Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:18, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретических основ ценообразования на мировых товарных рынках и показать динамику цен на мировых рынках на примере мирового рынка золота.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие цены,
- рассмотреть классификацию цен,
- показать динамику на мировом рынке золота.
В мировой практике в
настоящее время чистых монополистов
сравнительно немного. В 70-80-е годы на
мировом космическом рынке
Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.
Значительное влияние
на цены оказывает конкуренция
Рынок конкуренции немногих
поставщиков - олигополия - характеризуется
наличием нескольких крупных компаний
производителей-поставщиков, обладающих
значительными сегментами рынка, полностью
или практически полностью
Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, - установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. - требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.
Потребность в относительной
координации деятельности на мировом
рынке привела компании к созданию
специальных механизмов, с помощью
которых можно было бы действовать
с большей долей
Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия субъектов олигополистического рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их колебания.
Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования, например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами - процесс значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.
Влияние государства на внешнеторговые цены. Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывает существенное влияние и на цены внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.
Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийными являются пример поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня цен. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты и в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.
Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями, официальными организациями. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго мирового экспортера.
Что касается машиностроительных и сырьевых отраслей, то воздействие государства на уровень цен, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство имеет своей целью повышение конкурентоспособности на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет.
Одной из разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг. Цель демпинга - завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.
Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование которых, в конечном счете, оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.
Для того, чтобы
подробнее рассмотреть
Мировой рынок золота в широком плане охватывает всю систему циркуляции этого драгоценного металла в масштабах мира - производство, распределение, потребление. Иногда это понятие рассматривается и в более узком плане – в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном уровнях.
Особенностями рынка золота является то, что, во-первых, золото используется фактически всеми государствами в качестве страхового и резервного фонда. Во-вторых, еще большие объемы золота имеются у населения (ювелирные украшения, монеты и др.). Часть этого золота – по крайней мере, в виде лома – также поступает на рынок (Приложение 1).
Основным потребителем наличного золота является ювелирная промышленность, спрос в которой в значительной степени определяется ценой золота: чем ниже цена, тем выше спрос. Но эта закономерность действует в периоды мирового экономического подъема, а в периоды спада спрос в ювелирной промышленности уменьшается и при относительно низких ценах.
Анализ мировых
тенденций развития добычи и разведки
золота за последние 25 лет показывает,
что активно проявляются
Добыча
золота основными странами-
Страна |
1992 г |
2002 г |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
% к 1992 г |
Доля в мировой добыче, % |
ЮАР |
614,1 |
399,2 |
373,0 |
341,0 |
300,0 |
48,9 |
12,2 |
Австралия |
243,0 |
273,0 |
282,0 |
259,0 |
254,0 |
104,5 |
10,4 |
США |
330,0 |
298,0 |
277,0 |
258,0 |
250,0 |
75,8 |
10,2 |
Китай |
125,0 |
190,0 |
202,0 |
215,0 |
225,0 |
180,0 |
9,2 |
Перу |
20,6 |
157,0 |
172,0 |
173,0 |
175,0 |
849,5 |
7,1 |
Россия |
146,1 |
170,9 |
170,0 |
169,0 |
165,0 |
112,9 |
6,7 |
Индонезия |
38,0 |
135,0 |
140,0 |
93,0 |
140,0 |
368,4 |
5,7 |
Канада |
161,4 |
148,9 |
141,0 |
129,0 |
115,0 |
71,3 |
4,7 |
Другие страны |
143,3 |
219,3 |
830,0 |
794,0 |
830,0 |
579,2 |
33,9 |
Всего в мире |
2254,2 |
2564,2 |
2590,0 |
2430,0 |
2450,0 |
108,7 |
100,00 |
* Источник - http:/minerals.usgs.gov/
Основные страны-потребители золота четко подразделяются на две группы. С одной стороны - это группа технически развитых стран. Они сравнительно широко используют золото в различных областях техники и промышленных отраслях, а также и для изготовления ювелирных изделий.
Другой группой государств являются те страны, в которых львиная доля золота, а иногда и вся его масса потребляется на нужды только ювелирной промышленности.
По мере того, как золото теряло свои монетарную и сберегательную функции, структура его потребления в мире по отраслям экономики начала меняться. Все больше этого металла поступает теперь на нужды промышленности.
Таблица 3
Общая структура потребления
золота в мире в 1970 - 2006 гг., тонн*
(данные World Cold Council - www.gold.org)
1970 |
1975 |
1980 |
1984 |
1994 |
1996 |
2005 |
2006 | |
Добыча из недр |
1252,7 |
910,2 |
895,7 |
1058,5 |
2209,0 |
2284,0 |
2450,0 |
2500,0 |
Область применения: | ||||||||
Ювелирные изделия |
1066 |
516 |
127 |
819 |
2604 |
2807 |
2709 |
2190 |
Зубопротезирование |
58 |
63 |
64 |
51 |
52 |
55 |
62 |
60 |
Монеты, медали |
91 |
272 |
201 |
174 |
75 |
60 |
37 |
45 |
Электроника |
89 |
66 |
89 |
122 |
192 |
207 |
273 |
312 |
Прочие отрасли |
62 |
57 |
66 |
53 |
200 |
348 |
646 |
663 |
Суммарный расход |
1366 |
974 |
547 |
1219 |
3361 |
3477 |
3727 |
3270 |
Средняя за год цена золота, $US за 1 г. |
1,0 |
4,2 |
19,7 |
13,0 |
11,9 |
12,5 |
14,2 |
19,3 |
* - с 1970 по 1984 гг. без учета СССР и Китая.
Рост спроса промышленного сектора оказал золоту добрую услугу – обеспечивая равновесие на рынке, он смог сдержать дальнейшее падение цен. Но появились новые нюансы, вызванные зависимостью большинства отраслей реального сектора экономики от мировой экономической конъюнктуры. Так, в период валютно-финансового кризиса стран Юго-Восточной Азии в 1998 году мировой промышленный спрос на золото снизился почти на 5%, причем особенно сильный спад потребления (на 8%) произошел в электронной промышленности.
Информация о работе Цены и факторы, влияющие на их формирование на мировом рынке