Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:35, курсовая работа
В настоящее время на Земле практически не осталось экологических систем, не подверженных в той или иной мере влиянию человека. Влияние человека на экосистемы в процессе техногенеза весьма интенсивно, поскольку своей деятельностью он создает направленные помехи в механизмах естественной обратной связи.
Современное состояние атмосферного воздуха.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха.
Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы.
При
проектировании и размещении объектов
хозяйственной и иной деятельности,
оказывающих вредное
В целях охраны атмосферного воздуха в населенных пунктах устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной и иной деятельности. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В проектах модернизации и реконструкции объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до норматива предельно допустимого выброса и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.
Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха или с его территориальными подразделениями.
При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться соблюдение удельных нормативов выбросов, нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышают удельные нормативы выбросов, установленные законодательством Республики Казахстан.
Правительство
Республики Казахстан, уполномоченный
государственный орган в
Местные
представительные органы по представлению
территориальных подразделений
уполномоченного
Транспортные и иные передвижные средства подлежат обязательной проверке на соответствие удельным нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
Хранение,
захоронение и обезвреживание на
территориях организаций и
Юридические лица обязаны обеспечивать своевременный вывоз отходов производства и потребления, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, на специализированные места их складирования или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
Места размещения отходов производства и потребления, загрязняющих атмосферный воздух, выделяются местными исполнительными органами и должны быть согласованы с местными представительными органами, территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха и уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан.
В городских и иных поселениях территориальные подразделения уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха и местные исполнительные органы регулируют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в градостроительстве с учетом розы ветров и в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При
получении прогнозов
При
изменении состояния
С целью предупреждения и ликвидации последствий трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан в области охраны атмосферного воздуха.
Физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него, подлежат государственному учету в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Перечень
организаций, осуществляющих в порядке,
установленном
Физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Источники
выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух, источники
вредных физических воздействий на
атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих)
веществ, перечни вредных физических воздействий
на атмосферный воздух, подлежащих государственному
учету и нормированию, устанавливаются
на основании данных о результатах инвентаризации
выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух, вредных физических
воздействий на атмосферный воздух и их
источников в порядке, установленном уполномоченным
государственным органом в области охраны
атмосферного воздуха.
Уголовная
ответственность за
загрязнение атмосферы.
В
целях наблюдения за качеством атмосферного
воздуха, комплексной оценки и прогноза
его состояния, а также обеспечения
государственных органов, организаций
и населения текущей и
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.
Территориальные подразделения уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха устанавливают перечень организаций, которые должны осуществлять производственный мониторинг атмосферного воздуха.
Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:
1)
условий, установленных
2) стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
3)
режима санитарно-защитных зон
объектов, имеющих стационарные
источники выбросов вредных (
4) выполнения государственных программ охраны атмосферного воздуха;
5)
иных требований
Атмосферный
воздух больше, чем другие природные
объекты, в силу присущих ему свойств
связан с жизненными интересами людей;
его качество непосредственно влияет
на их здоровье и состояние других элементов
окружающей среды. Поэтому охрана атмосферного
воздуха – одна из самых актуальнейших
проблем государства, особенно для промышленно
развитых городов нашего государства.
В РК зарегистрировано
56875 источников выбросов загрязняющих
веществ, из которых 39872 являются организованными
источниками выбросов, и только третья
часть их была оборудована очистными сооружениями.
Количество загрязняющих веществ, отходящих
от всех стационарных источников, в 1997
году составило 18782,1 тыс. тонн, из них уловлено,
обезврежено 16413,4 , без очистки выброшено
1419,2 тыс. тонн. Основными предприятиями
– загрязнителями атмосферного воздуха
по РК остаются предприятия ТЭК, цветной
и горной металлургии и нефтегазовой промышленности.
Более 70% выбросов от стационарных источников
приходится в основном на предприятия
Карагандинской (950,9 тыс. тонн), Павлодарской
(515,8 тыс. тонн) и Восточно-Казахстанской
области (190,5 тыс. тонн).
По данным регионального
мониторинга окружающей среды по ВКО основными
предприятиями-загрязнителями атмосферного
воздуха являются УК МП ОАО «Казцинк»
(на 2002 год-79,9 тыс. тонн выбросов), АО «Иртышский
медьзавод» корпорация «Казахмыс» (86 тыс.
