МскУНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
ЮРИСПРУДЕНЦИИ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИЛИНЕ: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРАВО
НА ТЕМУ: ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Студент Егоров Дмитрий
Курс_______I_____________
Группа___________________
Преподаватель_____________
г. Москва, 2012
- Что такое водопользование
- Виды водопользования
- Охрана водных объектов от загрязнения
и засорения
Водопользование является одним
из институтов водного права, регулирующих
различные формы потребления и иного использования
водных ресурсов. Основным документом,
регламентирующим вопросы водопользования
является Водный кодекс (ВК)
РФ.
Водное законодательство РФ
различает три вида водопользования: долгосрочное,
краткосрочное и ограниченное (сервитут
водный). По целевому признаку различаются
хозяйственное (промышленное, транспортное,
ирригационное и т.д.), природоохранное,
рекреационное, научное, чрезвычайное
и некоторые другие виды водопользования.
Как общее правило
в водном законодательстве установлен
принцип платности водопользования.
Водопользователи осуществляют владение
и пользование водными объектами на условиях
и в пределах, установленных Водным кодексом
РФ. Они могут распоряжаться своим правом
пользования в случаях, предусмотренных
ВК, получать в установленном порядке
информацию о состоянии водных, объектов,
необходимую для их деятельности. Водопользователи
обязаны: рационально использовать водные
объекты, соблюдать условия и требования,
установленные в лицензии на водопользование
и договоре пользования водным объектом;
не допускать нарушения прав других водопользователей,
а также нанесения вреда здоровью людей,
окружающей природной среде; не допускать
ухудшения качества поверхностных и подземных
вод, среды обитания объектов животного
и растительного мира, а также нанесения
ущерба хозяйственным и иным объектам;
содержать в исправном состоянии очистные,
гидротехнические и другие водохозяйственные
сооружения и технические устройства;
своевременно осуществлять мероприятия
по предупреждению и устранению аварийных
и других чрезвычайных ситуаций, влияющих
на состояние водных объектов; вести в
установленном порядке учет забираемых,
используемых и сбрасываемых вод, количества
загрязняющих веществ в них, а также представлять
указанную информацию бесплатно и в установленные
сроки в специально уполномоченный орган
управления использованием и охраной
водного фонда; своевременно вносить платежи,
связанные с пользованием водными объектами;
соблюдать установленный режим использования
водоохранных зон; осуществлять иные мероприятия
по охране водных объектов.
Водное законодательство признает
общедоступность водных объектов для
водопользователей. Водные объекты, находящиеся
в государственной собственности, а также
обособленные водные объекты, находящиеся
в муниципальной собственности, являются
водными объектами общего (открытого)
водопользования, если в водоохранных,
экологических или иных интересах законодательством
РФ не предусмотрено иное. Обособленные
водные объекты, находящиеся в собственности
граждан или юридических лиц, в установленном
порядке могут использоваться как водные
объекты общего пользования только при
условиях регистрации данного ограничения
права собственности в едином государственном
реестре и выплаты собственнику вознаграждения.
Водные объекты, которыми может пользоваться
ограниченный круг лиц, признаются объектами,
не состоящими в общем пользовании. Полоса
суши вдоль берегов водных объектов пользования
(бечевник) предназначается для общего
пользования. Каждый вправе (без использования
транспорта) пользоваться бечевником
для передвижения и пребывания у водного
объекта общего пользования, в том числе
рыболовства и причаливания плавательных
средств. Ширина бечевника не может превышать
20 м.
Общее водопользование осуществляется
в соответствии с правилами охраны жизни
людей на водных объектах, а также условиями,
устанавливаемыми органами исполнительной
власти субъектов РФ по согласованию со
специально уполномоченными государственными
органами в области охраны окружающей
природной среды, государственным органом
санитарно-эпидемиологического надзора
и другими государственными органами
управления использованием и охраной
природных ресурсов в пределах их компетенции.
Органы местного самоуправления устанавливают
места, где запрещен забор воды для питьевого
и хозяйственно-бытового водоснабжения,
купание, плавание на маломерных плавательных
средствах, водопой скота; определяют
иные условия общего водопользования
на водных объектах. О запрещении купания
и иных подобного рода условиях общего
водопользования население оповещается
через СМИ, специальными информационными
знаками или иными способами. На водных
объектах, предоставленных в особое пользование,
общее водопользование допускается на
условиях, установленных водопользователем
по согласованию со специально уполномоченным
государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда, а при необходимости
может быть запрещено водопользователем.
