Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:15, контрольная работа
Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он работает. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:
- свободная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.
Основные признаки рынка свободной конкуренции:
- Наличие большого числа производителей и покупателей товара, в результате доля каждой фирмы на рынке незначительна.
- Полная мобильность всех ресурсов, создающая легкость вступления на рынок и выхода из него.
1.Особенности ценообразования на рынках различных типов 3
1.1. Рынок свободной конкуренции 3
1.2. Монополистическая конкуренция 4
1.3. Олигополия 5
1.4. Монополия 5
2. Порядок ценообразования 7
3. Ценовая информация и её роль в принятии решений по ценам 11
4. Характеристика альтернативных подходов к ценообразованию: противоречия затратного и ценностного ценообразования 13
5. Сущность затратного ценообразования 15
6. Рыночные методы ценообразования 18
7. Методы ценностного ценообразования 22
8. Методы параметрического ценообразования 23
9. Экспертные методы ценообразования 28
Список литературы 30
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра экономики и финансов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: «Ценообразование»
На тему: «Ценообразование и характеристики рынка. Методы ценообразования»
Выполнила: студентка группы 5-ЭЗ-1
Герасимова Евгения Евгеньевна
Шифр зач. книжки 0831253
Проверил: _______________________
Санкт-Петербург
2013г.
Содержание:
1.Особенности ценообразования на рынках
различных типов
1.1. Рынок свободной конкуренции
1.2. Монополистическая конкуренция 4
1.3. Олигополия 5
1.4. Монополия 5
2. Порядок ценообразования
3. Ценовая информация и её роль в принятии решений по ценам 11
4. Характеристика альтернативных
подходов к ценообразованию:
5. Сущность затратного ценообразования 15
6. Рыночные методы ценообразования 18
7. Методы ценностного ценообразования 22
8. Методы параметрического ценообразования
9. Экспертные методы
Список литературы
Задачи
1. Особенности ценообразования
на рынках различных типов
Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он работает. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:
- свободная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.
Основные признаки рынка свободной конкуренции:
- Наличие большого числа производителей и покупателей товара, в результате доля каждой фирмы на рынке незначительна.
- Полная мобильность всех ресурсов, создающая легкость вступления на рынок и выхода из него.
- Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции (трудно достижимо на практике). Покупатели и продавцы относятся индифферентно друг к другу.
- Информированность покупателей и продавцов о ситуации на рынке.
- Прозрачность рынка.
В области ценообразования на рынке свободной конкуренции:
- Цены предложения равны ценам спроса на эти товары, но цены достаточно свободны, не остаются неизменными. Отсутствие барьеров для вступления в рынок ведет к росту общего предложения и падению цен.
- Эластичность спроса и предложения.
- Отрицательная перекрестная эластичность.
К организациям, работающим на рынке свободной конкуренции можно отнести организации розничной торговли, не имеющие устоявшегося фирменного знака и торгующие однородным стандартным товаром, не имеющие собственного бренда (овощи, фрукты, сахар, текстиль, строительные и лесоматериалы).
Для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции характерна адаптивная политика цен. Доля каждого продавца на рынке настолько мала, что его индивидуальное поведение не оказывает никакого влияния на уровень цен. Для каждого продавца цена, образующаяся на рынке, является данностью. Оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж.
В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияния на рыночное равновесие. Однако предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен ресурсов, природно-климатических факторов и т.п. может на него повлиять.
Анализ ценообразования на рынке свободной конкуренции позволяет сделать вывод, что на рынке каждого товара должна быть единая цена. Но зачастую это утверждение противоречит действительности.
Единая цена возможно только в том случае, когда у продавцов и покупателей есть полная информация о конъюнктуре. Это требование выполняется на высокоорганизованных рынках. При несоблюдении данного требования возможно наличие нескольких различных цен.
Монополистическая конкуренция – такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют при продаже дифференцированных товаров на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Основные черты рынка монополистической конкуренции:
- Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, предлагаемого другими фирмами. Он имеет высокую положительную перекрестную эластичность. Дифференциация товаров возникает из-за различий в потребительских свойствах, качестве, рекламе. Для потребителя часто имеет значение имидж фирмы.
- На рынке существует относительно большое число продавцов, доля которых в типичном случае может составлять от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна фирма не имеет существенных преимуществ перед конкурентами.
- При установление цены или решении вопроса об объемах продаж продавцы учитывают в первую очередь реакцию покупателей, а не конкурентов.
- На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Но могут существовать барьеры для входа в рынок, в качестве которых можно назвать лицензии, патенты, торговые марки.
Ценообразование на рынке монополистической конкуренции осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар, ограниченной наличием конкурентных заменителей товаров других предприятий, представленных на рынке. Так как продукция взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов.
Олигополия – рыночная структура, при которой большая выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика и оказывает влияние на рынок собственными действиями.
Основные черты олигополии:
- Несколько предприятий, примерно до 10, обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть;
Вхождение на рынок товара затруднено, что может быть связано с лицензированием, эффектом масштаба, высокими расходами по вхождению в отрасль, естественными ограничениями;
- Товар может быть однородным или дифференцированным;
предприятия осознают свою зависимость от конкурентов и учитывают их реакцию.
В качестве методов согласования ценовой политики могут быть единая система расчета издержек, единые методы ценообразования, приблизительно одинаковые прейскурантные цены.
Олигополия является преобладающим типом рынка для промышленно развитых стран.
В России примерами олигополии
являются нефтедобывающая и
Монополия – тип рыночной структуры, для которой характерно:
присутствие на рынке единственного производителя;
отсутствие близких заменителей товара монополиста;
существенные барьеры для входа на рынок делают невозможным появление конкурентов.
Причины появления барьеров на олигопольном и монопольном рынке:
- исключительные права, получаемые от правительства (государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции);
- патенты и авторские права (могут обеспечить монопольные позиции на несколько лет);
- контроль со стороны монополиста всего предложения определенного производственного ресурса (алмазная компания De Beers, контролирует 85% реализуемых алмазов);
- необходимость осуществления больших единовременных инвестиций, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, например затраты на создание специализированного оборудования;
- высокие транспортные расходы, способствуют созданию изолированных рынков.
Фирма монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает. Цены на его товар ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка. Монополист должен учитывать возможность переключения спроса покупателей на товары неполные заменители. В связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность часто регулируется государством.
|
3. Ценовая информация и её роль в принятии решений по ценам.
Фирме для осуществления эффективной ценовой политики необходимо в первую очередь иметь достоверную информацию о фирмах-конкурентах и их продукции, о производственных затратах и других издержках, о норме прибыли, о налоговой политике и т. д. Данную информацию для принятия верных ценовых решений следует всесторонне изучить.
Обычно фирма собирает информацию по следующим четырем направлениям:
В процессе сбора информации о ценах фирма также должна изучить:
Для принятия эффективных ценовых решений фирма должна обладать следующей информацией:
О рынке:
О товаре:
О конкуренции на рынке и о политике правительства:
Информация о работе Ценообразование и характеристики рынка. Методы ценообразования