Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:10, контрольная работа
Основная причина возникновения налогов: образование государства.
Налог – самая оптимальная форма мобилизации средств.
Позволяет собрать 65-95% доходов государства.
Изначально отчуждение средств государству производилось на добровольной основе ( пожертвования в Древнем Риме). Обязательные платежи производились захваченными народами. Но добровольные подношения не могли обеспечить запросы государства. Таким образом, встал вопрос об обязательстве.
Доходы, сравнимые с налогом: 1) доходы от захватнической деятельност
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Основная причина возникновения налогов: образование государства.
Налог – самая оптимальная форма мобилизации средств.
Позволяет собрать 65-95% доходов государства.
Изначально отчуждение средств государству производилось на добровольной основе ( пожертвования в Древнем Риме). Обязательные платежи производились захваченными народами. Но добровольные подношения не могли обеспечить запросы государства. Таким образом, встал вопрос об обязательстве.
Доходы, сравнимые с налогом: 1) доходы от захватнической деятельности, войны, плата от союзников; 2) пользование имуществом гос-ва; 3) масса сборов и пошлин.
Причина введение налогов: гос-ву было необходимо решать дополнительные проблемы, кроме защиты земель, но доходов в форме 1), 2), 3) не хватало.
Первая форма налога: Auxilia (лат.) – помощь: каждый гражданин декларировал свое имущество и платил в зависимости от количества данного имущества. Никто не контролировал, но было престижным быть богатым, так как это давало свободу и право голоса. Налог носит не только материальный характер. Важный регулятор экономической деятельности общества. Один из инструментов прямого и косвеного регулирования экономики.
Изначально
теория налогов отставала от практики
налогообложения ,так как не могли выделить
основу понятия налогов (право-экономика).
До сих пор в теории существуют пробелы.
2. Эволюция научных взглядов на экономическое содержание налога.
I. Первый этап в формировании взглядов: Налог – абсолюное зло, так как нарушает формулу справедливости.
Этого взгляда придерживались меркантилисты (15-16 вв.)
Ф.Аквинский: налог – узаконенная форма грабежа.
II. С налогами примирились: появились индивидуалистические теории.
Основа этих теорий – ограждение расходов государства от сферы производства, что выражалось в следующих идеях: 1) Идея невмешательства государства в экономику; 2) Идея непроизводительного характера услуг государства.
Данные теории объединяет подход к налогу как плате за услуги государства.
III. Идея налога как важного и неотъемлемого регулятора эк отношений как между субъектами, так и между субъектами и гос-вом.
Селигман предложил 7 этапов эволюции
взглядов на налоги: 1) дар; 2) Правительство
смиренно умоляло или просило народ о
поддержке; 3) идея помощи; 4) идея жертвы,
которая приносится индивидуумом ради
гос-ва; 5) у плательщика развиваеся чувчтво
долга или обязанности; 6) идея налогового
принуждения; 7)идея определенной доли
или оклада, устанавливаемого вне всякой
зависимости от воли налогоплательщика
( подразумевается, что в налог вкладывается
идея справедливости).
3. Налог как экономическая категория.
Категория – это отношения между кем- то и кем- то по поводу чего-то для каких-либо целей.
Налог
– вторичное распределение
Налог как эк категория- совокупность отношений, возникающих между налогоплательщиком и гос-вом (под кот подразумеваются ФЛ и ЮЛ) по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов ос-ва.
НК РФ, ст.8: Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ лиц в форме отчуждения (следует заметить, что по ГК РФ отчуждения производятся только в судебном порядке) принадлежащих или на праве собственности, хоз ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва или муниципальных образований.
НК РФ, ст.8: Под Сбором в РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика гос органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами или должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Пошлина – особый вид налогов и сборов, взимаемый не со всех ФЛ и ЮЛ, а только с тех, кот вступают в специфическе отношения между собой и с государством в лице гос органов. Пошлины взимаются при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий.
Взнос – внесение определенной суммы денежных средств в виде вклада в банк, платы за вступление, участие в организации, оплаты своей доли в имущественном приобретении.
Отличия сбора от взноса: 1.Участие гос-ва. 2. Обязательность. 3. При взносе присутствует разрыв во времени между осуществлением и получением услуги. 4. При взносе: можно получить обратно в денежном эквиваленте. 5. круг направленности: сбор – индивидуальный платеж; взнос - с определенной группы, сформированной по определенным критериям.
