Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма
современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее
роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма
или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие
оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии
общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их
развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в
ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь
разрушительного воздействия на экономику, как в России, начиная с 1992 г.

Содержание

Введение 2
1. Цена как экономическая категория 3
2. Методы установления цены на товар 8
3. Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной
политики цен 13
Заключение 18
Библиографический список 20

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 35.94 Кб (Скачать файл)

болезненные  последствия,  прежде  всего  увеличить  масштабы   безработицы.

Предполагалось, что инфляция может быть ограничена без уменьшения  занятости

в случае, если будет введено  замораживание цен и заработной платы.

      Прямое регулирование  цен способствовало стабильности  экономики США.  К

осени 1972 г. в стране снизились  темпы  роста  цен,  увеличилась  занятость,

стал быстро  расти  валовой  национальный  продукт.  Однако  довольно  скоро

выявились и негативные последствия  централизованного регулирования.  Строгий

контроль   ограничивал    межотраслевой    перелив    капиталов,    тормозил

инвестиционную политику. Снизился уровень  деловой  активности,  сдерживался

рост доходов. В мае 1974  г.  в  США  отказались  от  прямого  контроля  над

ценами.  В   настоящее   время   американская   администрация,   ограничивая

государственное финансирование  и  прямое  регулирование  цен  по  отдельным

товарным группам, делает упор на активное использование рыночных  рычагов  и

методов  косвенного  регулирования,   способствующих   общему   оздоровлению

экономического положения  в стране.

      Прямое государственное  регулирование цен в настоящее  время применяется

лишь  в   высокомонополированных   отраслях,   попадающих   под   юрисдикцию

антитрестовского    регулирования.    Например,     специальные     комиссии

устанавливают  тарифы   за   пользование   электроэнергией,   на   некоторые

коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10  %

цен.

      Во   Франции    имеет    место    прямое    регулирование    цен    на

сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги,  а

также  осуществляется  наблюдение  за  ценами  в  условиях  конкуренции.   В

экономике Франции государственный  сектор занимает небольшой удельный  вес  и

включает  отрасли   -   монополисты   (например,   газовую   промышленность,

электроэнергетику и транспорт), а  также  некоторые  отрасли,  работающие  в

режиме рыночной конкуренции (например, национальный  и  коммерческие  банки,

страховые  компании  и  отдельные  фирмы).  В  первом   случае   государство

устанавливает   все   экономические    параметры    деятельности    отраслей

монополистов, в том числе  объем инвестиций, оплату труда и  цены  на  готовую

продукцию. Во втором - оказывает  минимальное  воздействие  на  хозяйственную

деятельность этих отраслей, побуждая их к конкуренции  с  частным  сектором.

Эта   специфика   экономики   Франции   предопределила   соотношение   между

регулируемыми и свободными ценами на товары и  услуги:  примерно  20  %  цен

регулируется государством, а остальные 80 % - находятся в режиме  свободного

рыночного ценообразования.

      Франция  является одной их немногих  промышленно  развитых  стран,  где

долгое   время   существовал   довольно   жесткий   режим   государственного

регулирования цен. На протяжении почти 30  лет  (1947-1986)  государственное

регулирование цен являлось составной  частью  политики  "дирижизма".  Однако

система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их  блокировки

исчерпала  себя.  Французские  экономисты  пришли  к  выводу,  что  подобный

контроль ценами делает рынок  менее  гибким.  сдерживает  рост  производства,

конкуренцию  и  на  определенном  этапе   ограничивает   свободный   перелив

капиталов, мобильность рынка  труда, рынка товаров услуг.

      Интересен  опыт регулирования цен в Японии. Государству здесь запрещено

устанавливать  цены  как  монопольно  высокие,  так  и  монопольно   низкие,

преследующие цель "выбить"  конкурента  из  рынка.  Введены  ограничительные

меры в отношении единовременного  повышения  цен.  Они  распространяются  на

отрасли, где объем  производства  превышает  30  млрд.  иен.  Если  в  таких

отраслях более двух фирм в пределах трех месяцев подняли  цену  примерно  на

одну и ту же величину в  абсолютном выражении или в  процентах,  то  Комиссия

по справедливым сделкам  вправе потребовать от них доклада  о причинах  такого

повышения   и   при   необходимости   начать    расследование.    Исключения

предусмотрены лишь на случай резкого ухудшения  деловой  конъюнктуры,  когда

цены ниже издержек и возникает  угроза банкротства значительного  числа  фирм

отрасли. С разрешения Комиссии  в  таких  случаях  допускается  согласование

производителями  объемов  производства,  продаж,  капиталовложений,  уровней

загрузки оборудования и  цен. Когда Комиссия получает заявление  с просьбой  о

разрешении таких  исключений,  она  обязана  в  короткий  срок  обнародовать

причины своего согласия или  отказа. Принимая решение, она консультируется  с

министром, в компетенцию  которого входит отрасль.

