Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:41, реферат
В жизни любого человека и общества земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль. Земля - это территория государства, предел его суверенной власти. Как объект хозяйственной деятельности человека она существует без всякого содействия с его стороны - как всеобщий предмет человеческого труда, как основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Земля используется также как фундамент, как пространственный операционный базис для развития городов и других поселений, отраслей народного хозяйства.
Реферат по экологическому праву
на тему: Особенности правового режима земель
Выполнила: Тулуева Л. С.
Приняла: Гатаулина А. С.
Особенности
правового режима земель
В жизни любого человека
и общества земля играет важную экологическую,
экономическую и политическую роль. Земля
- это территория государства, предел его
суверенной власти. Как объект хозяйственной
деятельности человека она существует
без всякого содействия с его стороны
- как всеобщий предмет человеческого
труда, как основное средство производства
в сельском и лесном хозяйстве. Земля используется
также как фундамент, как пространственный
операционный базис для развития городов
и других поселений, отраслей народного
хозяйства.
Что представляет собой "земля"
как юридическая категория? По законодательству
понятием "земля" обозначается поверхность земного
шара, находящаяся в пределах государственных
границ России. В этом смысле земля измеряется
квадратными метрами, километрами, гектарами.
В соответствии с Федеральным
законом "Об охране окружающей среды"
к объектам охраны окружающей среды отнесены
земля и почвы. Земельный кодекс РФ содержит
главу об охране земель.
При характеристике юридической
категории "земля" как объекта правовой
охраны от вредных воздействий очевидно,
что в ее содержание включаются иные элементы,
касающиеся прежде всего качественного
состояния земли. Применительно к охране
земель от загрязнения и иных факторов
деградации Земельный кодекс говорит
о сохранении почв и их плодородия.
Почва представляет собой плодородный
поверхностный слой земли, образовавшийся
в результате продолжительного взаимодействия
органических и неорганических природных
факторов. Его толщина колеблется от нескольких
миллиметров до 2 метров. В связи с этим
следует особо подчеркнуть, что целью
правовой охраны земли является не сохранение
ее общей площади (она в основном остается
неизменной), а сохранение, восстановление,
улучшение качественного состояния земель.
Хотя актуальной является также задача
охраны земель от нецелевого использования,
от самовольного захвата и др.
Юридически значимой характеристикой
земли является то, что в отличие от "почвы"
земля не может быть отделена от поверхности
земного шара. Не случайно еще со времен
римского права земля считается недвижимостью.
При характеристике понятия "земля",
к примеру, как объекта права собственности
основное внимание уделяется пространственным
границам земли или земельного участка.
Различия в качественных
характеристиках почв - физических, химических,
физико-географических, хозяйственно-экономических,
исторических и даже эстетических, а также
особенности почв как недвижимости служат
основой для установления видов и категорий
земель, предусмотренных ЗК РФ. В соответствии
с основным целевым назначением все земли
в РФ подразделяются на:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли поселений;
- земли промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики,
земли для обеспечения космической деятельности,
земли обороны, безопасности и земли иного
специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и
объектов;
- земли лесного фонда, земли водного фонда
и земли запаса.
Отнесение земель к указанным
категориям и перевод их из одной категории
в другую производятся в связи с изменением
целевого назначения земель в случаях,
предусмотренных в законодательстве,
уполномоченными органами в соответствии
с их компетенцией при изъятии и предоставлении
земель в пользование или аренду. Категорирование
земель имеет существенное экологическое
значение. Экологически значимые и особо
ценные земли выделены в отдельные категории.
В земельном законодательстве определяется
их правовой режим.
При решении вопросов о предоставлении
земель в пользование или аренду соответственно
учитывается, к какой категории они относятся,
какими качественными и другими особенностями
обладают.
Наряду с Конституцией РФ,
Федеральным законом "Об охране окружающей
среды", некоторыми другими законами,
содержащими некоторые общие нормы относительно
землепользования и охраны земель как
части природы, отношения по использованию
земель и их охране регулируются в рамках
земельного законодательства.
Земельный кодекс РФ устанавливает
требования по изъятию и предоставлению
земель в пользование. Регулируя порядок
предоставления земель в пользование
или аренду, ЗК РФ устанавливает права
и обязанности природопользователей и
арендаторов по обеспечению рационального
использования земельных ресурсов и их
охране. Одним из основных принципов землепользования
является принцип использования земель
строго в соответствии с целями, для которых
земли были предоставлены.
В земельном законодательстве
определены задачи и конкретные требования,
адресованные собственникам земли, землевладельцам,
землепользователям и арендаторам по
охране земель. Под охраной земель понимается система правовых,
организационных, экономических и других
мероприятий, направленных на их рациональное
использование, предотвращение необоснованных
изъятий земель из сельскохозяйственного
оборота, деградации, а также на восстановление
продуктивности земель и повышение плодородия
почв.