Отличия пошлины от сбора: 1. при взимании пошлины гос-во может быть не обязательной, а третьей стороной (суд: 2 истца и государство). 2. Государство не оказывает услугу.
Специфические признаки налогов как особого вида финансового платежа.
1.
Обязательный характер налогов
(изъятие не может быть
2.
Законодательный (налог –
3.
Безэквивалентный (плательщик не
получает эквивалентных услуг со
стороны гос-ва на ту сумму, кот плательщик
уплатил, но для всего общества налог условно
эквивалентен).
4. Субъекты налоговых отношений.
Сущность налога разнится в зависимости от того, с чьей стороны смотреть: 1) с точки зрения гос-ва: налог – инструмент получения денежных доходов; 2) с позиции налогоплат-ка: налог – изъятие его дохода на основе принудительности и безыквивалентности.
Интерес плат-ка – снижение платежей, чему противостоит гос-во в первую очередь в форме законов. Обе стороны прибегают к планированию. Гос-во планир ту сумму, кот оно может и должно получить, плательщик – расходы.
Варианты налогового планирования для налогоплательщика: 1) законные (а)выбор места положения, регистрации предприятия; б) выбор оргно-правовой формы; в) использование возможностей предост неналоговыми документами, имеющими более высокий статус; г)грамотное и правильное ведение бух учета; д) использование пробелов и достоинств налог законодательства; е) использование более экономичных способов защиты нарушенных прав. 2) незаконные.
Гос-ва в целях защита эк интересов используют налоговый контроль путем 1) создания специализир органов, следящих за порядком; 2) создания контроля.
Способы
контроля: 1) предупреждение и выявление
нарушений; 2) предложение о добровольной
уплате; 3) взыскание налог платежей в судебном
и безакцептном порядке (без согласия);
4) возбуждение против налогопл-ков дел,
вплоть до уголовных.
5. Функции налогов.
Сущность налога проявляется через его функции.
Мировая обществ наука останавливается на 2-х функциях: 1) Фискальная. Исторически первая, самая главная, раскрывает предназначение налога, его появление. 2) Экономическая. Само существование налога оказывает воздействие на обществ воспроизводство; налог, изымая часть дохода неизбежно снижает как объем производства след цикла, так и темпы эк роста в целом. Усиление нал бремени оказывает отрицательное воздействие, в то время как его снижение, соответственно, положительное. Налоги способна влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций в эк-ке, т.е. снижение налог изъятий может стимулировать развитие отдельных отраслей, территорий, категорий граждан. Может также влиять на развитие малых форм предприятий и занятость населения. Т.е. эк функция отражает сущность налога как перераспределительной категории.
Экономисты отмечают наличие связи между фиск и эк функциями налогов, которая носит своеобразный характер: повышение налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но подрывает эк стимулы развития. В долгосрочном периоде нал поступления снижаются (банкротства, сокращение предпринимательской деятельности, нежелание платить налоги, уклонение), что уменьшает фиск эффект. Активизация стимулирует воздействие налога, следовательно, в долгосрочном периоде за счет увеличения налоговой активности происходит увеличение налоговых платежей.
Функции,
выделяемые отечественными экономистами.
Часто трактуются как подфункции
экономической функции: 1) регулирующая;
2)бюджетная; 3) распределительная; 4) стимулирующая;
5) социальная; 6) стабилизирующая; 7) контрольная
(налог – зеркало эк процессов; с помощью
анализа динамики и структуры нал поступлений
гос-во составляет картину о процессах,
происходящих в экономике, об эффективности
действия нал системы и ее влияния на нац
хозяйство); 8) интегрирующая (выделяет
Караваева: налог – одно из средств формирования
единого эк пространства гос-ва, связывающий
региональные хозяйства с политическими
интересами.
7. Влияние налогов на экономические процессы.
В совр условиях налог – инструмент влияния на экономику. И существуют инструменты, влияющие на отдеотные сектора экономики, например, потребление, сбережения, инвестиции.
Повышение налогов: увеличиваются расходы налогоплательщика, снижается потребление, снижаются инвестиции. Снижение налогов: рост потребления и/или сбережений; что касается инвестиций, то в них гос-во может заинтересовать население, повышая ставки налога на сбережения, не идущие на инвестирование)