Нормирование качества окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 04:46, контрольная работа

Краткое описание

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Нормирование качества окружающей среды-на.docx

— 34.08 Кб (Скачать файл)

• технические нормы;

• градостроительные нормы;

• рекреационные нормы;

• организационные нормы;

• распорядительные нормы;

• терминологические нормы.

Экологическая сертификация – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме соответствие продукции (работ, услуг) экологическим требованиям и нормативно-правовым документам.

Правовые основы экологической сертификации закреплены Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (1993 г.), а также государственными и принятыми в качестве национальных международными стандартами.

С помощью сертификации контролируют безопасность продукции (работ, услуг) для человека и окружающей среды, защищают потребителя от экологически «грязных» материалов, предотвращают ввоз в страну экологически опасной продукции, технологии и др. Документальным свидетельством подтверждения соответствия продукции установленным требованиям служит экологический сертификат соответствия.

В области управления качеством окружающей среды на предприятиях современным инструментом сертификации служат стандарты ГОСТ Р ИСО 14000.

Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04–90 каждое предприятие в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт. Цель паспортизации – прогноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

В экологический паспорт включаются фактические данные об использовании предприятиями природных ресурсов и о воздействии его производства на окружающую среду.

Отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и составов в экологическом паспорте должны быть приведены данные о залповых и аварийных выбросах (сливах) загрязняющих веществ.

Все виды экологических паспортов разрабатываются предприятием и утверждаются его руководителем по согласованию с территориальным природоохранным органом, где он регистрируется. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на природопользование и хозяйственную деятельность, либо подвергается крупному штрафу.

Формы экологического нормирования качества окружающей среды могут быть различными – от запретительно-ограничительных до экологически-управленческих.

Все перечисленные выше экологические нормы относятся к нормам запретительно-ограничительным.

В зависимости от сферы действия они подразделяются на группы: санитарно-гигиенические, строительные (СНиПы) и др. Эти нормы обязательно учитываются при разработке проектной документации – до последнего времени они были эффективными рычагами природоохранной деятельности в строительстве.

Наиболее полно весь комплекс санитарно-гигиенических требований представлен в сфере санитарно-эпидемиологического надзора9 Качество окружающей среды оценивается в рамках санитарно-гигиенических норм по санитарно-химическим, физико-физиолого-гигиеническим и микробиологическим показателям

Подводя итог вышеприведенному анализу используемых в России экологических нормативов можно отметить, что система применяемых ПДК является более жесткой по сравнению с зарубежными, но принятые экологические нормативы во многих случаях не соблюдаются.

В настоящее время в России на нормативах ПДВ работают лишь 15–20% загрязняющих производств, на ВСВ – 40–50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени10.

К недостаткам существующей системы экологического нормирования можно отнести отсутствие четкой связи с экономическими инструментами защиты природы. Подтверждением тому является значительное превышение ПДК в отдельных городах и регионах страны.

В соответствии с существующим законодательством Российской Федерации при нарушении требований нормативов качества окружающей среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую среду могут быть ограничены или прекращены по предписанию природоохранных органов, а также органов санитарно-эпидемиологического надзора. Поэтому экологическое нормирование играет исключительно важную роль в переходе к устойчивому развитию.

Все перечисленные показатели и, прежде всего, ПДК, допустимая суточная доза (ДСД) токсичных загрязнителей и др. не охватывают и не отражают всех аспектов влияния загрязнителей не только на здоровье человека, но и на экосистему и ее компоненты. Отсутствие их учета привело к снижению качества среды, ее деградации, коррозионной активности по отношению к строительным системам. Поэтому оценка воздействия различных загрязнителей на здоровье человека и на окружающую среду только по рассмотренным выше нормам недостаточна. Кроме того, все рассмотренные нормативы разработаны для поддержания существующего уровня потребительского отношения к природопользованию и недостаточны для обеспечения сохранения устойчивости экосистем в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. - Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, - 20. Ст. 641.
    2. Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» от 1 июня 1993 г. - Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, - 23, ст. 811, 812.
    3. ГОСТ 17.2.3.07-86. Правила контроля воздуха населенных пунктов.
    4. ГОСТ 17.1.3.07-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков.
    5. ГОСТ 17.4.4.02-84. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологичекого анализа.
    6. ГОСТ 17.2.1.03-84. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения.
    7. ГОСТ 17.1.1.01-77 (СТ СЭВ 3544-82). Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения.
    8. ГОСТ 17.4.1.03-84. Охрана природы. Почвы. Термины и определения химического загрязнения.
    9. Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. - Л.: Химия, 2001. - 528 с.
    10. Дончева А. В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учебное пособие / А. В. Дончева. – М.: Аспект Пресс, 2002. 286 с.
    11. Измалков В.И. Экологическая безопасность, методология прогнозирования антропогенных загрязнений и основы построения химического мониторинга. - СПб, 2000. - 131 с.
    12. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. - М.: Гидрометеоиздат, 2009. - 560 с.
    13. Касьяненко А.А. Контроль качества окружающей среды. - М.: Российский университет дружбы народов, 2002. - 136 с.
    14. Оценка и регулирование качества окружающей природной cреды. Учебное пособие для инженера-эколога/Под ред. А.Ф. Порядина и А.Д. Хованского. - М.: НУМЦ Минприроды России, Издательский Дом «Прибой», 2012. - 350 с.
    15. Толковый словарь по охране природы/Под ред. д-ра биол. наук В.В. Снакина. - М.: Экология, 2008. - 191 с.
    16. Природоохранные нормы и правила проектирования: Справочник/Сост.: Ю.Л. Максименко, В.А. Глухарев. - М.: Стройиздат, 2010. - 527с.

1Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. - Л.: Химия, 1985. – С. 324.

2 Дончева А. В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учебное пособие / А. В. Дончева. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 124.

3 Оценка и регулирование качества окружающей природной cреды. Учебное пособие для инженера-эколога/Под ред. А.Ф. Порядина и А.Д. Хованского. - М.: НУМЦ Минприроды России, Издательский Дом "Прибой", 1996. – С. 22.

4 Измалков В.И. Экологическая безопасность, методология прогнозирования антропогенных загрязнений и основы построения химического мониторинга. - СПб, 2000. – С. 211.

5 Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. - Л.: Химия, 2001. – С. 28.

6 Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. - Л.: Химия, 2001. – С. 221.

7 Природоохранные нормы и правила проектирования: Справочник/Сост.: Ю.Л. Максименко, В.А. Глухарев. - М.: Стройиздат, 2010. –С.  322.

8 Оценка и регулирование качества окружающей природной cреды. Учебное пособие для инженера-эколога/Под ред. А.Ф. Порядина и А.Д. Хованского. - М.: НУМЦ Минприроды России, Издательский Дом «Прибой», 2012. – С. 72.

9 Справочник предельно-допустимых концентраций вредных веществ в пищевых продуктах и среде обитания» — М., 1993.

10 13. Касьяненко А.А. Контроль качества окружающей среды. - М.: Российский университет дружбы народов, 2002. – С. 112.


Информация о работе Нормирование качества окружающей среды