тонн), ТОО «АЕS Согринская ТЭЦ» (4,9 тыс тонн),
ОАО «Казцинк» Риддерский цинковый завод
(6,5 тыс. тонн), ОАО «Казцинк» Зыряновский
ГОК и др. (1,7 тыс. тонн).
Вопросы совершенствования
системы законодательства об охране атмосферного
воздуха всегда находились в центре внимания
представителей эколого-правовой науки.
Разработки таких видных ученых-юристов
как Габитова Р. Х., Н. И. Малышко, Д. Л. Байдельдинова,
М. М. Бринчука и др. углубили теоретические
представления о роли и возможностях охраны
атмосферного воздуха и стали основой
для принятия 11 марта 2002 года Закона РК
«Об охране атмосферного воздуха».
Закон определяет правовые, экономические
и социальные основы охраны атмосферного
воздуха и направлен на обеспечение экологической
безопасности РК и реализацию прав граждан
на благоприятную для жизни и здоровья
окружающую среду и достоверную информацию
о ее состоянии.
До его принятия действовал Закон КазССР
«Об охране атмосферного воздуха» от 1981
года, что говорит о насущной необходимости
и своевременности принятия действующего
закона.
Действующий нормативно-правовой акт
закрепляет систему государственного
управления в области охраны атмосферного
воздуха (Гл. 2); Организацию деятельности
по охране атмосферного воздуха (Гл.3);
Государственный учет источников вредных
воздействий на атмосферный воздух (Гл.4);
Контроль в области охраны атмосферного
воздуха (Гл. 5); Права и обязанности физических
и юридических лиц в области охраны атмосферного
воздуха (Гл. 6); Заключительные положения
(Гл. 7). Таким образом, по своей структуре
Закон состоит из 7 глав и 30 статей.
Но, к сожалению,
Закон «Об охране атмосферного воздуха»
не отражает вопросы правовой охраны воздушного
бассейна в промышленных городах, что
является значительным пробелом действующего
законодательства. Рассматриваемый нормативный
документ лишь запрещает размещение в
населенных пунктах отвалов, складирование
отходов, производственного, бытового
мусора и других отходов, являющихся источниками
загрязнения атмосферного воздуха, пылью,
вредными газообразными веществами, а
также сжигание указанных отходов не территории
предприятий, учреждений, организаций
и населенных пунктов, кроме случаев, когда
сжигание осуществляется с использованием
специальных установок при соблюдении
требований по охране атмосферного воздуха.
При этом предусмотрено, что предприятия,
учреждения и организации обязаны обеспечить
своевременный вывоз загрязняющих атмосферный
воздух отходов на предприятия, использующие
их в качестве сырья, или на специализированные
свалки.
Закон требует обеспечения соблюдения
нормативов вредных воздействий на атмосферный
воздух при размещении, строительстве,
реконструкции и эксплуатации объектов
хозяйственной и иной деятельности (Ст.
14).
Большое значение имеет регулирование
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух при производстве и эксплуатации
транспортных и иных передвижных средств.
Пункт 4 ст. 15 предусматривает для транспортных
и иных передвижных средств обязательную
проверку на соответствие удельным нормативам
выбросов в порядке, определенном Правительством
РК. Впервые в истории развития казахстанского
законодательства ввелось понятие «трансграничное
загрязнение атмосферного воздуха». В
общих положениях под трансграничным
загрязнением понимается «загрязнение
атмосферного воздуха, физический источник
которого находится полностью или частично
в пределах территории, находящейся под
юрисдикцией одного государства, и отрицательное
влияние которого проявляется на территории,
находящейся под юрисдикцией другого
государства» (п.17 ст. 1).
Несмотря на все эти нормы, направленные
на охрану атмосферного воздуха от вредного
воздействия, в Законе практически отсутствуют
требования по охране атмосферного воздуха
при размещении и развитии промышленных
городов. Статья 15 устанавливает лишь
требования о соблюдении нормативов качества
атмосферного воздуха при застройке городских
и иных поселений. Необходимо также учитывать
фоновый уровень загрязнения атмосферного
воздуха и прогноз изменения его качества.
В целях охраны атмосферного воздуха в
населенных пунктах устанавливаются санитарно-защитные
зоны объектов хозяйственной и иной деятельности.
