Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:09, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими положениями.
Ценовые процессы, происходящие на фармацевтическом рынке, чрезвычайно сложны и многообразны. С одной стороны, ценовая политика является составной частью экономической политики государства, с другой — при определении стоимости лекарственных средств (ЛС) необходимо учитывать целый ряд социальных, юридических и моральных аспектов. Ценообразование на ЛС в значительной степени зависит от государственного регулирования, что связано с некоторыми особенностями, характерными для фармацевтического рынка.
Если государство устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным последствиям.
1. Если цена "свободна",то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту.
а) В данном случае велика вероятность возникновения явных ценовых диспропорций. К этому обычно приводит практика устанавливания ценовых дотаций. Ценовые дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных.
б) Государство может на определенное время "заморозить", т.е. зафиксировать на определенном уровне, рыночные цены. Причем практика долгосрочного замораживания цен в странах с рыночной экономикой оказалась крайне неэффективной, так как по различным причинам государству приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию. Эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций и подавления всплесков инфляции (примером может служить мультипликационный эффект от повышения цен).
в) Государство может зафиксировать цены монополиста или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребляющего этим.
Доминирующее положение – это исключительное положение предприятия на рынке определенного товара, которое дает предприятию возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным образом ограничивать свободу их деятельности.
2. Государство может с той или иной степенью жесткости регулировать рыночные цены следующими способами:
а). Государство может установить предельный уровень цен на отдельные товары.
ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ = ЦЕНА ПРЕДЕЛЬНАЯ. (Романов, 1995)
Допустим, государство установило предельный уровень цен на масло - 20 руб. за 1 кг. Это значит, что производители, по согласованию с торговлей, могут установить любой уровень цен
(18 руб.,19, 8, 1, ... руб.), но розничная цена масла не должна быть выше 20 руб.
б). Государство может установить предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам прейскуранта.
ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ = ЦЕНА ПРЕЙСКУРАНТНАЯ+ПРЕДЕЛЬНАЯ НАДБАВКА.
в). Государство может верхний предел розничной цены ее устанавливать, как в случаях а) и б), а регламентировать лишь основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары.
Допустим, государством установлен предельный размер прибыли для производителей гвоздей на уровне 50% к себестоимости, а торговая скидка не должна превышать 15% оптовой цены промышленности. Тогда розничная цена не должна превышать 201 руб.25 коп.
г). Государство может установить предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар. Это делается для того, чтобы не допустить скачкообразного роста цен. Например, во время проведения реформы цен в Польше в 1989 г. такой уровень был установлен в 30%.
д). Цены предприятий, занимающих монопольные или доминирующее положение на рынке, могут прямо не фиксироваться государством. Однако в большинстве стран мира на монопольные цены наложен строгий контроль..
е). Государство может также воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены государственным предприятиям, которые на рынке выступают наравне с предприятиями других форм собственности.
3. В системе свободных (договорных) цен роль государства сводится только к установлению "правил игры" на рынке, т.е. государство вводят ряд запретов, которые должны ограждать участников рынка от добросовестной конкуренции.
а). Запрет на горизонтальное фиксирование цен - это запрет на соглашение двух и более конкурирующих (потенциально конкурирующих) предприятий о поддержании цен на определенном уровне. По российскому законодательству, как мы уже знаем, этот запрет вступает в силу только в том случае, если предприятие, заключившее такое соглашение, сможет занять доминирующее положение (более 35% рынка).
Например, имеются два предприятия, выпускающих шариковые авторучки. Эти предприятия являются конкурентами, так как выпускают один и тот же продукт на один и тот же рынок. Допустим, первое предприятие занимает 15% рынка, а второе - 25%. По отдельности эти предприятия не доминируют на рынке. Однако если между ними будет достигнуто письменное или устное соглашение о фиксировании цен на определенном уровне, то они на рынке с точки зрения ценообразования будут рассматриваться как одно предприятие, и их совместная доля на рынке возрастет до 40% (15%+25%)
Таким образом они займут доминирующее положение (40% 35%) и, следовательно, смогут оказывать ценовое давление на других производителей авторучек и потребителей.
б). Запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителем навязывать свои цены поставщикам и торговле.
Например, до 1975 г. в США Закон Миллера-Тайдинга позволял производителям или оптовикам навязывать свои цены розничной торговле.
Сейчас розничную торговлю нельзя заставить соблюдать цены, разработанные товаропроизводителями и оптовой торговлей, так как она свободна в установлении цен. По действующему законодательству России данный запрет вводится только в том случае, если производитель занимает доминирующее положение на рынке.
Государственное регулирование цен значительно сужает рамки свободного рыночного ценообразования. Проблема степени вмешательства государства в ценообразование продолжает оставаться остро дискуссионной. Большинство развитых стран с рыночной экономикой в период после второй мировой войны эволюционировали от жесткого административного порядка ценообразования к мягкому, косвенному, как правило, с помощью дифференцированной налоговой системы, или к полному невмешательству в ценообразование. Однако все страны рыночной ориентации имеют строгое антимонопольное законодательство, препятствующее предпринимателям устанавливать прямо или путем сговора завышенные монопольные цены. С другой стороны, как правило, запрещается демпинг и жесткая фиксация цен.
В России в переходный период были установлены предельные наценки к розничной цене. Иногда вводятся фиксированные цены на продукцию государственных предприятий, что, естественно, сказывается на рыночных ценах.
