Цена и ее сущность в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 11:28, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение системы цен на предприятии, основных ее видов, а также выявление резервов ее снижения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть экономическую сущность цен в рыночной экономике;
- изучить основные функции и значение цен на предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Цена как категория рыночного хозяйства……………………………………..4
1.1 Сущность и функции цены……………………………………………….......4
1.2 Система цен и их классификация………………............................................6
2 Значение цен в рыночной экономике………………………………………...10
2.1 Цены в условиях рынка………………………………………………….......10
2.2 Место и роль цен в управлении предприятием……………………………12
Заключение………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

цена и ее сущность.docx

— 44.33 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Якутский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»

 

 

 

 

 

Кафедра: СД

 

 

.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основы рыночного ценообразования на транспорте

на тему: «Цена и ее сущность в рыночной экономике»

 

 

 

 

 

      Выполнила: Мажурина М.А.

                                                ТТП-1287

                                                                            Проверила: Корытова С.Д.

 

 

 

 

 

 

 

Якутск – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

1 Цена как категория рыночного  хозяйства……………………………………..4

1.1 Сущность и функции цены……………………………………………….......4

1.2 Система цен и их классификация………………............................................6

2 Значение цен в рыночной  экономике………………………………………...10

2.1 Цены в условиях рынка………………………………………………….......10

2.2 Место и роль цен в управлении  предприятием……………………………12

Заключение………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цена, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.

На каждом этапе развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она также значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производства, стимулируют рост и совершенствование производства, а также улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

Целью данной работы является изучение системы цен на предприятии, основных ее видов, а также выявление резервов ее снижения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- рассмотреть  экономическую сущность цен в  рыночной экономике;

- изучить  основные функции и значение  цен на предприятии.

 

 

 

 

 

 

1 Цена как категория рыночного хозяйства

 

1.1 Сущность и функции цены

 

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается многими причинами. От уровня цены зависят:

- величина  прибыли коммерческой организации;

- конкурентоспособность  организации и её продукции;

- финансовая  устойчивость предприятия.

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

1) Первичной  функцией цены следует считать  измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.

2) Учетная  функция цены отражает общественно  необходимые затраты труда на  выпуск и реализацию той или  иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий  на изготовление товаров. В конечном  счете, цена отражает не только  величину совокупных издержек  производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, как количественных – валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественных – рентабельность, производительность труда, фондоотдача.

Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

3) Распределительная  функция цены состоит в том, что государство через ценообразование  осуществляет перераспределение  национального дохода между отраслями  экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения.

Функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

4) Функция  сбалансирования спроса и предложения  выражается в том, что через  цены осуществляется связь между  производством и потреблением, предложением  и спросом. Цена сигнализирует  о диспропорциях в сферах производства  и обращения и требует принятия  мер по их преодолению. Она  служит гибким инструментом для  достижения соответствия спроса  и предложения.

5) Функция  цены как средства рационального  размещения производства проявляется  наиболее полно в условиях  рыночной экономике. С помощью  механизма цен происходит перелив  капиталов в секторы экономики  и производства с более высокой  нормой прибыли.

6) Стимулирующая  функция цены проявляется в  том, что цена при определенных  условиях может стимулировать  ускорение НТП, улучшение качества  продукции, увеличение выпуска продукции  и спроса на неё. Это связано  с тем, что цены дифференцированы  в зависимости от технического  уровня и качества продукции. По этим же причинам цены  могут оказывать и дестимулирующее  воздействие на производство.

7) Цена  выполняет очень важную социальную  функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

В рыночной экономике цены на товар постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

 

1.2 Система цен и их классификация

 

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Эта система, в свою очередь, состоит из отдельных систем цен, взаимозависимых и взаимодействующих.

В основе взаимосвязи всех цен лежит принцип «сообщающихся сосудов». Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается по цепочке во все другие блоки. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех остальных блоков. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

- все  цены формируются на единой  методологической основе – на  законах стоимости, предложения  и спроса;

- все  предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых  обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Наиболее важными, основными системами цен являются:

- оптовые  цены;

- цены  на строительную продукцию;

- закупочные  цены;

- розничные  цены;

- тарифы  транспорта и связи.

Оптовые цены – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. В свою очередь оптовые цены подразделяются на два подвида:

- оптовые  цены предприятия;

- оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям – другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и по услугам, в том числе управленческим платежам и процентам за кредит. Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.

Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

- сметная  стоимость – предельный размер  затрат на строительство каждого  отдельного объекта;

- прейскурантная  цена – усредненная сметная  стоимость единицы конечной продукции  типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и др.);

Цена грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Разновидностями розничной цены являются: коммерческая и аукционная цены. Коммерческая цена – свободная (рыночная) цена, которая применяется по товарам, свободно продаваемым в коммерческих магазинах при наличии государственной цены на такие же изделия, распределяемые централизованно.

При переходе к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. При этом различаются:

- свободные  цены (цены, свободно складывающиеся  на рынке под влиянием конъюнктуры  независимо от какого-либо влияния  государственных органов);

- регулируемые  цены (цены, которые складываются  под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие  государственных органов, пользующихся  методами либо прямого ограничения  их роста или снижения, либо  путем регламентации рентабельности, либо каким-либо другим методом);

- фиксируемые  цены (прямо устанавливаются государством  в лице органов власти и  управления).

Возможно также выделить следующие системы цен:

- скользящая  цена (эта цена устанавливается  почти в прямой зависимости  от соотношения спроса и предложения  и постепенно снижается по  мере насыщения рынка (особенно  оптовая цена, а розничная цена  может быть относительно стабильной);

- долговременная  цена (устанавливается на товары  массового спроса). Она не подвержена изменениям на протяжении длительного времени. Однако в зависимости от хозяйственной конъюнктуры могут вноситься изменения в изделия (уменьшаться их размер, незначительно ухудшаться качество) при сохранении цены;

- гибкая  цена (цена, которая быстро реагирует  на изменение соотношения спроса  и предложения на рынке);

- преимущественная  цена (данный метод ценообразования  предусматривает определенное понижение  цен на товары предприятием (фирмой), которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70-80%) на рынке и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров);

- договорная  цена (по ним покупателям предлагаются  какие-либо скидки по сравнению  с обычной ценой. У покупателя создается иллюзия получения значительной выгоды для себя в случае приобретения данного товара в большем количестве, чем ему необходимо. На самом деле основную выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль).

Информация о работе Цена и ее сущность в рыночной экономике