Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление закономерностей формирования потребительской стоимости ювелирных изделий на современном рынке. Для установления рыночных цен нужно знать сложившиеся системы классификации драгоценных металлов, бриллиантов, полудрагоценных поделочных камней, используемых в ювелирных целях. Помимо этого нужно ориентироваться в особенностях соответствующих производственных процессов, а также в связанных с ними фондовых, материальных и трудовых затратах.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА
1.1 Потребительская стоимость и стоимость………………………………….3
1.2 Меновая стоимость………………………………………………………….4
1.3 Величина стоимости товара……………………………………………......5
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ СВОЙСТВ ЮВЕЛИРНЫХ ТОВАРОВ
2.1 Классификация ювелирных товаров………………………………………8
2.2 Постебительские свойства ювелирных товаров и требование к качеству 12
2.3 Методика оценки ювелирных товаров……………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Если обратить внимание на окружающий нас мир всевозможных благ и, в частности, на мир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатом того или иного вида трудовой деятельности, то есть продуктами труда, товарами.
Существует несколько определений слова товар. Товар - сложная социально-экономическая категория; внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность через обмен, рынок. Товар - это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Вот ещё одно определение товара, которое дал Карл Маркс в своей работе “Капитал”: “Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой. Товар, есть внешний предмет (вещь), который удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств”. Как видно из вышесказанного существует много определений и понятий слова товар, но все их можно свести к одному. Товар -- это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму и который призван удовлетворять ту или иную потребность.
Одними из таких средств производства являются ювелирные товары.
Ювелирное искусство - один
из древнейших и широко распространенных
видов декоративно-прикладного
Кроме золота, для изготовления ювелирных изделий постепенно начали использовать серебро и другие, драгоценные и цветные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, янтарь, перламутр, стекло, кость и т.д.
В различные эпохи в связи с изменением жизненного уклада возникали и получали развитие новые формы ювелирного искусства. Благодаря замечательным свойствам золота и серебра, их ковкости, твёрдости, тягучести, плавкости в древней Руси мастера научились отливать и чеканить объёмные скульптурные формы, вытягивать проволоку и создавать ажурные узоры, выполнять сложные графические рисунки на изделиях и делать чернение.
Целью данной курсовой работы является выявление закономерностей формирования потребительской стоимости ювелирных изделий на современном рынке. Для установления рыночных цен нужно знать сложившиеся системы классификации драгоценных металлов, бриллиантов, полудрагоценных поделочных камней, используемых в ювелирных целях. Помимо этого нужно ориентироваться в особенностях соответствующих производственных процессов, а также в связанных с ними фондовых, материальных и трудовых затратах.
1. ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА
1.1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СТОИМОСТЬ И СТОИМОСТЬ
У товарного продукта два начала: естественное (из веществ природы) и общественное (в связи с предназначенностью товара для обмена). В связи с этим товар обладает двумя свойствами:
1. Потребительная стоимость (полезность);
2. Стоимость (общественно-
Потребительная стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять производственные, общественные, личные и иные потребности людей. Она составляет вещественное содержание богатства. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительная стоимость - это естественное свойство блага. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления, другие - косвенно, опосредованно как средство производства.
Одно из свойств продукта
труда заключается в том, что
один и тот же продукт труда
может удовлетворять
Ещё две особенности
потребительской стоимости
Подведя итоги вышесказанному, получим, что потребительная стоимость должна:
1. быть создана трудом;
2. удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
3. обмениваться на
другой товар (механизм купли-
Продукт труда получает общественное признание посредством удовлетворения потребности общества то ли в своей натурально-вещественной, то ли в опосредованной форме, когда его признание осуществляется через обмен. В последнем случае продукт труда приобретает форму товара. Общественная форма потребительной стоимости означает, что купленный товар необходим обществу. Отсюда можно сделать вывод, что общественная потребительная стоимость представляет собой общественную значимость блага или ценность его для общества. Благо может обладать естественным свойством удовлетворить ту или иную потребность, но общество может не купить его. Следовательно, оно не обладает ценностью для общества, тогда как по натурально-вещественной форме благо обладает естественной потребительной стоимостью. К примеру: имеется ручка, пригодная для письма. Следовательно, она обладает естественным свойством удовлетворять потребность в письме, т.е. является потребительной стоимостью. Но данную ручку никто не желает покупать. А это значит, что она не обладает ценностью, значимостью для общества. Ее естественная потребительная стоимость не трансформировалась в общественную потребительную стоимость. Таким образом, и вещь, и затраты на ее производство оказались ненужными обществу.
Таким образом, общественная потребительная стоимость - это также потребительная стоимость, которая:
1. обладает полезностью, то есть, создана не для собственного потребления, а для обмена на рынке;
2. создана в количествах и структуре соответствующей общественной потребности или, во всяком случае, не превышающей ее.
Так же следует добавить, что общественная потребительная стоимость является потребительной стоимостью не только отдельных вещей, а всей массы вещей данного рода, предназначенных для продажи в сопоставлении с потребностью их в обществе.
Как товар обладает потребительной стоимостью, так и продукт имеет потребительские свойства. Эти два понятия неразрывно связаны между собой, так как потребительские свойства являются носителями потребительской стоимости. Есть ещё одна особенность, которую следует упомянуть: с течением времени и под воздействием разнообразных обстоятельств потребительские свойства не меняются, а потребительная стоимость может измениться. Итак, потребительские свойства подразделяют на несколько категорий:
1. Социальные;
2. Функциональные;
3. Эргономические;
4. Надежности;
5. Эстетические;
6. Безопасности.
