Федеральный закон от 21 ноября
1995 г. «Об использовании атомной энергии»;
Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О
радиационной безопасности населения»;
Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. «О
финансировании особо радиационно-опасных
и ядерно-опасных производств и объектов»;
К этой группе относится ряд подзаконных
актов, включая:
Указ Президента РФ от 23 декабря 1994 г. «О
финансировании особо радиационно - и
ядерно-опасных производств и объектов»;
постановление Правительства РФ от 22 июля
1992 г. «Об утверждении Порядка инвентаризации
мест и объектов добычи, транспортировки,
переработки, использования, сбора, хранения
и захоронения радиоактивных веществ
и источников ионизирующего излучения
на территории Российской Федерации»;
постановление Правительства РФ от 20 августа
1992 г. «О единой государственной автоматизированной
системе контроля радиационной обстановки
на территории Российской Федерации»;
постановление Правительства РФ от 20 сентября
1994 г. «О подписании Конвенции о ядерной
безопасности»;
постановление Правительства
РФ от 6 июля 1994 г. «О федеральной целевой
программе снижения уровня облучения
населения России и производственного
персонала от природных радиоактивных
источников на 1994-1996 годы».
Принят ряд подзаконных актов,
регулирующих отношения по борьбе с последствиями
стихийных бедствий, включая:
Положение о федеральной системе сейсмологических
наблюдений и прогноза землетрясений,
утвержденное постановлением Совета Министров
РФ от 25 декабря 1993г.; постановление Правительства
РФ от 5 января 1995г. «О дополнительных мерах
по защите населения и других проблем,
постановление Правительства РФ от 23 марта
1996 г. «О первоочередных мероприятиях
на 1996-1997 годы по защите населения и предотвращению
затопления хозяйственных и других объектов,
расположенных на побережье Каспийского
моря»;распоряжение Правительства РФ
от 25 февраля 1993 г. «О Межведомственной
противопаводковой комиссии».
Отмечая прогресс в развитии
правового регулирования предупреждения
экологически опасных ситуаций и действиях
в этих ситуациях в отдельных сферах -
в промышленности, при строительстве и
эксплуатации гидротехнических сооружений,
- обращаем внимание на то, что пока не
создан правовой механизм обеспечения
безопасности энергетических систем;
коммунальных систем жизнеобеспечения
(канализационных систем, системы снабжения
населения питьевой водой, тепловых источников
и сетей, коммунальных газопроводов); подземных
объектов; транспортной системы.45
3. Правовой режим экологически
неблагополучных территорий.
Экологически неблагополучными признаются
территории, где в результате хозяйственной
или иной деятельности произошли устойчивые
отрицательные изменения окружающей среды.
Закон «Об охране окружающей природной
среды» называет два вида экологически
неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной
экологической ситуации и зоны экологического
бедствия.
Участки территории Российской Федерации,
где в результате хозяйственной и иной
деятельности происходят устойчивые отрицательные
изменения в окружающей природной среде,
угрожающие здоровью населения, состоянию
естественных экологических систем, генетических
фондов растений и животных, объявляются
зонами чрезвычайной экологической ситуации
по представлению специально уполномоченных
на то государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды на основании государственной
экологической экспертизы.6
В зоне чрезвычайной экологической ситуации
прекращается деятельность, отрицательно
влияющая на окружающую природную среду,
приостанавливается работа предприятий,
учреждений, организаций, цехов, агрегатов,
оборудования, оказывающих неблагоприятное
влияние на здоровье человека, его генетический
фонд и окружающую природную среду в целом,
ограничиваются отдельные виды природопользования,
принимаются оперативные меры по восстановлению
и воспроизводству природных ресурсов.
Зонами экологического бедствия
объявляются участки территории Российской
Федерации, где в результате хозяйственной
и иной деятельности произошли глубокие
необратимые изменения окружающей природной
среды, повлекшие существенное ухудшение
здоровья населения, нарушение природного
равновесия, разрушение естественных
экологических систем, деградацию флоры
и фауны.7
В зоне экологического бедствия,
которые объявляются в таком же порядке,
что и зоны чрезвычайной экологической
ситуации, прекращается деятельность
хозяйственных объектов, кроме связанных
с обслуживанием проживающего на территории
зоны населения, запрещается реконструкция,
строительство новых хозяйственных объектов,
существенно ограничиваются все виды
природопользования, принимаются оперативные
меры по восстановлению и воспроизводству
природных ресурсов и оздоровлению окружающей
природной среды.
Федеральный закон от 21 декабря
1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера» вводит более
общее понятие - чрезвычайная ситуация,
под которой понимается обстановка на
определенной территории, сложившаяся
в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного
бедствия, которые могут повлечь или повлекли
за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей. Указанный
Закон имеет цели: предупреждение возникновения
и развития чрезвычайных ситуаций; снижение
размеров ущерба и потерь от чрезвычайных
ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Данным Законом определены полномочия
органов государственной власти в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, задачи единой государственной
службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, объединяющей органы управления,
силы и средства федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления,
организаций, в полномочия которых входит
решение вопросов по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» утверждено Положение о классификации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, согласно которому чрезвычайные
ситуации классифицируются в зависимости
от количества людей, пострадавших в этих
ситуациях, людей, у которых оказались
нарушены условия жизнедеятельности,
от размера материального ущерба, а также
границы зон распространения поражающих
факторов чрезвычайных ситуаций. В этой
связи чрезвычайные ситуации подразделяются
на локальные, местные, территориальные,
региональные, федеральные и трансграничные.
