Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:17, доклад
Понятие, классификация источников экологического права. Особенности источников экологического права, соотношение законов и подзаконных актов. Конституция как источник экологического права. Общая характеристика Федерального закона "Об охране окружающей среды". Приводятся иные федеральные законы, являющиеся источниками экологического права; примеры подзаконных актов, регулирующих экологические правоотношения.
Источники экологического права
Понятие, классификация источников экологического права. Особенности источников экологического права, соотношение законов и подзаконных актов. Конституция как источник экологического права. Общая характеристика Федерального закона "Об охране окружающей среды". Приводятся иные федеральные законы, являющиеся источниками экологического права; примеры подзаконных актов, регулирующих экологические правоотношения.
Источники экологического права
Понятие и классификация источников экологического права
Конституционные основы правового
регулирования экологических
Общая характеристика Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Иные федеральные законы - источники экологического права.
Подзаконные нормативные
правовые акты в области охраны окружающей
среды и рационального
1. Понятие и классификация
источников экологического
Источники - объективные носители норм.
Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.
Особенности источников экологического права:
1) два уровня установления
правовых норм (то есть акты
Российской Федерации и акты
ее субъектов), так как большинство
правоотношений, являющихся предметом
экологического права,
2) нормы экологического
права содержатся не только
в специальном
3) значительный объем
Классификации источников экологического права
Рассмотрим различные классификации источников экологического права.
По юридической силе:
Законы
подзаконные акты
По предмету регулирования:
Общие
Специальные
По направленности правового регулирования:
Материальные
Процессуальные
По характеру:
Кодифицированные
Некодифицированные
2. Конституционные основы
правового регулирования
Конституция РФ играет ключевую
роль во всех отраслях права. В Конституции
закрепляются (признаются) права и
свободы человека и гражданина, гарантии
их соблюдения и защиты, заложены
основы правовой системы, основы организации
и пределы государственной
Можно выделить две группы конституционных норм:
1) общие:
ст. 1 - РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;
ст. 2 - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека
ст. 7 - РФ социальное государство,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека;
к таким условиям, несомненно, следует
отнести и благоприятную
ст. 10 - разделение властей
2) специальные экологические:
установление прав и обязанностей:
ст. 42 - три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
ст. 58 - обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
природоресурсные нормы:
ст. 9 - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.
ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.
3. Общая характеристика ФЗ "Об охране окружающей среды". Иные федеральные законы - источники экологического права.
Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Сменил Закон РСФСР от 19.12.1991.
Структура Федерального закона включает:
• глава I. Общие положения;
• глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;
• глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
• глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
• глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;
• глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
• глава VII. Требования в
области охраны окружающей среды
при осуществлении
• глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
• глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;
• глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
• глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
• глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды;
• глава XIII. Основы формирования экологической культуры;
• глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;
• глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
• глава XVI. Заключительные положения.
В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира, в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.
Законом определен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.
Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).
Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.
Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:
экологическое нормирование и стандартизацию,
оценку воздействия планируе
экологическую экспертизу,
экологическую сертификацию, экологический аудит,
лицензирование,
меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование,
мониторинг,
экологический контроль
и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов (объектов).
4. Иные федеральные законы
источники экологического
Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть)
• Федеральный закон от 23.11.1995
№174-ФЗ «Об экологической
Федеральные законы, регулирующие
отношения в сфере
• Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
• Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
• Федеральный закон от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»
• Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
• Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
• Федеральный закон от 10.07.2001 №92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу охраны отдельных природных объектов
• Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
• Федеральный закон от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
• Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
• Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»;
• Федеральный закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
• Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Природоресурсное законодательство
(Федеральные законы, регулирующие
отношения по поводу
Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.
Природоресурсное законодательство это — совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов. Оно включает:
• Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;
• Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»;
• Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;
• Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;
• Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;
• Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;
4. Подзаконные нормативные
правовые акты в области
Акты Президента РФ.
УКАЗ Президента РФ от 04.02.1994
N 236 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
УКАЗ Президента РФ от 01.04.1996
N 440 "О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ
УКАЗ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 "О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ"
Акты Правительства РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О НОРМАТИВАХ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ СТАЦИОНАРНЫМИ И ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПОВЕРХНОСТНЫЕ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"
Акты федеральных органов исполнительной власти - весьма многочисленны:
акты Главного государственного санитарного врача РФ (ими утверждаются гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы и другие нормативные документы);
акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (утверждаются различные правила в сфере компетенции Службы, например, Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", Приказ Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131 "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов", Постановление Ростехнадзора от 10.12.2007 N 4 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций. НП-082-07" и т.п.);
акты Федеральной службы
по надзору в сфере
иные акты федеральных органов исполнительной власти.