Экономическая природа цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:10, реферат

Краткое описание

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

Содержание

1. Сущность цены…………………………..…………………………………..3
2. Экономическая природа цены……………………………………..………..6
3. Факторы, влияющие на уровень цен………………………………………10
Список использованной литературы……………………..…………………11

Вложенные файлы: 1 файл

реферата.docx

— 31.43 Кб (Скачать файл)

Государство может влиять на изменение свободных цен путем воздействия на конъюнктуру рынка – изменение спроса и предложения и их соотношение. Например, необходимо установить более высокую цену на какую-нибудь группу товаров в целях стимулирования производства – государство может пойти на предоставление налоговых льгот или снижение налогов потребителям этой группы товаров. Это приведет к расширению спроса и соответственно к повышению цен. Аналогично можно способствовать снижению цен.

Совершенно свободные цены бывают только в теории, а реальная цена на рынке в любом случае подвергается определенному воздействию государства (налоговое законодательство, таможенная (торговая) политика и т. д.), но оно носит косвенный характер.

Уровень, соотношение и изменение цен на товары зависят от множества факторов, различающихся происхождением, мерой влияния, сферой и временем действия, степенью зависимости от предприятия и др. Некоторые из них действуют только в сферах производства, сбыта, товародвижения, потребления, рекламы либо одновременно в нескольких сферах; отдельные факторы подлежат регулированию предприятием, другие не зависят от него; одни действуют кратковременно, другие — продолжительное время.

Рассмотрим наиболее важные факторы, влияющие на уровень цен. Затраты производства - один из наиболее важных факторов. Конкретная зависимость цен от затрат производства будет различной в условиях разных типов рынка: в условиях монопольного рынка высокий уровень затрат обусловливает высокую (монопольную) цену; в условиях конкурентной среды влияние затрат производства на цену снижается, но возрастает значение снижения затрат для получения прибыли.

Затраты производства могут изменяться в результате повышения цен на сырье, комплектующие изделия, энергоносители, тарифов на железнодорожные перевозки, заработной платы, затрат на рекламу и т. п. На эти изменения предприятия могут реагировать по-разному: переложить повышение затрат производства на потребителя, т. е. повысить цены на продукцию (работы, услуги), что характерно для монополистов; частично компенсировать дополнительные затраты повышением цен или оставлять цены на прежнем уровне, но при этом получать меньшую прибыль, либо искать пути снижения затрат.

На изменение цен существенно влияют монополии. Степень монополизации рынка находится в обратной зависимости от количества продавцов: чем их меньше, тем больше степень монополизации, и наоборот. Монополизм продавцов позволяет назначать высокие цены.

Чем выше степень монополизации продавцов, тем выше цены. Монополизм покупателей обусловливает низкие цены. Чем выше степень монополизации покупателей, тем больше тенденция к снижению цен. Монопольные цены могут ограничиваться различными способами[13]. Отметим некоторые из них:

Наличие конкуренции.

Конкуренция бывает производственная и рыночная. Производственную конкуренцию можно рассматривать как внутриотраслевую (экономическое соперничество между товаропроизводителями, работающими в одной отрасли) и межотраслевую. Рыночная конкуренция — это конкуренция между продавцами и между покупателями под влиянием соотношения спроса и предложения на тот или иной товар.

И та и другая конкуренция может быть ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция отображает соперничество предприятий в положении на рынке, в объемах продаж товаров, в получении прибыли посредством снижения цен на товары без изменения их качества или сокращения затрат производства.

Неценовая конкуренция использует разные способы: повышение качества продукции, производство новых ее видов, предоставление различных услуг, условий продажи и др.

Государственное регулирование цен, в частности антимонопольное законодательство цены в большой степени зависят от инфляции - процесса обесценивания денег, вызываемого повышением цен на основные группы реализуемых товаров и услуг.

Инфляция сопровождается, как правило, переполнением каналов денежного обращения избыточным количеством денег, не обеспеченных соответствующим увеличением товарной массы или повышением качества, потребительной стоимости товаров (свойства товара удовлетворять какие-либо потребности, т. е. его полезности).

Инфляция приводит к повышению цен и общему падению покупательной способности. Бывают периоды ускоренного увеличения денежной массы в обращении и повышения цен на товары и периоды с относительно умеренным развитием инфляционных процессов. Исходя из этого различают инфляцию умеренную (ползучую) и ускоренную (галопирующую).

Умеренная инфляция (2-3%) в периоды оживления экономических процессов может отражать здоровое повышение спроса на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу и т. д. и является стимулом для расширения производства и незначительного повышения цен на товары.

В периоды экономических неурядиц, депрессий и спадов инфляция превращается в разрушительную силу, приводящую к уменьшению объема продаж, в некоторых случаях — к ухудшению качества товаров, появлению дефицита, что в конечном счете обусловливает повышение цен.

Инфляция в виде повышения цен охватывает различные товарные группы, отдельные товары и услуги. Поэтому ее влияние на социальные слои населения, различающиеся структурой потребления и удельным весом расходов на товары и услуги, различно. Публикуемые статистические данные о размере инфляции могут не полностью отражать ее реальные масштабы.

Это зависит от методологии подсчета индексов цен потребляемых товаров для различных групп населения. Кроме рассмотренных факторов, влияющих на уровень цен, существуют также другие, которые нужно учитывать при разработке ценовой политики предприятия (фирмы).

К ним относятся сезонные колебания цен, характерные для товаров сельскохозяйственного производства (зерна, фруктов, овощей и т. п.) и некоторых промышленных товаров (при создании сезонных запасов сырья, угля, мазута на зимний период); повышение спроса на отдельные группы товаров перед праздниками (торговля может реагировать на изменение спроса повышением цен с последующим их снижением); влияние на колебание цен форс-мажорных обстоятельств (засухи, землетрясения, аварий, военных действий, забастовок и т. п.). К факторам, влияющим на уровень цен, можно отнести и каналы сбыта товаров: чем больше звеньев товародвижения, тем выше цены.

Количество звеньев товародвижения в меньшей степени влияет на цену производителя и в большей - на конечную цену товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.  Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.

2.  Барышев А.Ф. Маркетинг. – М.: Академия, 2009.

3.  Выгодская Э.Г., Колпакова Н.П. Маркетинг. – М.: ГИОРД, 2008.

4.  Герасимов Б.И., Воронкова О.В. Цены и ценообразование. – М.: Форум, 2009.

5.  Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.

6.  Ибрагимов Л.А. Маркетинг: Учебник. – М. Дело: 2008.

7.  Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг: Учебник. – М.: Академия, 2008.

8.  Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2009.

9.  Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг: Учебник. – М.: КноРус, 2008.

10.  Просветов Г.И. Цены и ценообразование. Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2007.

11.  Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая природа цены