Данные положения,
безусловно, носят прогрессивный характер,
но фактически в практической сфере не
применяются. Причина этому – пробелы
в экологическом законодательстве. По
мнению Э. Ренних – природоохранного прокурора
ВКО, советника юстиции, «подзаконные
акты по порядку применения отдельных
статей Закона «Об охране атмосферного
воздуха» носят чисто декларативный характер»
.
Казахстанское
законодательство, регулирующее воздухоохранительную
деятельность, включает кроме Закона РК
«Об охране окружающей среды», Закона
РК «Об охране атмосферного воздуха»,
постановления и распоряжения Правительства
РК, нормативные правовые акты специально
уполномоченных государственных органов
в области охраны атмосферного воздуха,
а именно, Министерства охраны окружающей
среды, Казгидромета, органов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
РК.
Несмотря на широкий
круг нормативных правовых актов, они
не способствуют улучшению экологической
ситуации в городах и условий жизни населения
в них. Проблема загрязнения атмосферного
воздуха в промышленных городах по-прежнему
остается одной из важнейших экологических
и социальных проблем.
Вместе
с тем, территориальные органы Министерства
охраны окружающей среды РК не могут обеспечить
эффективный государственный экологический
контроль за состоянием атмосферного
воздуха. Трудно ожидать каких-либо позитивных
сдвигов в решении этой проблемы, если,
по мнению российских ученых Бедного О.
П., Жарковой Ю. Г., Сусловой Н. В., «не будут
предприняты меры по совершенствованию
законодательства об охране атмосферного
воздуха и государственного контроля
в этой сфере».
Кабинет Министров
РК определяет общие мероприятия и основные
положения в области охраны воздуха, утверждает
нормативы ПДК загрязняющих веществ в
воздухе, устанавливает единый порядок
учета для государства и осуществляет
государственный контроль за охраной
атмосферного воздуха. Загрязнение атмосферного
воздуха путем осуществления выбросов
химических веществ и вредных физических
воздействий на нее является платным.
Виды и порядок определения платы и ее
размеров регламентируются законодательством
Закона об охране атмосферного воздуха.
Порядок определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия, утвержденный Постановлением
Правительства РК от 28 августа 1992 № 632.
Плата
предусматривается за следующие виды
вредного воздействия на атмосферный
воздух:
- выброс загрязняющих веществ от стационарных
и передвижных источников;
- вредные физические воздействия: шум,
вибрацию, электромагнитное, радиационное
воздействие и др.
Плата взимается
по каждому ингредиенту загрязняющего
вещества или вида вредного воздействия
с учетом степени их опасности для здоровья
людей и окружающей природной среды как
за «правомерное» загрязнение атмосферного
воздуха (в соответствии с нормативами
ПДВ), так и за превышение нормативов предельно
допустимых выбросов загрязняющих веществ.
В последнем случае установлены повышенные
ставки платежей, которые взыскиваются
за счет прибыли предприятий и других
источников загрязнений.
При новом размещении
и развитии городов и других населенных
пунктов учитывается состояние атмосферного
воздуха, прогноз его изменения и меры
по охране воздуха от вредных выбросов.
Законом установлена
уголовная и административная ответственность
за превышение установленных нормативов
предельно допустимых выбросов, за выброс
в атмосферу без разрешения, за нарушение
правил эксплуатации, не использования
имеющихся установок и аппаратуры для
очистка выбросов, за ввод новых объектов,
хранения и применения ядохимикатов и
минеральных удобрений с нарушением установленных
правил. В каждом случае нарушения причиненный
ущерб подлежит возмещению.
В развитие Закона об охране атмосферного
воздуха Кабинет министров РК, министерства
и ведомства принимают постановления,
утверждают инструкции и правила по обеспечению
надлежащей охраны атмосферного воздуха.
В каждом
городе необходимо иметь комплексные
схемы охраны воздушного бассейна, в которых
следует предусматривать:
· условий во времени, переход на нормирование
выбросов на самом предприятии, организации
системы контроля за выбросами;
· трудных метеорологических условиях
, поскольку они меньше выделяют вредности;
· действует единая отчетность о выполнении
мероприятий по охране воздушного бассейна,
где указывается количества выброшенных
в атмосферу вредных веществ, выполнение
плане очистки и соответствие состояния
воздуха к установленным предельно допустимым
нормам.
