Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 01:53, контрольная работа
Современный термин «мониторинг» обозначает наблюдение, анализ и оценку состояния окружающей среды, её изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека, а также прогнозирование этих изменений.
Испытывая на себе результаты разрушающего действия воды, ветра, землетрясений, снежных лавин и т. п., человек издавна реализовал элементы мониторинга, накапливая опыт предсказания погоды и стихийных бедствий.
1. Понятие мониторинга
2. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования.
3. Нормирование качества природной среды
4. Республиканская программа энергосбережения
Список источников
Как экологическое, так и
санитарно-гигиеническое
В специальной литературе принято называть вредными все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вредные.
Установление
нормативов качества окружающей среды
и продуктов питания
Нормативы, ограничивающие
вредное воздействие, устанавливаются
и утверждаются специально уполномоченными
государственными органами в области
охраны окружающей природной среды,
санитарно-эпидемиологического
Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.
Таким образом,
санитарно-гигиеническое
Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее — об относительности наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ. Достаточно вспомнить о том, что в пятидесятые годы ДДТ считался одним из безопаснейших для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту. Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК) — полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года. В приложениях приводятся значения ВДК для различных загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве.
В публикациях иногда встречаются и другие характеристики загрязняющих веществ. Под токсичностью понимают способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически токсичность — мера несовместимости вещества с жизнью.
Степень токсичности
веществ принято
Различают среднесмертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0-10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определенного токсического эффекта — в данном случае, смерти, в группе подопытных животных. Следует иметь в виду, что величины токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм. Доза ЛД50 (гибель половины подопытных животных) дает значительно более определенную в количественном отношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД0. В зависимости от типа дозы, вида животных и пути поступления, выбранных для оценки, порядок расположения веществ на шкале токсичности может меняться. Величина токсической дозы не используется в системе нормирования.
Санитарно-гигиенические
и экологические нормативы
Научно-техническое
нормирование предполагает введение ограничений
деятельности хозяйственных объектов
в отношении загрязнения
4. Республиканская программа энергосбережения
В Республике Беларусь проводится последовательная государственная политика по эффективному использованию энергоресурсов. В результате этой работы достигнуто снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 34,2% (данные Министерства статистики и анализа). Это позволило стабилизировать годовое потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на уровне 34-35,5 млн.ту.т. при росте ВВП (за весь период) на 48,8%.
Вместе с тем затраты энергоресурсов в Беларуси при производстве ВВП, в том числе и при производстве важнейших видов продукции в промышленности, в строительстве и, особенно, в сельском хозяйстве, заметно выше, чем в развитых странах мира - в 1,5 и более раз.
В республике в год используется 34,5-35,5 млн. тонн условного топлива (приведенные к угольному эквиваленту). Потребление осуществляется по следующим основным направлениям:
- в качестве котельно-печного топлива - 26,4-27,0 млн.ту.т. (на вы-работку тепло и электроэнергии, технологические нужды предприятий и снабжение топливом населения);
- в качестве светлых нефтепродуктов -3,8-4 млн.ту.т. (на работу транспорта);
- в качестве сырья - 3-3,5 млн.ту.т. (в основном газ и нефть для производства химической и нефтехимической продукции).
За период 1996-2004 гг. в структуре потребления ТЭР (по видам используемого топлива) произошли существенные подвижки. Они могут быть кратко обозначены как:
а) увеличение доли самого дешевого топлива, газа с 45 % до 58,5 %;
б) снижение доли самого дорогого топлива, мазута с 20,1% до 7,3%;
в) снижение в 3 раза использования угля и печного бытового топлива;
г) рост местных видов топлива на 14%, в т.ч. более чем в 2 раза доли древесного топлива и отходов.
С целью достижения существенной экономии энергоресурсов Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь ежегодно определяются приоритетные направления энергосбережения и осуществляется их преимущественная реализация.
Суть этой работы
состоит в определении наиболее
эффективных направлений
На основе сроков окупаемости мероприятий в соответствии с приоритетами составляются, выполняются и при необходимости корректируются годовые программы энергосбережения отраслей и регионов.
