Цены и факторы, влияющие на их формирование на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть теоретических основ ценообразования на мировых товарных рынках и показать динамику цен на мировых рынках на примере мирового рынка золота.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие цены,
- рассмотреть классификацию цен,
- показать динамику на мировом рынке золота.

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика цен на мировых рынках и факторы, влияющие на них.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

В мировой практике в  настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через  компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.

Монополистическая конкуренция  предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

Господство крупных  фирм одной страны на рынке отдельных  товаров ослабляется натиском крупных  монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных»  конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

Значительное влияние  на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-поставщиков химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия - характеризуется  наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью  или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.

Практика ценообразования  на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое  экспортером, - установление цены, определение  объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

Потребность в относительной  координации деятельности на мировом  рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью  которых можно было бы действовать  с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства и ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). В течение длительного периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.

Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.

Вместе с тем ценообразование  на рынках машин и оборудования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами - процесс значительно  отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.

Влияние государства  на внешнеторговые цены. Государственное  регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являются пример поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.

Что касается машиностроительных и сырьевых отраслей, то воздействие государства на уровень цен, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство имеет своей целью повышение конкурентоспособности на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет.

Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка  является демпинг. Цель демпинга - завоевание определенным товаром или группой  товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы  и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование которых, в конечном счете, оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

 

 Глава 2. Ценообразование и динамика цен  
на примере мирового рынка золота

  1. Особенности мирового рынка золота

 

Для того, чтобы  подробнее рассмотреть ценообразование  на мировых товарных рынках на примере мирового рынка золота и специфические факторы, влияющие на цены, необходима характеристика особенностей данного рынка.

 

Мировой рынок  золота в широком плане охватывает всю систему циркуляции этого  драгоценного металла в масштабах  мира - производство, распределение, потребление. Иногда это понятие рассматривается и в более узком плане – в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном уровнях.

Особенностями рынка золота является то, что, во-первых, золото используется фактически всеми государствами в качестве страхового и резервного фонда. Во-вторых, еще большие объемы золота имеются у населения (ювелирные украшения, монеты и др.). Часть этого золота – по крайней мере, в виде лома – также поступает на рынок (Приложение 1).

Основным потребителем наличного золота является ювелирная  промышленность, спрос в которой  в значительной степени определяется ценой золота: чем ниже цена, тем  выше спрос. Но эта закономерность действует  в периоды мирового экономического подъема, а в периоды спада спрос в ювелирной промышленности уменьшается и при относительно низких ценах.

Анализ мировых  тенденций развития добычи и разведки золота за последние 25 лет показывает, что активно проявляются тенденции, как на увеличение, так и на уменьшение производство золота. Многократное повышение рыночной цены на золото в семидесятые годы кардинально повлияло на активность его производителей в большинстве стран мирового сообщества.

Таблица 2

Добыча  золота основными странами-продуцентами, тонн*

Страна

1992 г

2002 г

2003 г

2004 г

2005 г

% к 1992 г

Доля в мировой  добыче, %

ЮАР

614,1

399,2

373,0

341,0

300,0

48,9

12,2

Австралия

243,0

273,0

282,0

259,0

254,0

104,5

10,4

США

330,0

298,0

277,0

258,0

250,0

75,8

10,2

Китай

125,0

190,0

202,0

215,0

225,0

180,0

9,2

Перу

20,6

157,0

172,0

173,0

175,0

849,5

7,1

Россия

146,1

170,9

170,0

169,0

165,0

112,9

6,7

Индонезия

38,0

135,0

140,0

93,0

140,0

368,4

5,7

Канада

161,4

148,9

141,0

129,0

115,0

71,3

4,7

Другие страны

143,3

219,3

830,0

794,0

830,0

579,2

33,9

Всего в мире

2254,2

2564,2

2590,0

2430,0

2450,0

108,7

100,00


* Источник - http:/minerals.usgs.gov/minerals/pubs/commodity/

 

Основные страны-потребители  золота четко подразделяются на две  группы. С одной стороны - это группа технически развитых стран. Они сравнительно широко используют золото в различных областях техники и промышленных отраслях, а также и для изготовления ювелирных изделий.

Другой группой  государств являются те страны, в которых  львиная доля золота, а иногда и  вся его масса потребляется на нужды только ювелирной промышленности.

По мере того, как золото теряло свои монетарную и сберегательную функции, структура  его потребления в мире по отраслям экономики начала меняться. Все больше этого металла поступает теперь на нужды промышленности.

 

Таблица 3

Общая структура потребления золота в мире в 1970 - 2006 гг., тонн* 
(данные World Cold Council - www.gold.org)

 

1970

1975

1980

1984

1994

1996

2005

2006

Добыча  из недр

1252,7

910,2

895,7

1058,5

2209,0

2284,0

2450,0

2500,0

Область применения:

Ювелирные изделия

1066

516

127

819

2604

2807

2709

2190

Зубопротезирование

58

63

64

51

52

55

62

60

Монеты, медали

91

272

201

174

75

60

37

45

Электроника

89

66

89

122

192

207

273

312

Прочие отрасли

62

57

66

53

200

348

646

663

Суммарный расход

1366

974

547

1219

3361

3477

3727

3270

Средняя за год цена золота, $US за 1 г.

1,0

4,2

19,7

13,0

11,9

12,5

14,2

19,3


* - с 1970 по 1984 гг. без учета СССР и Китая.

 

Рост спроса промышленного сектора оказал золоту добрую услугу – обеспечивая равновесие на рынке, он смог сдержать дальнейшее падение цен. Но появились новые нюансы, вызванные зависимостью большинства отраслей реального сектора экономики от мировой экономической конъюнктуры. Так, в период валютно-финансового кризиса стран Юго-Восточной Азии в 1998 году мировой промышленный спрос на золото снизился почти на 5%, причем особенно сильный спад потребления (на 8%) произошел в электронной промышленности.

Информация о работе Цены и факторы, влияющие на их формирование на мировом рынке