Рыночная система в сфере лекарственного обеспечения была введена с начала 90-х годов. Реформы коренным образом преобразили фармацевтический сектор: проведена массовая приватизация аптечных организаций, ликвидирована государственная монополия в реализации лекарственных средств, ценообразование формировалось на основе рыночных механизмов. Результатом проведенных реформ стало стремительное разрастание розничного и оптового звеньев. (Немченко, 1999)
До начала экономических реформ в России существовала организационная модель сети аптечных учреждений, которая хорошо сочеталась с административной системой управления. Обеспечение населения и ЛПУ лекарственными средствами осуществляли республиканские, краевые и областные объединения “Фармация”.
В связи с переходом к рыночным отношениям в России было основательно разрушено звено оптовой торговли лекарственными средствами, изменились условия и порядок обеспечения медикаментами организаций здравоохранения. В результате реформ существенно снизился уровень социальной защищенности населения.
Правовой основой реорганизации аптечной службы стал Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284 “О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”.
В соответствии со статьей 72 Конституции России координация вопросов здравоохранения стала находиться в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это главное и принципиальное положение, изменившее ранее существовавшие подходы к лекарственному снабжению. В России аптеки приватизировались по решению органов исполнительной власти и в соответствии с местными программами приватизации с обязательным лицензированием их деятельности. Приватизация аптек в обоих государствах осуществлялась на коммерческих или инвестиционных конкурсах, обязательными условиями которых являлись: сохранение профиля аптек и перечня услуг, включая отпуск лекарственных средств по бесплатным рецептам. Руководство аптекой должно было осуществляться специалистом с высшим фармацевтическим образованием, предъявлялся также ряд других требований. Несмотря на это, в России крупномасштабной приватизации аптечных организаций не произошло, так как, согласно позиции территориальных комитетов по управлению государственным имуществом, вопросы приватизации аптек должны находиться в сфере мероприятий по реформированию отношений собственности в здравоохранении.
Реформирование аптечных организаций проводилось в двух направлениях: первое – принудительное выделение аптек из территориальных государственных предприятий “Фармация” с наделением их статусом юридического лица и второе – акционирование государственных предприятий “Фармация”.
Изменения, происшедшие в фармацевтической деятельности в России, можно свести к следующему:
В России к 2000 году в 52 регионах использовалась фиксированная торговая надбавка, причем чаще всего единая, - одинаковый процент для всех ЛС. Реже - регрессивная, т.е. чем выше себестоимость препарата, тем ниже возможный процент надбавки. Преобладала централизованная система лекарственного снабжения.
Большое внимание уделялось систематизации информации о лекарственных средствах, что обусловлено особой социальной значимостью самих лекарственных средств, профилактики и лечения заболеваний человека. В силу этого отмечалось, что информация о лекарственных средствах должна быть достоверной, клинически обоснованной и доступной. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях рыночных отношений, когда в результате интенсивного расширения номенклатуры ЛС на фармацевтическом рынке потребность в объективной информации о них чрезвычайна важна. В новых экономических условиях работали 12 центров медико-фармацевтической информации.
Одним из значительных изменений в работе аптечных организаций в рыночных условиях было проведение маркетинговых исследований. Переход к рыночной экономике показал, что в современных условиях способны выжить только те фармацевтические организации, которые наиболее адекватно реагируют на запросы рынка лекарственных средств и состояние макросреды.
Пытаясь сделать резкий переход к рыночной экономике, Россия, как и ряд других (особенно развивающихся) стран, столкнулась с множеством проблем, связанных со здоровьем нации. Но ключевым моментом лекарственной политики, как и в любом другом государстве, оставалась доступность лекарственных средств.
Развитие розничной аптечной сети происходило гораздо медленнее. Это объясняли следующими причинами: старые нормативы, более медленная окупаемость вложений и др. По данным российских исследователей, в г. Москве в 1998 году было почти в два раза меньше аптек, чем в среднем по России.
При решении проблемы обеспечения доступности лекарственных средств населению государство пошло по пути ограничения отпускных цен производителей и импортеров, а также установления предельных размеров торговых надбавок дистрибьюторов и аптек на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Постановлением Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 29.03.99 г. N 347).
Анализ такой политики государства в сфере ценообразования на лекарственные средства показывает, что существенных результатов за прошедшие два года эта политика не принесла. Не продуман механизм регистрации цен производителями и импортерами. В результате, производители регистрируют заведомо завышенную цену, так что в некоторых случаях наблюдается абсурдные ситуации, когда розничная цена на лекарство, продиктованная конъюнктурными отношениями, ниже, чем зарегистрированная отпускная цена производителя. (Моссиалос, Шейман, Шишкин, 2000)
Рост цен на лекарства после введения механизма государственного регулирования в 2,5 раза опередил темпы роста инфляции. Более того, в принципе, определенный государством в настоящее время механизм регулирования цен вообще теряет всякий смысл, поскольку никакими нормативными документами не предусмотрена ответственность производителей или импортеров за уклонение от регистрации отпускной цены.
Действующее в настоящее время законодательство, определяющее порядок регулирования цен на лекарства, достаточно запутано и противоречиво, несмотря на усилия федеральных и региональных законодателей. В сложных перипетиях нормативных документов по регулированию цен на лекарственные средства, действующих на федеральном и региональном уровне, не всегда под силу разобраться даже опытному юристу. Это однозначно порождает и будет порождать многочисленные споры с Управлениями Министерства по налогам и сборам РФ и Комиссиями по лицензированию фармацевтической деятельности на местах, которые поставят в тупик не один арбитражный суд. (Моссиалос, Шейман, Шишкин, 2000)
На сегодняшний день ценообразование на лекарственные средства на федеральном уровне регламентируются:
1. Постановлением Правительства
РФ от 29.03.99 N 347 "О мерах
государственного контроля за ценами
на лекарственные средства" (вместе
с "Порядком государственной регистрации
отпускных цен производителей и установления
оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные
средства, включенные в Перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных
средств и изделий медицинского назначения");