Охрана и рациональное использование лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое право – предмет имеет комплексный многослойный характер и включает:
1) собственно природоохранное право (нормы федеральных законов об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о радиационной
безопасности населения, об отходах производства и потребления и др.);
2) природоресурсное право (Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ и т.п.);
3) экологизированные нормы других отраслей права (гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ, ст. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ и т.д.).

Содержание

Введение
1. Понятие леса и земельных участков
2. Правовое регулирование объектов лесопользования
3. Охрана и защита лесов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

в.docx

— 44.46 Кб (Скачать файл)

Общие положения охраны и  защиты лесов, которые содержатся в  ст. 51 ЛК Российской Федерации. Статья определяет органы государственной власти и местного самоуправления, которые наряду с полномочиями в области лесных отношений общего характера наделены также полномочиями (функциями) охраны и защиты лесов. К полномочиям органов государственной власти в Российской Федерации в области охраны и защиты лесов относятся:

– установление правил пожарной безопасности в лесах и пожарного надзора;

– установление правил санитарной безопасности в лесах;

– установление порядка организации авиационных работ по охране

и защите лесов и выполнения этих работ;

– особенности охраны, защиты, воспроизводства лесов

– установление правил лесовосстановления, лесоразведения и

правил ухода за лесами;

– установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка

его представления;

– установление порядка осуществления контроля и надзора за

использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов

(государственного лесного  контроля и надзора);

– утверждение такс или методик исчисления размера вреда,

причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;

– отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных

участков лесов и установление их границ;

– определение особенностей использования, охраны, защиты,

воспроизводства лесов, расположенных  на землях особо охраняемых

природных территорий (ст. 81 ЛК РФ).

Государственные органы субъектов  Федерации осуществляют полномочия по охране и защите лесов в порядке  передачи им этих полномочий Российской Федерацией. К названным передаваемым полномочиям относятся:

– разработка и утверждение лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

– организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;

– ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Федерации;

– осуществление государственного лесного контроля и надзора;

– установление перечня должностных лиц, осуществляющих

государственный лесной контроль и надзор.

Средства на осуществление  переданных полномочий предоставляются  в виде субвенций из федерального бюджета.

К полномочиям органов  местного самоуправления в области  охраны и защиты лесов в части  лесных участков, находящихся в муниципальной  собственности, относятся:

– разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

– осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов  в порядке, установленном законодательством  РФ (ст. 84 ЛК РФ).

В субъектах Федерации  – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные  настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов  Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов  Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Охрана и защита лесов  включает в себя:

1. Охрана лесов от пожаров.  Обеспечение пожарной безопасности  является одной из важнейших  функций государства.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет систему обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы  обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в  обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством  РФ.

В Государственную противопожарную  службу РФ входят:

– федеральная противопожарная служба;

– противопожарная служба субъектов Федерации.

В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог  противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и  защите лесов, прокладка просек, противопожарных  разрывов;

б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

в) мониторинг пожарной опасности  в лесах;

г) разработка планов тушения  лесных пожаров;

д) тушение лесных пожаров;

е) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Защита леса входит  в состав общего понятия охраны  лесов, предусмотренной ст. 51 ЛК РФ. Являясь специальной частью охраны, защита леса ограничивается такими важными мерами, как выявление в лесах вредных организмов, могущих погубить (полностью уничтожить) массив леса, если его территория и древостои оказались местом обитания вредных для леса растений, животных и болезнетворных организмов.

Задача защиты леса состоит  в выявлении названных вредных  организмов и в предупреждении их распространения.

Целью данного Закона является обеспечение охраны растений и продукции  растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. При этом меры защиты лесов от карантинных организмов принимаются на федеральном уровне при участии государственных  органов субъектов Федерации.

3. В целях защиты лесов  от вредных организмов и их  санитарной безопасности проводится прежде всего лесозащитное районирование лесов. Это специальный вид районирования лесов, при котором определяются зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. В отличие от названного районирования при общем (лесорастительном) районировании лесов, предусмотренном ст. 15 ЛК РФ, определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками. Если лесозащитное районирование предназначено для обеспечения своевременных и эффективных мероприятий по защите лесов от вредных организмов в целях санитарной безопасности в лесах, то лесорастительное районирование необходимо для определения условий и порядка оптимальной эксплуатации лесов с учетом природно-климатических характеристик лесного района.

