]. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании предусмотрена также гл. 6 Закона О ценообразовании [1], п. 1.6 – 1.11 Указа № 285 [2].

В систему органов государственного контроля за соблюдением дисциплины цен входят Департамент антимоно­польной и ценовой политики Министерства экономики, управле­ния антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, инспекторы по контролю за ценами в городах, районах и районах городов.

В числе основных задач органов контроля выступают социально-экономический анализ и экспертиза формирования цен, их экономическая обоснованность, с точки зрения отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции; профилактика на­рушений дисциплины цен. Органы контроля дают субъектам хо­зяйствования обязательные для исполнения указания об устране­нии нарушений дисциплины цен, порождающих их причин и усло­вий, принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов в соответствии с законодательством.

Государственный контроль за ценообразованием осуществля­ется в тесном взаимодействии с Комитетом государственного контроля, Прокуратурой, Государственным налоговым комите­том и Министерством финансов.

Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителя в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны обществен­ных объединений потребителей.

 

Республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием:

вырабатывает предложения об основах государственной политики в области ценообразования и обеспечивает ее реализацию в республике;

определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок их декларирования, осуществляет методическое руководство ценообразованием, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории Республики Беларусь;

координирует работу других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов по осуществлению регулирования и контроля за ценообразованием;

осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), применяя способы, предусмотренные законодательством;

принимает обязательные для субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей) решения о введении, изменении или прекращении регулирования ценообразования в случаях, предусмотренных законодательством;

осуществляет контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими установленного порядка применения цен (тарифов);

дает обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением действующего порядка ценообразования, вводит режим регулирования цен (тарифов) в отношении субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), систематически нарушающих этот порядок;

дает предписания другим республиканским органам государственного управления, областным и Минскому городскому исполнительным и распорядительным органам об отмене или изменении принятых ими решений по вопросам регулирования и контроля за ценообразованием, не соответствующих требованиям законодательства Республики Беларусь о ценообразовании;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательными актами Республики Беларусь.

Другие республиканские органы государственного управления Республики Беларусь, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования в соответствующих отраслях экономики в соответствии с законодательством.

Областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах административно-территориальных единиц:

обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования;

осуществляют регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и контроль за применением установленного порядка ценообразования, а также иные полномочия, возложенные на них законодательными актами Республики Беларусь.

 


Информация о работе Целесообразность и необходимость участия государства в регулировании ценообразования. Методы используемые государством для регулирован