Земля в Российской Федерации
охраняется как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории. Использование земель должно
проводиться способами, обеспечивающими
сохранение экологических систем, способности
земли быть средством производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве, основой
осуществления хозяйственной и иных видов
деятельности.
Для охраны земель собственники
земельных участков, землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных
участков обязаны проводить мероприятия
по:
- сохранению почв и их плодородия;
- защите земель от водной и ветровой эрозии,
селей, подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения
радиоактивными и химическими веществами,
захламления отходами производства и
потребления, загрязнения, в том числе
биогенного загрязнения, и других негативных
(вредных) воздействий, в результате которых
происходит деградация земель;
- защите сельскохозяйственных угодий
и других земель от заражения бактериально-паразитическими
и карантинными вредителями и болезнями
растений, зарастания сорными растениями,
кустарниками и мелколесьем, иных видов
ухудшения состояния земель;
- ликвидации последствий загрязнения,
в том числе биогенного загрязнения, и
захламления земель;
- сохранению достигнутого уровня мелиорации;
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению
плодородия почв, своевременному вовлечению
земель в оборот;
- сохранению плодородия
почв и их использованию при
проведении работ, связанных с
нарушением земель (ст. 13). Механизм
обеспечения сохранения
При проведении связанных
с нарушением почвенного слоя строительных
работ и работ по добыче полезных ископаемых
плодородный слой почвы снимается и используется
для улучшения малопродуктивных земель.
Важную роль в охране
земель играют предупредительные
правовые меры. Их основное назначение состоит
в том, чтобы предотвратить в процессе
землепользования возможность возникновения
негативных последствий, вредных для состояния
почв, обеспечить рациональное использование
земель. Такие меры реализуются путем
установления правил ведения государственного
земельного кадастра, мониторинга земель,
предоставления и изъятия земель, разработки
и осуществления проектов землеустройства,
использования земель предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами.
С учетом особой экологической
и экономической ценности сельскохозяйственных
земель принципиальным является вопрос
об экологически целесообразных методах ведения
сельского хозяйства. Методы, сохраняющие и улучшающие
почву, такие как террасирование, контурная
вспашка, компостирование и выращивание
покровных культур, использование поликультур
и севооборотов, применяются в мире на
протяжении веков. Миллионы фермеров во
всех странах мира уже внедряют почвосберегающие
и экологически обоснованные сельскохозяйственные
технологии. Задача состоит в том, чтобы
все фермеры узнали о них и научились ими
пользоваться, и это скорее социальная,
чем техническая проблема. В России работу
по формированию агрокультуры и внедрению
таких методов может и должно проводить
Министерство сельского хозяйства РФ.
Этому может способствовать также внедрение
специальных мер экономического стимулирования.
С учетом существующих в
России масштабов деградации земель особое
место в системе земельного законодательства
занимает Федеральный закон от 10 января
1996 г. "О мелиорации земель". Мелиорация земель представляет собой коренное
улучшение земель путем проведения гидротехнических,
культуртехнических, химических, противоэрозионных,
агролесомелиоративных, агротехнических
и других мелиоративных мероприятий.
В зависимости от характера
мелиоративных мероприятий Закон предусматривает
проведение следующих типов мелиорации
земель: гидромелиорация; агролесомелиорация;
культуртехническая мелиорация; химическая
мелиорация.
Гидромелиорация земель заключается в проведении
комплекса мелиоративных мероприятий,
обеспечивающих коренное улучшение заболоченных,
излишне увлажненных, засушливых, эродированных,
смытых и других земель, состояние которых
зависит от воздействия воды. Гидромелиорация
земель направлена на регулирование водного,
воздушного, теплового и питательного
режимов почв на мелиорируемых землях
посредством осуществления мер по подъему,
подаче, распределению и отводу вод с помощью
мелиоративных систем, а также отдельно
расположенных гидротехнических сооружений.
К этому типу мелиорации земель относятся
оросительная, осушительная, противопаводковая,
противоселевая, противоэрозионная, противооползневая
и другие виды гидромелиорации земель.
Агролесомелиорация земель состоит в проведении
комплекса мелиоративных мероприятий,
обеспечивающих коренное улучшение земель
посредством использования почвозащитных,
водорегулирующих и иных свойств защитных
лесных насаждений. К этому типу мелиорации
земель относятся следующие ее виды:
- противоэрозионная - защита земель от
эрозии путем создания лесных насаждений
на оврагах, балках, песках, берегах рек
и других территориях;
- полезащитная - защита земель от воздействия
неблагоприятных явлений природного,
антропогенного и техногенного происхождения
путем создания защитных лесных насаждений
по границам земель сельскохозяйственного
назначения;
- пастбищезащитная - предотвращение деградации
земель пастбищ путем создания защитных
лесных насаждений.