4. Санитарная безопасность  лесов требует проведения определенных  работ в целях обеспечения  санитарной безопасности в лесах.  Наиболее эффективными из них  являются опрыскивание с воздуха  агрохимикатами очагов вредных организмов. Проводятся также наземные работы по локализации и ликвидации очагов заражения лесов (вырубка больных древостоев, расчистка зараженных участков леса, устройство ловушек для насекомых – вредителей леса и т.п.).

Планы освоения лесов и  лесохозяйственные регламенты, для  каких бы целей ни использовались леса, должны предусматривать санитарно-оздоровительные  мероприятия. Это повседневная работа владельцев и пользователей лесов (арендаторов, фермеров, собственников  леса, лесопользователей на правах сервитутов и др.) по очистке леса от захламленности, загрязнения, вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений и т.п.

Выборочные санитарные рубки  проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения  и (или) ликвидации очагов стволовых  вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях  с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличием ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев.

5. Лесопатологический мониторинг (ЛПМ) – это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды и за динамикой этих процессов, обеспечивающая раннее выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучных ситуаций для своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий. Лесопатологический мониторинг организуется федеральным органом управления лесным хозяйством и является одной из главных функциональных задач государственного управления лесным хозяйством.

Целью организации лесопатологического  мониторинга является своевременное  обнаружение неблагополучных по санитарному состоянию участков леса, выявление и прогнозирование  массового ослабления и усыхания лесов под влиянием стихийных  бедствий, пожаров, насекомых, болезней, прочих факторов воздействия окружающей среды природного и антропогенного характера, получение своевременной  и достоверной информации о нежелательных  изменениях в состоянии лесов  под влиянием антропогенных процессов  и материалов для обоснования  решений по охране, защите леса, способствующих повышению его средоохранных и средоформирующих функций, предотвращению ущерба, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем, рациональному использованию лесных ресурсов и устойчивому развитию лесного сектора экономики России.

6. Охрана редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов  деревьев, кустарников, лиан, иных  лесных растений.

Красной книге РФ и порядку  ее ведения посвящено постановление  Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. №158 «О Красной книге Российской Федерации». Установлено, что эта книга ведется Министерством природных ресурсов РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее именуются – объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Объекты животного и растительного  мира, занесенные в Красную книгу  РФ, подлежат особой охране.

Изъятие из естественной природной  среды объектов животного и растительного  мира, занесенных в Красную книгу  РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном  законодательством РФ.

Министерству природных  ресурсов РФ по согласованию с Министерством  сельского хозяйства РФ, государственными органами по рыболовству, лесному хозяйству, органами исполнительной власти субъектов  Федерации и Российской академией  наук предоставлено право принимать  решения о занесении в Красную  книгу РФ и об исключении из нее  объектов животного и растительного  мира, а также определять порядок  и меры их охраны.

Издание Красной книги  РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. В субъектах РФ приняты  и ведутся красные книги данного  субъекта Федерации, в которые заносятся  редкие и находящиеся под угрозой  исчезновения виды деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений.

Статья 8.35 КоАП РФ устанавливает  штраф за уничтожение редких и  находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, а равно  действия (бездействие), которые могут  привести к гибели, сокращению численности  либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку указанных  животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.

Отношения по возмещению вреда  природной среде, как и все  отношения по возмещению вреда, выражают различные виды компенсационной  ответственности. Основные ее принципы сформулированы в гражданском законодательстве7.

Проблема охраны лесов  волнует не только Россию. Это проблема всего мира. На международной конференции  в Рио-де Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной Среды и потребности использования деревьев и другой растительности для

целей экономического развития8.

 

Заключение

 

Координация и взаимодействие между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями и  звеньями экологического управления являются сегодня основной задачей науки  и практики, от решения которой  зависит эффективность природоохранного организационного, идеологического, экономического и правового механизма. Известно, что право безмолвствует без потенциальной возможности привлечения к соответствующим видам ответственности – дисциплинарной, гражданско-материальной, административной и уголовной. Эффективность юрисдикционного механизма, т.е. системы рассмотрения споров, выявления составов правонарушений и виновных, наложения и исполнения справедливого наказания за экологические правонарушения остаются пока слабым местом природоохранной деятельности. Не вызывает сомнения то, что экологическая составляющая должна быть частью социальной политики Российской Федерации, которая согласно ст. 7 Конституции призвана быть социальным государством: оно обязано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Прямой путь к обеспечению посредством права природных условий жизни, труда и отдыха россиян лежит через реализацию экологических прав и выполнение соответствующих обязанностей всеми без исключения гражданами, государственными и муниципальными служащими.

Информация о работе Охрана и рациональное использование лесов