Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:52, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – проанализировать ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Но чтобы сделать это, необходимо вначале подробно рассмотреть, что конкретно представляет из себя монополистическая конкуренция.

1) Определение понятия «монополистическая конкуренция»

Монополистическая конкуренция – одна из разновидностей несовершенной конкуренции. Это ситуация рыночного поведения фирм, промежуточная между свободным рынком и монополией.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.docx

— 267.32 Кб (Скачать файл)

Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.

 

Цель  моей работы – проанализировать ценообразование в условиях монополистической конкуренции. Но чтобы сделать это, необходимо вначале подробно рассмотреть, что конкретно представляет из себя монополистическая конкуренция.

 

1) Определение понятия «монополистическая конкуренция»

 

Монополистическая конкуренция – одна из разновидностей несовершенной конкуренции. Это ситуация рыночного поведения фирм, промежуточная между свободным рынком и монополией.

Существует четыре условия  существования монополистической конкуренции:

  1. существование большого числа фирм, производящих продукцию, относящуюся к близким, но не совершенным заменителям
  2. дифференцированная продукция
  3. низкие барьеры входа и выхода фирм из отрасли
  4. несовершенность информации

 

2) Сравнение моделей  монополистической и совершенной  конкуренции.

 

Исходя из выше сказанного, модель монополистической конкуренции  приближена к модели совершенной  конкуренции. В этом случае, важно  будет вспомнить, что совершенная  конкуренция – идеальная модель рыночных отношений, при которой также конкурирует множество фирм малого размера, однако продукция будет однородной, барьеров входа и выхода существовать не будет, и информация о продукте будет совершенной, то есть – не ограниченной.

В условиях монополистической  конкуренции, спрос будет строго эластичен, так как продукция  дифференцирована и, в большинстве  своем, взаимозаменяема. Основное отличие эластичного спроса в условиях монополистической конкуренции от  эластичного спроса в условиях совершенной конкуренции можно проследить на графиках №1 и №2.

Несмотря на то, что степень взаимозаменяемости товаров высока, продукты остаются не абсолютно заменяемыми. Данное поведение подобно асимптоте в алгебре. В условиях монополистической конкуренции каждая фирма производит особый тип товара, который отличается по качеству, престижности, оформлению и т.д. Таким образом каждая фирма в своем роде является монополистом, монополия эта заключается в производстве своей уникальной марки товара. Другими словами, фирма обладает некой монопольной властью, объем которой зависит от успеха дифференциации ее продукта по сравнению с подобными продуктами иных фирм, существующих на рынке.

 

3) Сравнение моделей  монополистической конкуренции  и олигополии.

 

Вступление фирм в отрасль  при монополистической конкуренции  происходит гораздо легче, чем в  условиях олигополии, где превалирует  эффект масштаба, который контролирует распределение ресурсов для фирм на основе производственных результатов. Примером эффекта масштаба является торговля оптом, где средняя себестоимость  единиц продукта ниже.

Приток новых фирм на рынок  всегда сопровождается снижением цены на определенный товар, и происходить  этот приток будет до того момента, пока количество фирм, производящих данный продукт, не снизится до нуля. Если это  произойдет, то фирмы вынуждены будут  работать с неполной нагрузкой производственных мощностей. Соответственно, выпуск товаров  будет ниже того, при котором минимизируются средние издержки фирм.

Еще одна отличительная черта  – количество фирм на рынке. В олигополии существуют от 2х до 80ти фирм, которые  и формируют рынок как таковой. К примеру рынок производства автомобилей.

 

  1. Особенности монополистической конкуренции.

 

  • Фирмы не зависимы друг от друга
  • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде фирма обязана производить продукцию, отличающуюся от той, которые предлагают фирмы-конкуренты. Более того, продукты данный фирмы должны отличаться один от другого по одному или ряду свойств.
  • Преимущественно неценовая конкуренция.
  • Реклама продукции очень важна для развития и дальнейшего существования фирм.

Теперь мы можем рассмотреть, как именно происходит ценообразование  на рынке монополистической конкуренции. 