Так, к федеральной относится
чрезвычайная ситуация, в результате которой
пострадало свыше 500 человек, либо нарушены
условия жизнедеятельности свыше 1000 человек,
либо материальный ущерб составляет свыше
5 млн минимальных размеров оплаты труда
на день возникновения чрезвычайной ситуации
и зона чрезвычайной ситуации выходит
за пределы более чем двух субъектов Российской
Федерации. К трансграничным относится
чрезвычайная ситуация, поражающие факторы
которой выходят за пределы Российской
Федерации, либо чрезвычайная ситуация,
которая произошла за рубежом и затрагивает
территорию РФ.
В заключение следует отметить, что в настоящее
время не только осознана важность экологических
проблем (это произошло еще в начале XX
века), но предпринимаются в глобальном
масштабе практические шаги по предотвращению
надвигающейся экологической катастрофы,
по перестройке экономики на принципиально
иной основе: на принципах экологической
безопасности, сбережения природных ресурсов,
использования неисчерпаемых энергетических
ресурсов. Среди таких шагов, например,
резолюция Бразильской конференции о
биологическом разнообразии, подписанная
и Российской Федерацией, переход к новому
типу земледелия - ландшафтному, что предусмотрено
Федеральной целевой программой стабилизации
и развития агропромышленного производства
Российской Федерации на 1996-2000 годы, переход
к экономике нового типа, предусматривающей
включение вторичного использования сырья
и возобновляемых источников энергии.
Такая экономика уже начинает складываться.
Так, по всему миру применение ветроэнергетики
увеличивается на 25% в год. В настоящее
время аэродинамические турбины производят
достаточное количество энергии для обеспечения
электричеством 2,5 млн домов. Переход к
экономике, учитывающей проблемы экосистемы,
является огромным вкладом в дело защиты
окружающей среды.8
Заключение
Экологическая безопасность
является составной частью безопасности
личности, общества и государства. Осуществление
иных прав и свобод в ущерб праву на экологическую
безопасность не допускается.
Обеспечение экологической безопасности
- система мероприятий по предотвращению
возникновения, развития экологически
опасных ситуаций и ликвидации их последствий,
включая отдаленные.
Законодательством не допускается хозяйственная
и иная деятельность, последствия которой
могут создать экологически опасную ситуацию
на территории.
Экологическое страхование - установленные
между страховой организацией (страховщиком)
и физическим или юридическим лицом (страхователем)
правоотношения, обеспечивающие в пределах,
определенных законом и договором, защиту
имущественных интересов страхователя
при наступлении страхового случая, имеющего
отношение к экологической опасности.
Зонирование - выявление критических,
неблагоприятных, ограниченно благоприятных
и благоприятных для хозяйственного освоения
участков территории с точки зрения состояния
окружающей природной среды и возможности
использования природных ресурсов.
Библиографический список
1.Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 .- №
237.
2. Федеральный закон Российской
Федерации «Об охране окружающей среды»
от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание
законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
3.Адиханов Ф.Х. Экологическое право России.
- М.: Аспект пресс, 2007.
4.Бринчук М.М.Экологическое право (право
окружающей среды). - М.: Юристъ, 2007.
5.Исмаилова Э.Ю., Трунцевский
Ю.В., Саввич Н.Е. Экологическое право. -
М.: Юнити- Дана;Закон и право,2007.
6.Кузнецова Н.В. Экологическое
право. - М.: Юриспруденция, 2007.
7.Экологическое право / Под ред. В.В. Гучкова.
- М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2007.
8. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский
Ю.В., Саввич Н.Е. Экологическое право. -
М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2007. - С. 91.
9. Экологическое право / Под ред. В.В. Гучкова.
- М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2007 .- С. 78.
10. Адиханов Ф.Х. Экологическое
право России. - М.: Аспект пресс, 2007. - С.
129.
11. Бринчук М.М.Экологическое
право (право окружающей среды). - М.: Юристъ,
2007 .- С .76.
12. Кузнецова Н.В. Экологическое
право. - М.: Юриспруденция, 2007. - С. 144.
1 Кузнецова Н.В. Экологическое
право. - М.: Юриспруденция, 2007.
2 Исмаилова Э.Ю., Трунцевский
Ю.В., Саввич Н.Е. Экологическое право. -
М.: Юнити- Дана;Закон и право,2007.
3 Адиханов Ф.Х. Экологическое
право России. - М.: Аспект пресс, 2007.
4 Экологическое право / Под ред.
В.В. Гучкова. - М.: Юнити-Дана; Закон и право,
2007 .- С. 78.
5 Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 .- №
237.
6 Экологическое право / Под ред.
В.В. Гучкова. - М.: Юнити-Дана; Закон и право,
2007.
7 Бринчук М.М.Экологическое право
(право окружающей среды). - М.: Юристъ, 2007
.- С .76.
8 Кузнецова Н.В. Экологическое
право. - М.: Юриспруденция, 2007. - С. 144.