Так функциональные свойства характеризуют полезность товара, то есть способность изделия выполнять свои функции. Социальные свойства характеризуют пригодность, значимость продукта для общества. Эргономические свойства характеризуют гигиеничность, удобство и комфорт эксплуатации изделия в системе “человек - изделие - среда”. Свойства надежности показывают способность изделия отвечать нормам надёжности и безопасности, принятым в обществе. Как видно из определения свойства надёжности и безопасности перекликаются между собой. Эстетические свойства - способность продукта отвечать нормам приличия, в какой - то мере качества, используемым в данной сфере.
Стоимость - это форма и количественная мера экономических отношений между людьми по поводу производства различных вещей для обмена и присвоения их через эквивалентно возмездный обмен; отношение между людьми по поводу вещей (производственное отношение); форма функционирования общественного характера производства в условиях общественного разделения труда и экономическое обособление производственно-хозяйственных ячеек отношениями собственности. Так же стоимость является основой, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением. Также можно считать, что стоимость - это овеществленный в товаре труд, то есть стоимость как бы не существующая, или существующая всего лишь в потенции. Получается, что можно затратить, овеществить в продукте свой труд, но продукт этот не будет продан, то есть не станет товаром, а, следовательно, и овеществленный труд в этом продукте никогда не станет общественной стоимостью.
Стоимость бывает индивидуальная
и общественная. Индивидуальная - это
стоимость товара каждого отдельно
взятого производителя. Возьмём
несколько товаропроизводителей
Общественная стоимость проявляется на рынке. Другими словами, общественная стоимость - это индивидуальная стоимость, признанная на рынке. Общественная стоимость складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. Существует особенность, заключающаяся в том, что при наличии большого числа участников обмена цена, при которой может состояться обмен, оказывается заключённой в более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами, в связи с этим субъективные ценности сводятся к единой общественной.
Процесс образования рыночной стоимости товара показан на условном примере в таблице 1, в которой представлены три группы товаропроизводителей, для которых характерны различные условия производства, а следовательно, и затраты на изготовление единицы продукции. Показан процесс формирования общественной рыночной стоимости товара, в соответствии с которой реализуют свою продукцию товаропроизводители всех групп, сопоставляя ее со своими индивидуальными стоимостями.
Таблица 1.
Образование общественной стоимости товара.
Группа товаропроизводителей |
Количество единиц изготовленных товаров, шт. |
Индивидуальная стоимость, руб. |
Рыночная (общественная) стоимость, руб. |
Отклонение рыночной (общественной) стоимости всей массы товаров от их индивидуальной стоимости |
|||
Единицы товара |
Всей массы товаров |
Единицы товара |
Всей массы товаров |
||||
1 |
100 |
30 |
3000 |
40 |
4000 |
1000 |
|
2 |
800 |
40 |
32000 |
40 |
32000 |
Совпадает |
|
3 |
100 |
50 |
5000 |
40 |
4000 |
1000 |
|
Сумма |
1000 |
40000 |
40000 |
||||
Итак, основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара.
1.2 МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ
Неразрывно с терминами
Меновая стоимость товара - это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Например, один топор меняется на две шкуры, как бывало в древности, или тонна рыбы обменивается на три кубометра леса, как это имеет место при современном бартере. Вопрос заключается в том, что лежит в основе этих меновых пропорций, почему они именно такие, а не другие и что позволяет сравнивать не сравнимые ни по каким внешним признакам товары?
На этот счет в экономической науке существуют две теоретические концепции. Первая называется трудовой теорией стоимости, вторая - теорией предельной полезности. Согласно первой, в основе меновой стоимости лежит их стоимость, т. е. затраты человеческого труда. Согласно второй, стоимость товаров является простым синонимом меновой стоимости и в этом качестве определяется не затратами труда на производство товаров, а их полезностью, способностью удовлетворять человеческие потребности, иначе говоря, их потребительной стоимостью.
Расхождение между трудовой теорией стоимости и теорией предельной полезности носит не столько научный, сколько идеологический и политический характер. Первая гласит, что стоимость (ценность) есть продукт общественного труда, вторая - что она есть результат рыночной конъюнктуры. Следовательно, первая подчеркивает первостепенную социальную и экономическую ценность производительного труда, вторая - только торговой, в том числе спекулятивной деятельности. Тем самым первая выражает идеологию и интересы всей массы участников производственного процесса, вторая - только представителей бизнеса.
Экономист и философ Карл Маркс (1818 - 1883), развивая идеи своих предшественников, раскрыл сущность меновой стоимости, ее связь с затратами труда, заключенного в товаре, но не описал механизм отклонений величин меновых стоимостей товаров от их стоимостей в каждом конкретном акте обмена, и приведения меновых стоимостей к стоимостям. Он лишь ограничился замечанием, что отклонения носят случайный характер и что, в конечном счете, сумма меновых стоимостей, создаваемых в обществе, равна сумме их стоимостей. Эту теоретическую нишу и заняла теория предельной полезности, подвергая трудовую теорию стоимости критике за то, что она якобы не способна объяснить закономерности установления равновесных рыночных цен.