 

  1. Ценообразование и определение объема производства. Эффективность и прибыльность.

 

Перед тем, назначить цену на товар, важно вначале определить объем производства.

Фирмы при монополистической  конкуренции имеют отрицательный  наклон кривой спроса. Объем продукции  в подобных фирмах устанавливается  с целью максимизации прибыли. Предельная выручка равна предельным издержкам. (Marginal Revenue=Marginal Costs).

Фирмы при монополистической  конкуренции опираются на величину средних общих издержек (ATC - Average Total Costs) и решает, оставаться ли ей на рынке или же уйти с него.

При принятии решения об установлении цены на продукцию или  услугу, монополистическая фирма  поступает подобно монополисту. Она выставляет ценный товар на максимально возможном уровне, то есть на уровне кривой спроса на продукт.

«Рассматривая вопрос ценообразования, следует заметить, что фирмы обычно следуют четкой методике установления цен:

  1. Они ставят перед собой задачи ценообразования. Эти задачи зависят от позиционирования фирмы на рынке и ее конкурентов.
  2. Определяют спрос. А спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар.
  3. Оценивают издержки. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.
  4. Анализируют цены и товары конкурентов. Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов.
  5. Выбирают метод ценообразования.  Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса.

Также, существуют различные  стратегии ценообразования при монополистической конкуренции:

  • Установление цен по географическому признаку. В этом отдельном случае фирма реализует продукцию потребителям в разных частях страны по разным ценам (в зависимости от дохода потребителей)
  • ФОБ (free on board), которая упрощает транзакцию продукции между регионами и странами

 

  • Стратегия единой цены. Сущность метода заключается в том, что фирма устанавливает единую цену за свою продукцию с включением в нее транспортных расходов по доставке товара независимо от места положения покупателя.
  • Политика базисных пунктов применяется,  когда фирма устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию исходя из местных издержек  производства и  цен данного  рынка.

 

Особенность рынка монополистической  конкуренции состоит также в  том, что здесь предприятие сталкивается с двумя разными кривыми спроса: той, что отображает пары цена-количество, когда данное предприятие варьирует  цену, а его конкуренты нет, и той, что отображает эти пары, когда  все продавцы изменяют свои цены соответственно.”

Рассмотрим равновесие цен  в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Краткосрочный период: Фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться произвести Qе единиц продукции (МС = MR). Это может привести к получению фирмами прибыли (график №3 а)

Долгосрочный период: Эти  прибыли будут побуждать новые фирмы войти на рынок, и это приведет к сдвигу кривой спроса влево, что означает сокращение объема продаж при каждом уровне цен. Процесс входа новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока прибыли не исчезнут. Теперь фирма будет получать только нормальную прибыль (график № 4 б).

 

Максимизация  прибыли фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде как результат ценообразования в условиях монополистической конкуренции.

 

В условиях монополистической  конкуренции фирма имеет дело с убывающей кривой спроса, в отличие  от совершенной конкуренции, где  график кривой спроса является горизонтальной линией, равной цене и параллельной количеству продукции (Q- Quantity). Это объясняется дифференциацией продукции. Поскольку каждый товар у фирмы обладает отличительными признаками, фирма может в какой то мере влиять на рыночные цены. К примеру назначая цены ниже цен конкурентов она может рассчитывать на некий рост объема продаж, и наоборот, при увеличении цен. Связано это с тем, что товары на рынке при условии монополистической конкуренции являются товарами-субститутами.

Чем больше число конкурентов  на рынке и меньше степень дифференциации продукции, тем выше эластичность спроса по цене в определенном ценовом диапазоне.

Условия максимизации прибыли:

Для упрощения анализа, сделаем предположение, что

  • число фирм в отрасли не изменяется,
  • продукция, которую производит фирма – неизменна
  • объем издержек на рекламу – неизменно, также как и стимулирование сбыта
  • структура издержек задана ATC(Average Total Cost), MC (Marginal Costs), TC (Total Costs)

Методы  максимизации прибыли:

  1. Метод совокупных издержек и совокупного дохода.