Учитывая глобальное
значение охраны атмосферного воздуха,
за страны Европы, США и Канады в 1979 году
подписали в Женеве Конвенцию о контроле
за трансграничными загрязнениями атмосферы
на больших расстояниях.
В рамках этой конвенции
создана разветвленная сеть мониторинга
(наблюдения) по установлению фактической
загрязненности воздуха и перемещения
его по воздушным территориям государств.
Охрана атмосферного воздуха
ныне превратилась в актуальную международную
проблему, и такой контроль отвечает интересам
всего человечества.
Последствия нарушения законодательства
об охране атмосферного воздуха для общества
могут быть весьма разнообразными и по
кругу объектов, в отношении которого
они проявляются, и по масштабам. Особенно
опасны нарушения, влекущие загрязнения
воздушной среды химическими веществами,
в силу накопления их в атмосфере и возможности
распространения этих веществ на дальние
расстояния, т.е. расширение пространственной
сферы загрязнения. Вред при этом проявляется,
в первую очередь, в отношении людей. По
данным Информационно-медицинского центра
ВКО ежегодно увеличивается заболеваемость
населения нашей области. Так, в 1996 году
заболеваемость эндокринной системы на
1000 жителей ВКО составляла 22,6, а в 2002 –
47,6; болезни системы кровообращения в
1996 – 56,1, в 2002 – 95,1; болезни органов дыхания
на 1996 – 276, в 2002 – 341,4; болезни органов
пищеварения – в 1996 – 52,6, а в 2002 – 70,7.
Вредные последствия отражаются
также на состоянии окружающей природной
среды : отравляются не только наземная
флора и фауна (включая микрофлору и фауну),
но и водная – посредством вымывания загрязняющих
веществ осадками. Одним словом, общественную
опасность, создаваемую нарушением законодательства
об охране атмосферного воздуха, нельзя
недооценивать. И поэтому вопросы экологического
правонарушения охраны атмосферного воздуха
и ответственности за это нарушение имеют
большое теоретическое и практическое
значение.
В юридической
литературе еще в начале 80-х годов углубленной
теоретической разработке понятий «экологическое
правонарушение» и «экологическая ответственность»
уделял широко известный ученый С. Б. Байсалов.
В казахстанской правовой литературе
появились отдельные исследования по
проблемам юридической ответственности
за экологические правонарушения
Все ученые справедливо
подчеркивают, что безвредных правонарушений
не бывает и всякое правонарушение является
основанием юридической ответственности.
Традиционно состав экологического правонарушения
определяют через объект, объективную
сторону, субъект, субъективную сторону.
Заключение.
Увеличение
масштабов загрязнения
Первым шагом в установлении вредного
воздействия, связанного с загрязнением
воздуха, является разработка критерия
качества воздуха, а также стандартов
качества.
Стандарты качества определяют уровни качества воздуха и предельно допустимые выбросы (ПДВ), которые необходимо выдерживать для обеспечения безопасности жизни.
Контролирующие органы обязаны осуществлять количественный и качественный контроль.
Другим подходом к улучшению состояния атмосферы является требование применения передовых технологических процессов, замена вредных материалов безвредными, применение мокрых способов обработки сырья вместо сухих.
Один из главных источников загрязнения атмосферы углекислым газом - автомобильный транспорт. Есть несколько видов борьбы с этим видом загрязнений: техническое совершенствование двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем подачи топлива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ в выхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитических катализаторов; использование альтернативных видов топлива, например сжатого природного газа.
Кроме того, открыт способ утилизации
углекислого газа с помощью
новейших технологий. Диоксид углерода
извлекают из дымовых газов.
Операцию проводят
На следующей стадии углекислый газ смешивают с парами воды и подвергают электрохимическому разложению в процессе электролиза. В результате реакции при высокой (1100-1500°С) температуре на аноде выделяется сверхчистый кислород, а на катоде смесь окиси углерода и водорода, т.е. синтез-газ, служащий основным сырьем для производства углеводородных соединений, всего спектра современных искусственных материалов - от синтетического бензина и дизельного топлива до изделий из полимеров (пластмасс, лаков, красок, растворителей и т.д.). Синтез-газ может использоваться и в металлургии для бескоксового производства чугуна.