Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 23:30, контрольная работа
Все же основным источником регулирования данной области является непосредственно Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. От 06.12.2011, и изм. От 07.12.2011) «О недрах». Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Законодательство, регулирующее использование и охрану недр 2
Объект правового регулирования использования и охраны недр 4
Виды и право пользования недрами 8
Рациональное использование и охрана недр 12
Плата за пользование недрами 14
Ответственность за нарушение законодательства об охране недр 15
Оглавление
В соответствии со ст. 1 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "О недрах", законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Так, например, к числу данных федеральных законов можно отнести Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О соглашениях о разделе продукции", Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О континентальном шельфе Российской Федерации". Данную область регулируют также постановления Правительства РФ, например, Постановление Правительства РФ от 02.02.2010 N 39 (ред. от 06.10.2011) "Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр", а так же Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.2010 N 39). Безусловно, нельзя не упомянуть Положение о порядке лицензирования пользования недрами (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ). Исходя из положений ст. 25.1 Закона РФ «О недрах», можно сказать, что источниками регулирования данной области являются так же Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также Водный кодекс РФ. В ст. 39 указанного закона имеется ссылка на Налоговый кодекс РФ. Помимо этого необходимо помнить об Уголовном кодексе РФ, а так же о Кодексе об административных правонарушениях РФ, регламентирующих ответственность за нарушение правил пользования недрами.
Все же основным источником регулирования данной области является непосредственно Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. От 06.12.2011, и изм. От 07.12.2011) «О недрах». Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер. Также он содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Объектом правового регулирования использования и охраны недр является часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при ее отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Существует Государственный фонд недр, который составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Помимо Государственного фонда недр, существует также федеральный фонд резервных участков недр, который формируется в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр. Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.
Участки недр подразделяются
на участки недр федерального значения
(к ним относят участки в
целях обеспечения обороны
1) содержащие
месторождения и проявления
2) расположенные
на территории субъекта
извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;
запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;
запасы коренного золота от 50 тонн;
запасы меди от 500 тысяч тонн;
3) внутренних
морских вод, территориального
моря, континентального шельфа
4) при пользовании
которыми необходимо
К участкам
недр местного значения
В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Иной режим устанавливается для добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1.2 указанного Закона, они могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Статья 30 Закона РФ «О недрах» устанавливает ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, который ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях. Данный кадастр должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
Помимо кадастра,
с целью учета состояния
Государственное
управление отношениями недропользования
осуществляется Президентом Российской
Федерации, Правительством Российской
Федерации, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а
также федеральным органом
В ст. 6 Закона РФ «О недрах» дается перечень видов пользования недрами. В соответствии с указанной статьей недра предоставляются в пользование для:
1) регионального
геологического изучения, включающего
региональные геолого-
2) геологического
изучения, включающего поиски и
оценку месторождений полезных
ископаемых, а также геологического
изучения и оценки пригодности
участков недр для строительств
3) разведки и
добычи полезных ископаемых, в
том числе использования
4) строительства
и эксплуатации подземных
5) образования особо охраняемых
геологических объектов, имеющих
научное, культурное, эстетическое,
санитарно-оздоровительное и
6) сбора минералогических,
палеонтологических и других
геологических коллекционных
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона, пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: геологического изучения (на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации),
добычи полезных ископаемых (на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр), добычи подземных вод (на срок до 25 лет), добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - на срок до 1 года.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Сроки пользования
участками недр исчисляются с
момента государственной
В соответствии со ст. 10.1 указанного Закона, основанием возникновения права пользования недрами являются:
Недропользование осуществляется по разрешительной системе. Это означает, что для пользования недрами и содержащихся в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо получение лицензии (разрешения) в установленном законом порядке. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Единственным исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых, например, песка, гравия, которая производится собственниками и владельцами земельных участков свободно (ст. 19 указанного Закона РФ «О недрах»). Статья 11 Закона РФ «О недрах» устанавливается, что лицензия на недропользование включает в себя бланк установленной формы с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы, а именно на Федеральное агентство по недропользованию РФ.