Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 12:20, реферат
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Российский государственный социальный университет
Армавирский институт социального образования
(филиал) РГСУ
Дисциплина: «Ценообразование»
РЕФЕРАТ
На тему: «Ценообразование на рынке совершенной конкуренции»
Студентки III курса 10-03 группы социально-экономического факультета специальность «Финансы и кредит» Гречко К.А. Проверил: Фешина О.А.
Оценка:_______________
|
Армавир, 2013
Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции.
Характерные черты основных моделей рынка
Характерные черты |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | ||
Чистая конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | |
Число фирм |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип продукта |
Однородный |
Разнородный |
Разнородный или однородный |
Уникальный |
Контроль за ценами |
Отсутствует |
Присутствует, но в довольно узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре |
Значительный |
Условия вступления в рынок |
Отсутствие препятствий |
Сравнительно легкие препятствия |
Существенные препятствия |
Вступление блокировано |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Значительный упор сделан на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. |
Очень типична |
Значительный упор сделан на рекламу, связь фирмы с общественными организациями |
Пример |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производство одежды, обуви |
Производство стали, автомобилей, сельхоз-инвентаря, бытовых приборов |
Местные предприятия общественного пользования |
Табл. 1
Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.
Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (табл. 1). Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.
Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.
В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства.
Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения.
Рынков чистой конкуренции очень много: сюда, помимо сельского хозяйства, следует отнести международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.
Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами; дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами за счет различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам; сравнительная легкость проникновения на рынок. Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играют реклама изделия, присвоение товарам марочных наименований.
В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.
Наиболее распространенная стратегия - установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам.
Стратегия цен «выше номинала» может быть использована при сильном дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам.
Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.
В условиях олигополистической
конкуренции применяется
На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.
Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм.
Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:
Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-монополист назначает для каждой группы покупателей максимально высокую цену. Однако в некоторых развитых странах эта стратегия запрещена законом.
Стратегия сегментации рынка базируется на неоднородности спроса покупателей в пределах отдельного сегмента или на различных рынках. Эта стратегия реализуется посредством предоставления скидок покупателям другого рынка.
В случае, если второй рынок находится за пределами страны, где расположена фирма-монополист, политика этой фирмы называется демпингом. Правительства большинства стран ограничивают ввоз дешевых товаров, подрывающих развитие национальной промышленности.
Фирме-монополисту не
всегда выгодно прибегать к
установлению высокой цены; этим
она может привлечь
В реальной экономике не
существует ни одного типа рынка в
чистом виде. Фирма может одновременно
выступить с одним своим товаром на рынке
чистой монополии, а с другим – на высококонкурентном
рынке; в недрах олигополии возможно появление
как монополий, так и свободной конкуренции.
Сам по себе анализ типа рынка не может
дать готовых рецептов установления цен.
Однако такие исследования необходимы
для определения принципов ценообразования
в зависимости от соотношения спроса и
предложения.
Рынок
совершенной конкуренции характеризуется
следующими особенностями:
Поскольку на рынке множество,
как продавцов, так и покупателей,
то каждый отдельный игрок рынка
не в состоянии повлиять на цену.
То есть равновесие является условно
«внешним» относительно авторов
рынка.
Фактически, каждый отдельный продавец
является ценополучателем. Зато по установленной
цене он может продать практически не
ограниченное количество товара. Реальный
размер продаж определяется соотношением
себестоимости продукта и рыночной цены.
При снижении цены даже на несколько процентов,
большая часть потребителей переместится
к данному продавцу, что вынудит конкурентов
либо тоже понижать цену, либо покинуть
рынок.
Покупатели же на данном рынке лишь оплачивают
цену, предложенную продавцами. Каждый
конкретный покупатель лишен возможности
торга.
Примером совершенно конкурентного рынка
является рынок шоколадок, спичек и прочей
мелочи, которую продают в ларьке или в
любом продуктовом магазине. Так же примером
совершенной конкуренции может являться
продуктовый рынок.
Важной чертой совершенно конкурентного
рынка является то, что цены на нем минимальны.
То есть, если Вам необходимо закупить
набор стандартных вещей, то самым низкозатратным
будет закупка их на совершенно-конкурентном
рынке. При этом Вы получите стандартное
качество продукта, в случае же, если у
Вас есть специфические требования к продукту,
закупка его на совершенно конкурентном
рынке – не оптимальна. В идеале найти
рынок, со значительным количеством игроков,
специфическими условиями их поставок
и чем-то на подобии аукциона, когда производители
торгуются друг с другом за право продать
товар. После чего Вы получите набор пар
качество-цена и выберете оптимальное
сочетание.
Список используемых источников и литературы
Информация о работе Ценообразование на рынке совершенной конкуренции