Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:35, реферат
Цель курсовой работы изучить процесс ценообразования на примере предприятия.
Объект исследования предприятие ОАО «Электроагрегат».
Предметом исследования является ценообразование на предприятии ОАО «Электроагрегат».
Введение 3
1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты проблемы 5
1.1. Цена и ценообразование 5
1.2. Методы ценообразования 13
2. Совершенствование процесса установления цен на продукцию 22
на предприятии ОАО «Электроагрегат» 22
2.1. Формирование конкурентоспособной рыночной цены изделия 23
2.2. Оценка издержек производства, обоснование и выбор 27
рационального метода ценообразования 27
2.3. Оценка экономической эффективности принятия управленческого 32
решения в области ценообразования 32
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет (ГОУ МГИУ) |
|
Курсовая работа | ||
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
на тему «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ» | ||
Группа |
08М22 |
|
Студент |
Захариков К.С. |
|
Руководитель проекта, Преподаватель |
Ищенко М. М. |
Москва, 2011
Содержание
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.
Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения1.
Вопросы цен и ценообразования изучаются в разных дисциплинах: экономической теории, маркетинге, экономике, каждая из которых рассматривает свои, специфические аспекты цены. Это обусловлено широким спектром ее действия – цена является одной из сложных экономических категорий, элементом управления и маркетинговой деятельности, влияет на экономические показатели. Предлагаемый учебник посвящен практическому ценообразованию, и в нем не рассматриваются глубоко и полно теоретические основы цены, действие законов спроса, предложения и их роль в формировании рыночной цены равновесия, маркетинговые подходы к определению ценовой стратегии и политики предприятия, т.к. эти вопросы являются предметом изучения других дисциплин. В нем освещаются процессы, связанные с ценообразованием в различных отраслях. Целесообразность их рассмотрения обусловлена необходимостью формирования у студентов широкого кругозора в области ценообразования, что предполагает понимание закономерностей этого процесса на всех этапах движения товаров, в т.ч. и в сфере, где закладываются основы цены.
Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты2.
Цель курсовой
работы изучить процесс
Объект исследования предприятие ОАО «Электроагрегат».
Предметом исследования является ценообразование на предприятии ОАО «Электроагрегат».
Теоретическую базу исследования составили учебные пособия и монографии по экономике предприятия, финансам и ценообразованию.
Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты.
Суть ценообразования состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары (услуги), чтобы завладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного товара по ценовым показателям и определить объем прибыли.
Для работающих на рынке производителей (независимо от форм организации собственности) вопрос о цене товара (услуги) имеет огромное значение. Цена находится в тесной связи со многими определяющими маркетинга. От нее зависит рентабельность фирмы, финансовая стабильность и жизнеспособность.
Проводя определенную
ценовую политику, фирма активно
воздействует как на объем продаж,
так и на размер получаемой прибыли.
Обычно организация не ставит целью
получение сиюминутной «наживы»
Цена является
важнейшим экономическим
Именно цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение справедливо и в наше время в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к товарам широкого потребления.
Разные фирмы решают проблемы ценообразования по-разному:
1) в мелких фирмах цены устанавливаются высшим руководством;
2) крупные компании
имеют в своем штате
Цена является средством установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Она определяет рентабельность и прибыльность, т.е. жизнеспособность предприятия. Цена является существенным элементом, определяющим финансовую стабильность предприятия, а также сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.
В качестве атрибута товара цена занимает важное положение в маркетинге.
Она является элементом комплекса маркетинга, который способствует накоплению денежно-финансовых ресурсов (а следовательно, и всех иных) фирмой-товаропроизводителем. Другая деятельность в рамках маркетинга (исследование рынка, реклама, перемещение товаров) является затратной и осуществляется с расчетом на получение прибыли от вложенных средств.
Покупатель видит цену в двух аспектах:
1) эквивалент товара определенного качества;
2) сопутствующие покупке затраты.
В первом случае
один экономический субъект
Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. В некоторых словарях можно встретить и такую формулировку: "Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать".
Функции цены.
1. Учетная функция
отражает общественно
1) валовой внутренний продукт (ВВП);
2) национальный доход;
3) объем капитальных вложений;
4) объем товарооборота;
5) объем продукции фирм, предприятий и отраслей.
К качественным показателям относят рентабельность, производительность труда, фондоотдачу и т.д.
Таким образом, цена:
1) служит для
определения эффективности
2) служит ориентиром
принятия хозяйственных
3) является важнейшим инструменто
2. Распределительная функция заключается в том, что государство с помощью ценообразования осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется путем включения в себестоимость различных налогов, которые являются источниками накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения и других, а также через включения в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
3. Функция сбалансирования
спроса и предложения
4. Функция цены как средства рационального размещения производства заключается в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторе экономики в производства с более высокой нормой прибыли.
5. Стимулирующая функция заключается в том, что при достижении определенных условий цена может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличения выпуска продукции и спроса на нее, что связано с тем, что цены различны в зависимости от технического уровня и качества продукции. Эти же самые причины могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
Все функции
цены причинно взаимосвязаны и
Что же касается
хозяйственной жизни
Система цен.
Все цены, которые действуют в экономике, взаимосвязаны и образуют некую систему. Система цен - это взаимосвязь и взаимоотношения различных видов продукции. Она состоит из различных элементов, среди которых выделяют отдельные цены и их определенные группы.
Взаимосвязь цен обусловлена:
1) зависимостью
отдельных предприятий,
2) единым процессом
формирования затрат на
В связи с этим повышение (или понижение) одной цены может вызвать изменения уровня других цен.
Все цены классифицируются по ряду признаков.
1. В зависимости от сферы оборота выделяют внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.
Внутренние цены используются внутри предприятий для оборота средств, это основной инструмент внутрихозяйственных отношений. Они бывают следующих видов:
1) внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия;
2) внутрифирменные,
по которым самостоятельные
3) трансфертные - внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.
Внутрихозяйственная цена - это сумма переменных расходов и прибыли подразделения. Внутрифирменная цена - это переменные расходы и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы.
Трансфертная цена - это внутрифирменная цена с учетом факторов регионального характера.
Отпускная (оптовая) цена - это верхний предел внутренней цены, он определяется исходя из влияния внутренних и внешних факторов, которые характеризуют конъюнктуру рынка.
Таким образом,
внутрифирменное
Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в розничную торговую сеть. К таким товарам относят товары народного потребления населению, в меньшей мере предприятиям, организациям и предпринимателям.
Розничная цена - это цена, которая выше оптовой на величину торговой надбавки.
Именно за счет этой надбавки компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
2. По степени
и способу регулирования
1) регулируемые цены - цены, находящиеся под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Выделяют прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование заключается в установлении фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование оказывает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок;
2) договорно-контрактные цены - цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Заключая договор-контракт, продавец и покупатель принимают на себя определенные обязательства;
3) фиксированные твердые цены - цены, устанавливаемые органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Круг товаров, для которого назначаются подобные цены, ограничен;
4) свободные цены - цены, освобожденные от ценового вмешательства государства и формирующиеся под влиянием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.