Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 13:26, контрольная работа
Современное состояние экологической сферы России может быть охарактеризовано как критическое. В этих условиях обеспечение и стабилизация экологически безопасного развития России в системе внутренних и внешних координат становится первоочередной задачей государства. С этих позиций целесообразно обратиться к общесистемным понятиям в области экологической безопасности. Одним из важнейших компонентов национальной безопасности и наиболее актуальным на сегодняшний день, выступает именно экологическая безопасность.
1. Основные направления в области обеспечения экологической безопасности ………………………………………………………………………. 3
2. Конституционное значение обеспечения экологической безопасности. 13
а) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
б) механизм разграничений полномочий РФ и ее субъектов по обеспечению экологической безопасности;
в) ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения
экологической безопасности.
3. Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности………………………………………………………………………. 13
Задача………………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы…………………………………….. 24
Более того, в соответствии с ч. II ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Это обусловлено тем, что решение экологических проблем в рыночных условиях зависит не только от режима охраны природной среды и использования ее ресурсов, но и от их принадлежности с точки зрения собственности (государственной и муниципальной).
Что касается субъектов государственной и муниципальной собственности на природные ресурсы, то они обязаны одновременно учитывать как общесоциальные, так и экологические интересы производственных предприятий при принятии управленческих решений в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в частности, при решении вопроса о конкретных формах собственности на отдельные виды природных объектов.
Вторую группу общественных экологических отношений образуют отношения по природопользованию, то есть отношения по использованию природных ресурсов как объектов природы, пользования (хозяйствования) и собственности, которые опосредуются нормами ч. 2 ст. 36 Конституции РФ. В ст. 1 Закона об охране окружающей среды использование природных ресурсов определяется как эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. В сфере природопользования законодательством регулируются порядок и условия использования и охраны, применительно к естественно-природным особенностям отдельных природных ресурсов – земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, а также с учетом их роли и значения в функционировании всего природного комплекса и общественного производства. Основой для классификации природопользования на отдельные виды являются объекты природы.
Исходя из этого, различают: землепользование; недропользование; водопользование; пользование атмосферой; лесопользование; пользование растительным миром; пользование животным миром. Соответственно правовое регулирование охватывает право пользование землей, лесом, недрами, водами, животным миром и другими природными ресурсами для удовлетворения социальных, экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных и иных потребностей, закрепленное в природоресурсном законодательстве. В процессе природопользования должно обеспечиваться сохранение экологически безопасной природной среды. К сожалению, на это обстоятельство не обращалось достаточного внимания в литературе и в законодательстве, что приводит к недооценке экологических факторов в сфере природопользовании и отражается на природоохранной деятельности в отдельных регионах.
Третью группу общественных экологических отношений образуют отношения по охране окружающей среды, по защите экологических прав граждан и юридических лиц, а также по регулированию их обязанностей. С положением Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2), тесным образом связаны статьи 42 и 18 Основного закона. В статье 42 Конституции РФ закреплены те экологические права и свободы, которые согласно статьи 18 должны защищаться всеми ветвями государственной власти. Законодательная власть обязана создавать условия для соблюдения и охраны прав и свобод граждан в сфере экологических отношений, исполнительная – обеспечить их реализацию, судебная защиту.
Сюда можно отнести и отношения по экологической безопасности населения, в обеспечении которой важная роль принадлежит мерам по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий. С позиции темы исследования, отношения по экологической безопасности являются составной частью (разновидностью) отношений по охране природной среды. Так, в ч. 2 ст. 41 Конституции РФ устанавливается, что в Российской Федерации поощряется деятельность по экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. А в ст. 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Наконец, в соответствии со ст. 58 Конституции, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Следует отметить, что охрана окружающей среды и природопользование находятся в тесной взаимосвязи. В научной и учебной литературе одни авторы включают природопользование в состав охраны окружающей среды, другие – наоборот, третьи отмечают как их совпадение, так и различия между ними. По нашему мнению, отношения по охране окружающей среды и природопользованию связаны между собой, но в то же время являются в определенной мере самостоятельными, что необходимо учитывать в процессе их правового регулирования.
Следующая группа экологических общественных отношений – включает отношения по управлению в области охраны окружающей среды и природопользования. Обеспечение эффективной охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов зависит от наличия научно обоснованной системы органов управления, обладающих достаточными полномочиями. Не случайно правовое обеспечение реформирования государственного управления является важным направлением правовой реформы в стране.
Отсутствие в настоящее время такого управления, как уже ранее отмечалось – одна из причин обострения экологической ситуации и нерационального использования природных ресурсов, поскольку научно обоснованное управление служит средством формирования эколого-правовых отношений. Конституционное регулирование упомянутых отношений касается предметов ведения Российской Федерации (ст. 71), предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), правового регулирования в данной области (ст. 76), организации органов государственной власти и их полномочий (статьи 77, 78, 80, 114, 125, 126, 129 и др.).
Согласно Концепции перехода РФ к устойчивому развитию одним из основных условий перехода страны на путь устойчивого развития является обеспечение прав и свобод граждан. Поэтому важнейшей целью правового регулирования экологических отношений, в том числе в рассматриваемой сфере, а также важнейшим объектом правового регулирования являются экологические права граждан. Под экологическими правами человека, по мнению М. М. Бринчука, понимается признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.
