Конституционные основы экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:16, реферат

Краткое описание

Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министров и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации, Конституция. Целью работы является анализ норм Конституции РФ в области регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое прав1.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

-осуществлять другие предусмотренные  законодательством права.

Граждане обязаны:

-сохранять природу и окружающую  среду;

- бережно относиться к природе  и природным богатствам;

-соблюдать иные требования законодательства.

Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному  использованию ее ресурсов установлена  в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. Так, в ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной  и ветровой эрозии, селей, подтопления,  заболачивания, вторичного засоления,  иссушения, уплотнения, загрязнения  радиоактивными и химическими  веществами, захламления отходами  производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий;

3) защите сельскохозяйственных угодий  и других земель от заражения  бактериально – паразитическими  и карантинными вредителями и  болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

4) ликвидации последствий загрязнения,  в том числе биогенного загрязнения,  и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня  мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и  их использованию при проведении  работ, связанных с нарушением  земель. 

В целях охраны земель разрабатываются  федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка  состояния земель и эффективности  предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно – гигиенических и иных норм и требований. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях  охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации  устанавливаются нормативы предельно  допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Лица, виновные в совершении земельных  правонарушений, несут административную или уголовную ответственность  в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан Водный кодекс Российской Федерации от 3.06.02 г. № 74-ФЗ. Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. При использовании водных объектов граждане обязаны осуществлять производственно – технологические, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них.

Рассмотрим  статьи 71, 72, где указываются сферы полномочий Российской Федерации и её субъектов в области природопользования.

Согласно  ст.72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими  природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории , осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение дается в двух направлениях — по предметам ведения Федерации и субъектов Федерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. Также в соответствии со ст.71, в ведении Российской Федерации среди прочих находятся:

- установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области ……. экологического….. развития Российской Федерации;

- определение статуса и защита  … территориального моря, воздушного  пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

 

Вывод

Конституции РФ является одним из главных источников экологического права, где прописаны права и  обязанности граждан в отношении  к окружающей среде и разделены сферы полномочий Российской Федерации и её субъектов в области природопользования


Информация о работе Конституционные основы экологического права