Республиканская программа энергосбережения на 2001-2005 г.г. одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2001 г. № 56. Программа предусматривает:
- снижение энергоемкости ВВП за период 2001-2005 г.г. на величину 19-25% относительно 2000 г., а в годовом разрезе - на 3,8-5%;
- обеспечение планируемого прироста ВВП на 23,1% до 2005 г. без увеличения потребления энергоресурсов;
- общий объем финансирования на 5 лет в размере 795 млн. долл. США (при снижении энергоемкости ВВП на 19%), а годовой объем финансирования - 159 млн. долл. США.
Потенциал энергосбережения на период до 2005 г. составляет 5,6-7,2 млн. т у.т. Для реализации этого потенциала в Программе определены приоритеты энергосберегающей политики, а также основные направления повышения эффективности использования энергоресурсов по отраслям экономики в разрезе министерств и ведомств.
На 2004 год было установлено задание по снижению энергоемкости ВВП по сравнению с 2003 годом в объеме 4,2-5,2%. Фактическое снижение энергоёмкости составило 5,3% (по данным Министерства статистики и анализа). Результат этот был достигнут на фоне мер по улучшению социально-бытовых условий жизни населения и соответствующего роста энергозатрат на эти цели. В 2004 году увеличен отпуск тепла на горячее водоснабжение в городах и районных центрах областей; сокращены периоды отключения горячего водоснабжения в связи с сокращением сроков ремонта тепловых сетей; увеличен температурный график прямой сетевой воды.
В целом за год все области и г. Минск задания по энергосбережению выполнили в полном объеме. Лучшие итоги имели Гомельская область и г.Минск - при задании (-5%) фактическое выполнение составило соответственно (-8,8%) и (-7,5%).
Из 28 министерств, концернов и объединений, которым были установлены задания по энергосбережению, выполнили их все. Лучших показателей достигли: Министерство промышленности - при задании (-6%) фактическое выполнение составило (-9,4%); концерн «Белбиофарм» - задание (-8%), факт (-13,1%); Белкоопсоюз - (-5%) и (-7,5%) соответственно.
В 2004 году продолжалась работа по замещению импортируемого топлива местными энергоресурсами, дорогих импортируемых видов топлива менее дорогими. Осуществлялось это за счет перевода котлов на местные виды топлива, за счет увеличения использования местных видов топлива на существующих котельных, за счет газификации. В результате, в 2004 году по сравнению с уровнем 2003 года почти на 290 тыс.ту.т. снизилось потребление мазута, печного бытового топлива – на 30 тыс.ту.т, угля - на 72 тыс.ту.т .
За счет перевода котлов на древесные отходы в 2004 году было замещено 33 тыс.ту.т. закупаемого в России топлива. К сожалению, негативная тенденция снижения добычи торфа и нефти проявилась и в 2004 году - потребление этих видов топлива по сравнению с 2003 годом ( снизилась на 63 тыс. т у.т. и 16 тыс. т у. т. соответственно. В основном это связано с неправильной ценовой политикой на этот вид продукции (торф).
Республиканской программой энергосбережения на 2001-2005 г.г., одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001г. № 56, предусмотрено направлять на финансирование энергоэффективных мероприятий за счет всех источников 795 млн.$ США, при этом ежегодно -159 млн.$ США.
В 2004 году общий объем финансирования мероприятий по энергосбережению за счет всех источников составил 163 млрд.руб., что эквивалентно 91,3 млн.$ США (57% от годового объема, предусмотренного Республиканской программой). В 2003 году также не обеспечен предусмотренный Программой объем финансирования, при плане 159 млн.$ США фактически - 92,5 млн.$ США или 58,2 %.
Основными источниками финансирования были:
- собственные средства предприятий - 78 млрд.руб. (план 66 млрд.руб.),
- средства инновационного
фонда Минэнерго на цели
- средства отраслевых инновационных фондов - 37 млрд.руб. (план 26,4 млрд.руб.),
- бюджетные средства - 8 млрд.руб. (план 9,6 млрд.руб.),
- кредиты банков около - 1 млрд.руб. (план 4,4 млрд.руб.)
В согласованных и утвержденных годовых программах по энергосбережению, заказчиками которых являются облисполкомы и Мингорисполком, а также министерства, ведомства и Комэнергоэффективности основное внимание уделялось реализации наиболее эффективных быстроокупаемых мероприятий, относящихся к приоритетным направлениям в энергосбережении, а также усилению работы на объектах социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.