Экономическая прибыль представляет собой разницу между выручкой и общими издержками, которые она  понесла.

P (Profit) = TR (Total Revenue) – TC (Total Costs)

 

Из этого следует то, что для получения выгоды фирма  должна обеспечить такой объем выпуска  продукции, при котором общий  совокупный доход будет больше чем, общие издержки.

Исходя из графика №5 фирма будет иметь прибыль при прочих равных условиях с объемом продажи от Q1 до Q3.

  1. Метод предельного издержек и метод предельного дохода.

Прибыль фирмы максимизируется  при таком объеме продаж, когда  предельные издержки равны предельному  доходу (Marginal Costs =Marginal Revenue), а прибыль от последней проданной единицы товара  равна нулю (Marginal Profit=0).

Если предельный доход  больше предельных издержек (MR>MC), то есть каждая дополнительная единица товара увеличивает доход, а не издержки, то прибыль от этой единицы будет положительной. Если предельный доход меньше предельных издержек (MR<MC), то предельная прибыль будет отрицательной и общая прибыль будет увеличиваться за счет сокращения объема выпуска.

Исходя из графика №6 максимальный объем продукции, который может выпускать фирма, будет Q1 и Q3. Называется он объем безубыточности. А максимальная цена, которую может поставить фирма будет касательной к графику прибыли в точке MP = 0. И это будет цена безубыточности.

Условие получения прибыли в краткосрочном периоде:

Фирма при начале своего пути, первым делом находит для  себя оптимальный объем производства и цену, соотнося свои предельные издержки и предельные доходы. Это можно  условно назвать первым этапом работы фирмы.

На втором этапе фирма  определяет, а прибыльно ли то, чем  она занимается или нет. Соответственно, она решает, следует ли и дальше производить свою продукцию или  будет ли более рационально закончить  производство. Это зависит от спроса на их продукцию, и соответственно от возможности покрыть ее издержки. Можно выделить три варианта развития событий:

  1. Фирма получает положительную экономическую прибыль (TR>TC) или P>ATC
  2. Фирма получает нормальную прибыль – безубыточное производство – экономическая прибыль равна нулю.
  3. Фирма несет убытки

Если совокупный доход  получается меньше издержек и фирма  несет серьезные убытки, то разумно  будет остановить производство.

Проследить ситуацию максимизации прибыли можно проследить на графике  №7. График №8 покажет ту ситуацию, в  которой фирма несет убытки и  которую не следует допускать.

 

Заключение и  выводы.

 

Мы рассмотрели вопросы, касающиеся механизмов работы фирм в условиях монополистической конкуренции, а также ценообразование, его методы, и максимизацию прибыли как итог.

В заключение, мы пришли к выводу, что основные плюсы монополистической конкуренции - это дифференциация товара, и как следствие - широкий выбор для потребителя, а также, цены, близкие к уровню предельных издержек. Основной же минус – не стабильность условий. Если спрос на товар мал, то это ведет к банкротствам фирмы и выходу из отрасли. Если же спрос велик – это ведет к притоку фирм на рынок, снижению цен на товар и снижению прибыли у остальных фирм.

Само же ценообразование в условиях монополистической конкуренции, ориентированно, прежде всего на спрос потребителей. Оно учитывает платежеспособность покупателей, структуру покупательского спроса, специфические потребности различных сегментов рынка. То есть, уровень цен прямым образом зависит от цен конкурентов, спроса и собственных издержек предпринимателя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Графики.

 

График № 1. Монополистическая конкуренция.

График № 2. Совершенная  конкуренция

 

 

 

 

 

 

 

 

График № 3. Равновесие цен  в краткосрочном периоде.

 

 

 

График № 4. Равновесие цен в долгосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График № 5. Совокупные издержки, доход

 

 

 

 

 

График №6. Предельные издержки, доход.

 

 

 

 

 

 

               График №7                                    График №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы и интернет  ресурсов.

Информация о работе Ценообразование на рынке монополистической конкуренции