Культуртехническая
мелиорация земель направлена на проведение
комплекса мелиоративных мероприятий
по коренному улучшению земель. Этот тип
мелиорации земель подразделяется на
следующие ее виды:
- расчистка мелиорируемых земель от древесной
и травянистой растительности, кочек,
пней и мха;
- расчистка мелиорируемых земель от камней
и иных предметов;
- мелиоративная обработка солонцов;
- рыхление, пескование, глинование, землевание,
плантаж и первичная обработка почвы;
- проведение иных культуртехнических
работ.
Химическая мелиорация земель состоит в проведении
комплекса мелиоративных мероприятий
по улучшению химических и физических
свойств почв. Химическая мелиорация земель
включает в себя известкование почв, фосфоритование
почв и гипсование почв.
Регулируемый Федеральным законом порядок
проведения мелиорации земель включает
планирование мелиорации земель, разработку,
согласование, утверждение и реализацию
проектов мелиорации. При этом планирование
мелиорации земель проводится федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
управление сельским хозяйством, в соответствии
с федеральными и региональными (территориальными)
программами в области мелиорации земель,
а также по заказам собственников, владельцев
и пользователей земельных участков.
Порядок разработки, согласования и утверждения
проектов мелиорации земель также устанавливается
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим управление сельским хозяйством.
Таким органом является Министерство
сельского хозяйства РФ. Согласно рассматриваемому
Федеральному закону проекты мелиорации
должны учитывать строительные, экологические,
санитарные и иные стандарты, нормы и правила.
Проводится мелиорация гражданами и организациями,
имеющими лицензии на осуществление соответствующих
видов деятельности.
В целях предотвращения деградации земель,
восстановления плодородия почв и загрязненных
территорий допускается консервация земель
с изъятием их из оборота. Ее осуществление регулируется
Земельным кодексом РФ и Положением о
порядке консервации деградированных
сельскохозяйственных угодий и земель,
загрязненных токсичными промышленными
отходами и радиоактивными веществами,
утвержденным постановлением Правительства
РФ. В соответствии с Положением консервации
подлежат:
- сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными,
сильнозасоленными, сильнозаболоченными
(в результате подтопления или нарушения
экологических требований) почвами, подверженные
в большой степени опустыниванию, имеющие
просадки поверхности вследствие добычи
полезных ископаемых, оленьи пастбища
с сильно нарушенным почвенно-растительным
покровом в случаях, когда использование
по целевому назначению земель с указанными
признаками деградации приводит к дальнейшему
развитию негативных процессов, ухудшению
состояния почв и экологической обстановки;
- земли, загрязненные токсичными промышленными
отходами свыше предельно допустимых
концентраций или радиоактивными веществами
свыше предельно допустимых уровней.
Консервация земель, или
временное исключение их из хозяйственного
использования, осуществляется с целью
предотвращения развития и устранения
процессов деградации почв, восстановления
их плодородия и реабилитации загрязненных
территорий. Выявление деградированных
земель производится путем обследований,
проводимых по утвержденным методикам
предприятиями и организациями, а также
гражданами, получившими в установленном
порядке лицензии на эти обследования.
В ходе проведения обследований устанавливается
местоположение деградированных и загрязненных
земель, их площадь, состав угодий, качественное
состояние земель, динамика его изменения
в последние 5 - 10 лет, причины, приведшие
к деградации. По результатам обследований
составляют карты и таблицы по видам и
степени деградации, а также подготавливается
заключение по их дальнейшему использованию.
Подготовку материалов
по консервации земель осуществляют органы
Министерства природных ресурсов РФ и
Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости с участием Министерства
сельского хозяйства РФ и Минздрава России.
Решение о дальнейшем использовании деградированных
сельскохозяйственных земель принимается
уполномоченными органами.
Земли, выведенные из хозяйственного
оборота в результате консервации, сохраняются
за собственниками земли, землевладельцами,
землепользователями (при создании ими
необходимых условий для восстановления
деградированных сельскохозяйственных
угодий и загрязненных земель) либо переводятся
в земельный запас. Убытки, причиненные
ухудшением качества земель или ограничением
их использования, включая упущенную выгоду
на период консервации, возмещаются собственникам
земли, землевладельцам и землепользователям
в полном объеме теми предприятиями, по
чьей вине произошла деградация земель.
Земельным кодексом РФ
установлено специфическое требование
по дисциплинарной ответственности за
земельные правонарушения. Согласно ст.
75 должностные лица и работники организации,
виновные в совершении земельных правонарушений,
несут дисциплинарную ответственность
в случаях, если в результате ненадлежащего
выполнения ими своих должностных или
трудовых обязанностей организация понесла
административную ответственность за
проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию
объектов, оказывающих негативное (вредное)
воздействие на состояние земель, их загрязнение
химическими и радиоактивными веществами,
производственными отходами и сточными
водами. Порядок привлечения к дисциплинарной
ответственности определяется трудовым
законодательством, законодательством
о государственной и муниципальной службе,
законодательством о дисциплинарной ответственности
глав администраций, федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
РФ, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ.