Ценообразование и государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 11:40, реферат

Краткое описание

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 20.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Широко распространено мнение, что  в рыночной экономике ценообразование  не регулируется. Однако такое представление  является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего  производителю. Он заинтересован в  оптимизации уровня цен, с тем, чтобы  иметь гарантии сбыта своей продукции  и прочные позиции на рынке  не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие  на процессы ценообразования оказывает  государство.

Не редко саморегулирование  цен понимается упрощено – как  встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный  процесс. Это совокупность норм и  правил, которые должны соблюдать  контрагенты на рынке. Данный процесс  можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном  направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее  и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.

Всем известно, что происходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования  в России: только здесь правила  товарного производства и обращения  нарушаются всеми одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

Ценообразование и государственное регулирование  цен.

Представляет интерес опыт ценообразования  и государственного регулирования  цен в Швеции. Прежде всего следует  отметить, что в этой стране наблюдение и контроль за ценами ведет специальный  орган – Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное  Министерству гражданской администрации. Кроме того, во всех 23 губерниях Швеции имеются конторы со штатом численностью от 2 до 10 человек каждая для проведения этой работы. В стране приняты и  действуют закон о регулировании  цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции.

По мнению шведских экспертов, замораживание  цен эффективно лишь в краткосрочном  плане – для восстановления резких дисбалансов на рынке и подавления всплесков инфляции. В соответствии с этим закон о регулировании  цен дает право государству осуществлять меры по прямому воздействию на цены (замораживание их уровня) либо в  случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного  общего повышения цен. Согласно закону государство имеет возможность  устанавливать максимальный уровень  цен для отдельных товаров, вводить  порядок, при котором повышение  цен допускается только после  подачи предварительного уведомления  об этом и обоснования размера  повышения цен. Кардинальные решения  по вопросам государственного регулирования  цен, конкуренции и доходов принимаются  только парламентом – рикстагом.

Воздействие на уровень цен в  Швеции осуществляется, в частности, через государственную монополию  и государственные мероприятия. Так, существует государственная монополия  на винно-водочные изделия, почтовые и  некоторые другие виды коммуникаций, на аптечную торговлю. Значительное воздействие  на цены оказывают государственный  энергетический концерн и шведские железные дороги.

Кроме того, с учетом интересов  фермеров государство жестко регулирует закупочные цены на такие важнейшие  виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд  других продуктов питания и сельскохозяйственного  сырья. Ежегодно в переговорах между  правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень  цен на продовольственные товары. Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием в переговорах между правительством и фермерами относительно высокого гарантированного уровня цен.

Важный источник средств для  субсидирования сельского хозяйства  Швеции – таможенные сборы на импортируемое  сырье. Они устанавливаются в  размере разницы между более  высокими ценами внутреннего рынка и ценами внешнего рынка.

Особая сфера ценообразования  – цены на жилье. Основываясь на их чрезвычайно высоком уровне, государство  выдает жилищные субсидии и займы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индексация  доходов населения

Следует отметить, что в Швеции с учетом роста цен на товары, входящие в минимальную потребительскую  корзину, ведется индексация доходов  населения (один раз в год). Однако индексация доходов имеет ограниченные масштабы. Фактически она считается  мерой, способствующей «встраиванию»  инфляции в механизм ценообразования. Индексация имеет место лишь в  отдельных соглашениях длительного  характера, а также в контрактах по найму жилья и помещений. Определенной формой индексации доходов является ежегодное начисление базовых сумм, которые используются для ежегодного начисления пенсий. Для исчисления базовой суммы, фиксируемой на год, учитываются потребительские цены.

Применение тех или иных форм контроля над ценами и их ограничение  зависят от экономической ситуации и динамики цен. Весьма существенным является ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право  переносить на цены. Так, в 1985 г. эта  доля варьировалась от 40 до 65%. Естественно, что введение такого ограничения  по существу влияет на возможности  увеличения заработной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон о регулировании цен

Наблюдение и контроль за ценами в этой стране осуществляет Государственное  управление цен и конкуренции, подчиненное  Министерству гражданской администрации. Принятый в Швеции Закон о регулировании  цен дает право осуществлять в  стране меры по прямому воздействию  на цены либо в случае войны или  опасности ее возникновения, либо при  угрозе значительного общего повышения  цен. Законом предусмотрена также  возможность для государства  устанавливать максимальный уровень  цен на отдельные товары; вводить  порядок, при котором повышение  цен допускается лишь после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения. Кардинальные решения по вопросам государственного регулирования цен, конкуренции  и доходов принимаются только парламентом - риксдагом.

Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию  и государственные мероприятия. В Швеции введена государственная  монополия на винно-водочные изделия, почтовые и некоторые другие виды телекоммуникаций, почтовые услуги, аптечную торговлю. Государство Швеции, с  учетом интересов фермеров, жестко регулирует закупочные цены на такие  важнейшие виды сельскохозяйственной продукции, как зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания, а также сельскохозяйственное сырье. Ежегодно в переговорах между  правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень  цен на продовольственные товары. Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием  относительно высокого гарантированного уровня цен, что закрепляется в переговорах  между правительством и фермерами.

Применение тех или иных форм контроля над ценами и их ограничение  меняются в зависимости от экономической  ситуации и динамики цен. Весьма существенным является ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право  переносить на цены. Так, в последние  годы эта доля варьировала от 40 до 65 %. Естественно, что введение такого ограничения влияет на возможности  увеличения заработной платы.

 

В Швеции наблюдение и контроль за ценами в стране ведет специальный  орган - Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное  Министерству гражданской администрации. В Швеции приняты и действуют  закон о регулировании цен  и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции.

В краткосрочном плане применяется  замораживание цен для восстановления резких дисбалансов на рынке и  подавления всплесков инфляции. Закон  о регулировании цен дает право  государству осуществлять меры по прямому  воздействию на цены, либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Согласно закону государство  имеет возможность устанавливать  максимальный уровень цен для  отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен  допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен.

Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию  и государственные предприятия (монополия  на винно-водочные изделия, почтовые услуги, аптечную торговлю, виды телекоммуникационных услуг).

Важный источник средств для  ценового субсидирования сельского  хозяйства Швеции - таможенные сборы  на импортируемое сырье. Они устанавливаются  в размере разницы между более  высокими ценами внутреннего рынка  и ценами внешнего рынка. Особая сфера  регулируемого государством ценообразования - цены на жилье, учитывая их чрезвычайно  высокий уровень, государство выдает жилищные субсидии и займы.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

В настоящее время сложилась не вполне определенная ситуация с регулированием цен. Необходим более жесткий вариант законодательного решения данного вопроса. Пока существуют лишь отдельные нормы, регулирующие ценообразование, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

Опыт ценообразования зарубежных стран позволяет понять методы, законы и закономерности данного процесса.

Применение тех или иных форм контроля над ценами и их ограничение  зависят от экономической ситуации и динамики цен.

Из всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что государственное  регулирование цен играет большую  роль в функционировании зарубежных экономик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Бобер А.А. Ценообразование -2001.
  2. Цены и ценообразование. /Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2009.
  3. Салимжанов И.К. Ценообразование. Учебник. – М.: КноРус, 2010.
  4. Тельнова Е.А. Ценообразование – зарубежный опыт, 2009.
  5. Салимжанова И.К.Цены и ценообразование, 2001.
  6. http://sbiblio.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ценообразование и государственное регулирование цен