      Изучение  опыта  ценообразования  зарубежных  стран  позволяет  оценить

закономерности и тенденции  в этой области,  использовать  полученные  знания

при формировании ценового механизма  в РФ в период перехода  ее  экономики  к

рынку.

      Разрешение  проблем, существующих в данной  сфере, требует прежде  всего

основательного пересмотра всей организации производственной  и  коммерческой

деятельности изготовителей  потребительских товаров  и  работников  торговли,

ее оптового и розничного звеньев.  При  этом  государство  должно  проводить

социально-активную поддержку  самостоятельного  производителя  независимо  от

его организационно-правовой формы  деятельности  в  сфере  мелкого,  малого,

среднего и крупного бизнеса.

      Экономическая   политика   также   должна   побуждать   предприятия   к

инициативным действиям  по расширению и  обновлению  ассортимента,  улучшению

товарных  качеств,  целенаправленному  социально  оправданному  формированию

спроса с учетом выявленных особенностей его удовлетворения и  развития.

      Само собой,  очевидно,  что  директивное   установление  цен  в  стране,

которая поменяла  экономические  отношения  с  административно-командных  на

рыночные являются не совсем подходящими в данной ситуации, но  это  не  дает

повода к умалению  или  разложению  государственного  регулирования  цен  на

продукцию монополистов и  в целом на госрегулирование.

      Речь идет,  таким  образом,  не  только  о  правилах  ценообразования,

которые существуют даже при  рыночном механизме их формировать, но  и  прямом

регулировании цен, то есть установлении их величин, пределов,  коэффициентов

и т. п. границ.

 

 

                                  Заключение

 

 

      Цена и  ценообразование являются важной  составной частью хозяйственного

механизма.  Сам  хозяйственный  механизм  представляет  собой   совокупность

организационных  структур  и   конкретных   форм   хозяйствования,   методов

управления  и  правовых  форм,  с  помощью   которых   общество   использует

экономические законы с учетом складывающейся обстановки.

      Развитие  конкретных отношений в различных  отраслях народного хозяйства

невозможно  без  научного  ценообразования  на  результаты  производственной

деятельности. В  арсенале  экономических  средств,  обеспечивающих  успешное

развитие народного хозяйства, ценообразование является наиболее  действенным

экономическим инструментом. О значении цены как  экономического  инструмента

управления  народным  хозяйством  говорит  то,  что  она  лежит   в   основе

исчисления таких  экономических  показателей,  как  себестоимость,  прибыль,

объем реализации продукции, товарооборот.

      В процессе  коренной перестройки хозяйственного  механизма,  объективной

необходимостью стал радикальный  пересмотр сложившейся в нашей  стране  ранее

системы  цен  и  ценообразования.  Без  реформы   цен   невозможно   создать

нормальных экономических  отношений  в  экономике,  обеспечить  обоснованную

оценку затрат и результатов  производства, эквивалентность в  обмене  товарами

и услугами, стимулировать  научно-технический прогресс и ресурсосбережение  и

нормализовать обстановку на рынке.

      В  решении   сложных  методологических   проблем   ценообразования   на

современном этапе развития нашего общества  огромную  роль  играет  глубокое

теоретическое осмысление роли и значения творческого  характера  труда,  его

содержания как субстанции  стоимости  и  цены  материальных  благ.  На  пути

освоения   законов   рыночной   экономики   вопросы   управления    системой

ценообразования занимают одно из  центральных  мест  в  социальной  политике

государства.

      Осуществление  ценообразования на  научной   основе  лежит  в  плоскости

совершенствования экономических  отношений  в  сфере  производства,  обмена,

распределения и потребления  материальных благ.

 

                          Библиографический список

 

 

1. Герасименко В.В. Ценовая  политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 1995.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1998.

3. Курс экономической теории  /  Под  ред.  Чепурина  М.Н.,  Киселевой  Е.А.

   Киров: АСА, 1995

4. Предпринимательство / Под  ред. Горфенкеля В.Я. и др. - М.: ЮНИТИ, 2000.

5. Пунин Е.М. Маркетинг,  менеджмент,  ценообразование   на  предприятии.  М.,

   Международные отношения, 1999.

6. Рузавин. Г.И.  Основы  рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 1996.

7. Ценообразование и рынок  / Под ред. Салижманова  И.K.  М.:  Финстатинформ,

   1999.

8. Ценообразование. Под  ред. проф. И.К.Салимжанова. Учебное  пособие.  -  М.:

   Финстатинформ, 1996.

9. Шуляк П.Н. Ценообразование:  Учебно-практическое  пособие.-2-е   изд.  М.:

   ИВЦ “Маркетинг”, 1998.

10. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998.

Смотрите также:


Информация о работе Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен