Мониторинг природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 01:53, контрольная работа

Краткое описание

Современный термин «мониторинг» обозначает наблюдение, анализ и оценку состояния окружающей среды, её изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека, а также прогнозирование этих изменений.
Испытывая на себе результаты разрушающего действия воды, ветра, землетрясений, снежных лавин и т. п., человек издавна реализовал элементы мониторинга, накапливая опыт предсказания погоды и стихийных бедствий.

Содержание

1. Понятие мониторинга
2. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования.
3. Нормирование качества природной среды
4. Республиканская программа энергосбережения
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

Мониторинг природной среды.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Как экологическое, так и  санитарно-гигиеническое нормирование основаны на знании эффектов, оказывемых разнообразными факторами воздействия на живые организмы. Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества.

В специальной литературе принято называть вредными все вещества, воздействие которых на биологические  системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вредные.

Установление  нормативов качества окружающей среды  и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия. Порог вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Таким образом, пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет гомеостатических механизмов (механизмов поддержания внутреннего равновесия организма).

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются  и утверждаются специально уполномоченными  государственными органами в области  охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора  и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. Отметим, что утвержденные в СССР нормативы были весьма жесткими, но редко соблюдались на практике. В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.

Таким образом, санитарно-гигиеническое нормирование охватывает все среды, различные  пути поступления вредных веществ  в организм, хотя редко отражает комбинированное действие (одновременное или последовательное действие нескольких веществ при одном и том же пути поступления) и не учитывает эффектов комплексного (поступления вредных веществ в организм различными путями и с различными средами — с воздухом, водой, пищей, через кожные покровы) и сочетанного воздействия всего многообразия физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектом суммации при их одновременном содержании в атмосферном воздухе.

Анализ того, как изменяются с течением времени  значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее — об относительности наших  знаний о безопасности или опасности  тех или иных веществ. Достаточно вспомнить о том, что в пятидесятые годы ДДТ считался одним из безопаснейших для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту. Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК) — полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года. В приложениях приводятся значения ВДК для различных загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве.

В публикациях  иногда встречаются и другие характеристики загрязняющих веществ. Под токсичностью понимают способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически токсичность — мера несовместимости вещества с жизнью.

Степень токсичности  веществ принято характеризовать  величиной токсической дозы —  количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы  животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность.

Различают среднесмертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0-10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определенного токсического эффекта — в данном случае, смерти, в группе подопытных животных. Следует иметь в виду, что величины токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм. Доза ЛД50 (гибель половины подопытных животных) дает значительно более определенную в количественном отношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД0. В зависимости от типа дозы, вида животных и пути поступления, выбранных для оценки, порядок расположения веществ на шкале токсичности может меняться. Величина токсической дозы не используется в системе нормирования.

Санитарно-гигиенические  и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению  к здоровью человека и состоянию  экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его  деятельность. Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы. К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Научно-техническое  нормирование предполагает введение ограничений  деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно  допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву. Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав. Зафиксированное превышение величин ПДКв или ПДКмр в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, хотя, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-технических нормативов (или свидетельством необходимости их пересмотра).

 

4. Республиканская  программа энергосбережения

 

В Республике Беларусь проводится последовательная государственная  политика по эффективному использованию  энергоресурсов. В результате этой работы достигнуто снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на 34,2% (данные Министерства статистики и анализа). Это позволило стабилизировать годовое потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на уровне 34-35,5 млн.ту.т. при росте ВВП (за весь период) на 48,8%.

Вместе с  тем затраты энергоресурсов в  Беларуси при производстве ВВП, в  том числе и при производстве важнейших видов продукции в  промышленности, в строительстве  и, особенно, в сельском хозяйстве, заметно  выше, чем в развитых странах мира - в 1,5 и более раз.

В республике в  год используется 34,5-35,5 млн. тонн условного  топлива (приведенные к угольному  эквиваленту). Потребление осуществляется по следующим основным направлениям:

 

- в качестве  котельно-печного топлива - 26,4-27,0 млн.ту.т. (на вы-работку тепло и электроэнергии, технологические нужды предприятий и снабжение топливом населения);

 

- в качестве  светлых нефтепродуктов -3,8-4 млн.ту.т. (на работу транспорта);

 

- в качестве  сырья - 3-3,5 млн.ту.т. (в основном газ и нефть для производства химической и нефтехимической продукции).

 

За период 1996-2004 гг. в структуре потребления ТЭР (по видам ис­пользуемого топлива) произошли  существенные подвижки. Они могут  быть кратко обозначены как:

 

а) увеличение доли самого дешевого топлива, газа с 45 % до 58,5 %;

 

б) снижение доли самого дорогого топлива, мазута с 20,1% до 7,3%;

 

в) снижение в 3 раза использования угля и печного  бытового топлива;

 

г) рост местных  видов топлива на 14%, в т.ч. более  чем в 2 раза доли древесного топлива и отходов.

С целью достижения существенной экономии энергоресурсов Комитетом по энергоэффективности  при Совете Министров Республики Беларусь ежегодно определяются приоритетные направления энергосбережения и  осуществляется их преимущественная реализация.

Суть этой работы состоит в определении наиболее эффективных направлений вложения финансовых средств в энергосбережение с целью получения наибольшей выгоды для страны в виде экономии энергоресурсов при минимальных  сроках возврата капитала.

На основе сроков окупаемости мероприятий в соответствии с приоритетами составляются, выполняются и при необходимости корректируются годовые программы энергосбережения отраслей и регионов.

Республиканская программа энергосбережения на 2001-2005 г.г. одобрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2001 г. № 56. Программа предусматривает:

 

- снижение энергоемкости  ВВП за период 2001-2005 г.г. на величи­ну  19-25% относительно 2000 г., а в годовом  разрезе - на 3,8-5%;

 

- обеспечение  планируемого прироста ВВП на 23,1% до 2005 г. без увеличения потребления энергоресурсов;

 

- общий объем  финансирования на 5 лет в размере  795 млн. долл. США (при снижении  энергоемкости ВВП на 19%), а годовой  объ­ем финансирования - 159 млн. долл. США.

 

Потенциал энергосбережения на период до 2005 г. составляет 5,6-7,2 млн. т у.т. Для реализации этого потенциала в Программе определены приоритеты энергосберегающей политики, а также основные направления повышения эффективности использования энергоресурсов по отраслям экономики в разрезе министерств и ведомств.

На 2004 год было установлено задание по снижению энергоемкости ВВП по сравнению  с 2003 годом в объеме 4,2-5,2%. Фактическое  снижение энергоёмкости составило 5,3% (по данным Министерства статистики и анализа). Результат этот был достигнут на фоне мер по улучшению социально-бытовых условий жизни населения и соответствующего роста энергозатрат на эти цели. В 2004 году увеличен отпуск тепла на горячее водоснабжение в городах и районных центрах областей; сокращены периоды отключения горячего водоснабжения в связи с сокращением сроков ремонта тепловых сетей; увеличен температурный график прямой сетевой воды.

В целом за год  все области и г. Минск задания  по энергосбережению выполнили в  полном объеме. Лучшие итоги имели  Гомельская область и г.Минск - при задании (-5%) фактическое выполнение состави­ло соответственно (-8,8%) и (-7,5%).

Из 28 министерств, концернов и объединений, которым  были установлены задания по энергосбережению, выполнили их все. Лучших показателей  достигли: Министерство промышленности - при задании (-6%) фактическое выполнение составило (-9,4%); концерн «Белбиофарм» - задание (-8%), факт (-13,1%); Белкоопсоюз - (-5%) и (-7,5%) соответственно.

В 2004 году продолжалась работа по замещению импортируемого топлива местными энергоресурсами, дорогих импортируемых видов то­плива менее дорогими. Осуществлялось это за счет перевода котлов на местные виды топлива, за счет увеличения использования местных ви­дов топлива на существующих котельных, за счет газификации. В ре­зультате, в 2004 году по сравнению с уровнем 2003 года почти на 290 тыс.ту.т. снизилось потребление мазута, печного бытового топлива – на 30 тыс.ту.т, угля - на 72 тыс.ту.т .

За счет перевода котлов на древесные отходы в 2004 году было замещено 33 тыс.ту.т. закупаемого в России топлива. К сожалению, негативная тенденция снижения добычи торфа и нефти проявилась и в 2004 году - потребление этих видов топлива по сравнению с 2003 годом ( снизилась на 63 тыс. т у.т. и 16 тыс. т у. т. соответственно. В основном это связано с неправильной ценовой политикой на этот вид продукции (торф).

Республиканской программой энергосбережения на 2001-2005 г.г., одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001г. № 56, предусмотрено направлять на финансирование энергоэффективных мероприятий за счет всех источников 795 млн.$ США, при этом ежегодно -159 млн.$ США.

В 2004 году общий  объем финансирования мероприятий  по энерго­сбережению за счет всех источников составил 163 млрд.руб., что  экви­валентно 91,3 млн.$ США (57% от годового объема, предусмотренного Республиканской программой). В 2003 году также не обеспечен предусмотренный Программой объем финансирования, при плане 159 млн.$ США фактически - 92,5 млн.$ США или 58,2 %.

Основными источниками  финансирования были:

 

- собственные  средства предприятий - 78 млрд.руб. (план 66 млрд.руб.),

 

- средства инновационного  фонда Минэнерго на цели энергосбере­жения  - 39 млрд.руб. (план 40,1 млрд.руб.),

 

- средства отраслевых  инновационных фондов - 37 млрд.руб. (план 26,4 млрд.руб.),

 

- бюджетные  средства - 8 млрд.руб. (план 9,6 млрд.руб.),

 

- кредиты банков  около - 1 млрд.руб. (план 4,4 млрд.руб.)

 

В согласованных  и утвержденных годовых программах по энергосбережению, заказчиками которых  являются облисполкомы и Мингорисполком, а также министерства, ведомства и Комэнергоэффективности основное внимание уделялось реализации наиболее эффективных быстроокупаемых мероприятий, относящихся к приоритетным направлениям в энергосбережении, а также усилению работы на объектах социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.

Информация о работе Мониторинг природной среды