Водопользователь обязан объявить об
условиях общего В. или о его запрещении
на водном объекте, предоставленном ему
в особое пользование. Общее водопользование
на обособленных водных объектах, находящихся
в муниципальной собственности, допускается
на условиях, установленных соответствующими
органами местного самоуправления по
согласованию со специально уполномоченным
государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда. Орган местного
самоуправления обязан объявить в установленном
порядке об условиях общего водопользования
или о его запрещении на водном объекте,
находящемся в муниципальной собственности.
Общее водопользование на обособленных
водных объектах, находящихся в собственности
граждан или юридических лиц, допускается
на условиях, установленных собственником
по согласованию со специально уполномоченным
государственным органом. Собственник
обособленного водного объекта обязан
объявить об условиях общего водопользования
или о его запрещении. Если такие условия
не объявлены, то общее водопользование
осуществляется в соответствии с водным
законодательством.
Права пользования водным объектом
приобретаются на основании лицензии
на водопользование и заключенного в соответствии
с ней договора. Права водопользования
за исключением публичного водного сервитута,
возникают с момента государственной
регистрации договора пользования водным
объектом.
Органы государственной
власти принимают меры по сохранению вод,
предотвращению их загрязнения, засорения
и истощения, по ликвидации последствий
указанных явлений. Охрана вод осуществляется
по различным направлениям и несколькими
способами:
- от загрязнения и засорения
(сброса или иного поступления вредных
веществ) – определением источников загрязнения,
регулированием деятельности стационарных
и других источников загрязнения;
- от аварийного загрязнения
(залпового сброса вредных веществ, причиняющего
вред или создающего угрозу причинения
вреда здоровью населения или нормальному
осуществлению хозяйственной деятельности)
– оповещением органов по чрезвычайным
ситуациям нижележащей территории, введением
и применением административных санкций,
принятием мер для локализации аварийной
ситуации, оценкой серьезности ущерба,
организацией восстановительных работ
и т. д.;
- от ядохимикатов и других химических
средств – разрешением применения их
только при условии, если это не повлияет
на состояние водных объектов и водных
биоресурсов, использованием химических
средств в сельском хозяйстве с соблюдением
специальных требований;
- от загрязнения радиоактивными
и токсичными веществами и материалами
– поддержанием их в воде на уровне, не
приводящем к причинению вреда здоровью населения, запрещением
их захоронения в водные объекты, сбросом
сточных радиационно-загрязненных вод
только после их очистки, запрещением
проведения взрывных работ, при которых
используется ядерная и иные технологии,
сопровождающиеся выделением радиоактивных
и токсичных веществ.
Для реализации задач по охране
вод принимаются следующие основные меры:
– устанавливаются и соблюдаются
нормативы предельно допустимых вредных
воздействий на водные объекты исходя
из предельно допустимой антропогенной
нагрузки, из условия недопустимости превышения
предельно допустимых концентраций вредных
веществ в воде, из условия целевого использования
водного объекта (19 декабря 1996 г. принято
постановление Правительства РФ "О
порядке разработки и утверждения нормативов
предельно допустимых вредных воздействий
на водные объекты");
– осуществляются сбросы воды
из водохранилищ (экологические попуски)
и устанавливается объем безвозвратного
изъятия поверхностных вод для поддержания
надлежащего экологического состояния
вод;
– принимаются меры для предупреждения
и ликвидации последствий вредного воздействия
вод – наводнения, затопления и подтопления;
разрушения берегов, плотин, дамб; заболачивания
и засоления земель; эрозии почв, образования
оврагов, оползней и селевых потоков;
– заключаются бассейновые
соглашения для координации и объединения
деятельности в пределах бассейна водного
объекта с участием органов государственной
власти Федерации, ее субъектов, органов
местного самоуправления, общественных
объединений и водопользователей (такие
договоры заключены и реализуются в масштабе
рек Волга, Ока, Десна, Обь-Иртышского бассейна).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. 74-ФЗ Водный кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 12 апреля
2006 года, одобрен Советом Федерации 26 мая
2006 года) с изменениями от 07.12.2011 года
http://www.logos-pravo.ru/page.php?id=1102
2. Боголюбов С. А. Экологическое
право / Учебник для вузов. М., 2001
3. Ведомости. Словарь бизнеса.
Энциклопедия юриста http://www.vedomosti.ru/glossary/enc_law