Это связано с тем, что общественные отношения по охране окружающей среды и природопользованию представляют единый предмет конституционно-правового, эколого-правового и иного отраслевого правового регулирования в рассматриваемой сфере, что должно получить свое отражение в правовых нормах и институтах соответствующих отраслей российского права.
Все это имеет важное значение не только для правового регулирования экологических отношений, но и для управленческой деятельности федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также обеспечения взаимодействия указанных выше органов в решении неотложных экологических проблем в регионах Российской Федерации.
3. Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности.
Международное обеспечение экологической безопасности, которое носило спорадический, как правило, двусторонний характер и касалось охраны отдельных природных объектов растительного и животного мира, начало складываться в начале прошлого столетия.
Одним из первых международных договоров является двусторонняя Конвенция от 2 августа 1839 г. о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции. Позже получила распространение практика заключения межгосударственных договоров:
26 ноября 1897 г. Россия совместно с Японией и США подписали Соглашение об охране морских котиков.
Первая международная Конвенция о судоходстве на Рейне, принятая в 1868 г., содержала требования об охране вод реки от загрязнения.
Заключались соглашения об охране окружающей среды в ходе войн: в 1868 г. принята Петербургская декларация, запрещавшая военные операции, не направленные против военных объектов; по Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (1907), государство, занявшее чужую территорию, обязывалось сохранять общественные здания, недвижимость, леса и сельскохозяйственные угодья и управлять ими по правилам пользования (ст. 6 Гаагского положения); в 1949 г. принята Женевская конвенции о защите гражданского населения во время войны, Дополнительный протокол к которой (1977) предусматривал, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба.
Примечательно, что регламентация на международно-правовом уровне природоохранной функции осуществляется наряду с функцией обеспечения мира: например, в 1974 г. принята Конвенция по охране морской среды района Балтийского моря, в которой содержатся важные принципы сотрудничества прибалтийских государств.
Первым многосторонним актом экологического характера является Соглашение об учреждении Консультативной комиссии по международной охране природы, принятой на конференции 17-19 ноября 1913 г. в Берне с участием России.
В октябре 1948 г. создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов, который организовал проведение в октябре 1996 г. Генеральной ассамблеи - «Всемирный конгресс по охране природы».
На XVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН (18 декабря 1962 г.) принята резолюция «Экономическое развитие и охрана природы», согласно которой государствам рекомендовалось проводить охрану природы с учетом экономического развития на основе эффективного внутреннего законодательства и международного права, всемерно поддерживать Международный союз охраны природы и природных ресурсов и другие международные организации с аналогичными целями, широко привлекать общественность.
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сессии Генеральной Ассамблеи ООН № 1831 экономический аспект развития и охраны природы прозвучал так: «чтобы мероприятия по сохранению природных ресурсов были эффективными, они должны проводиться как можно ранее, одновременно с экономическим развитием, включая индустриализацию и градостроительство».
На 21 пленарном заседании Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (5-16 июня 1972 г.) приняты Декларация принципов охраны окружающей среды, План действий, а также созданы постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) и Фонд окружающей среды, а 5 июня провозглашен Всемирным днем окружающей среды.
В целях поддержки общественного движения за экологическое возрождение России, укрепления взаимодействия государственных органов и общественных объединений в проведении эффективной экологической политики Правительство Российской Федерации приняло предложение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Общероссийского организационного комитета, других организаций о ежегодном проведении в Российской Федерации с 15 апреля по 5 июня Дней защиты от экологической опасности и издало Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 686 «О проведении Дней защиты от экологической опасности».
Именно на состоявшейся в 1972 г. в Стокгольме конференции, а затем и на Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро провозглашена идея, что не человек является частью природы, а природа есть принадлежность человека.
Генеральная Ассамблея ООН одобрила и провозгласила Всемирную Хартию природы (28 октября 1982 г.), принципы которой призывают государства уважать природу, не подвергать опасности генетические основы жизни на Земле, сохранять не только каждую популяцию дикой или одомашненной формы жизни на уровне, достаточном для обеспечения ее выживания, но и обеспечивать необходимые для этого средства обитания.
Согласно Хартии принципы сохранения природы должны применяться ко всем частям земной поверхности, особенно к уникальным районам, а также к типичным представителям всех видов экосистем и сред обитания редких или исчезающих видов.
Реализация принципов международного права в целом и сохранения природы, в частности, ориентирована на достижение следующих целей:
- управления
использованием экосистем и
- признания
всеми государствами охраны
- предотвращения
расточительного использования
природных ресурсов и
- уменьшения
экологического вреда путем
- предупреждения,
контроля или ограничения
- популяризации знаний о природе;
- учета
экологического воздействия на
базе планируемой политики
- мониторинга
состояния природных процессов
и экосистем, позволяющего своевременно
обнаруживать проявления их
- международного сотрудничества государств, государственных органов, международных организаций, частных лиц, ассоциаций и предприятий.
Информация о работе Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности