Право на благоприятную окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение права на окружающую благоприятную среду, как основное конституционное право граждан. Предметом исследования выступает - право на окружающую благоприятную среду. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение определения благоприятной окружающей среды, данное в законодательстве;
- анализ правового регулирования экологических прав граждан;
- рассмотрение права граждан на благоприятную окружающую среду;
- рассмотрение правовых гарантий осуществления гражданами своего конституционного права на благоприятную окружающую среду;
- выявление проблем реализации права на благоприятную окружающую среду и поиск путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду……………………………………...……………..................6
1.1.Понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………………………………..........6
1.2. Основные права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду…………………………………………………………….…9
Глава 2. Проблемы реализации и гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………………...…….........................15
2.1. Проблемы реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………...............................15
2.2.Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду………………………………………………………………………............18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая право на благ среду.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

     Гражданин, вступая в различные правоотношения с обществом и государством, должен знать, что он находится под покровительством государства, являясь активным членом гражданского общества и это общество должно гарантировать защищенность его основных прав и свобод.

      Система  гарантий прав человека и гражданина  на благоприятную окружающую  природную включает в себя  экологические гарантии, а также  конституционно-правовые, уголовные, административные, гражданско-правовые и иные гарантии данного права. Это выражено в закреплении данного права в Конституции РФ, Федеральных законах, а так же в установленной ответственности за нарушение права на благоприятную окружающую среду в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об Административных Правонарушениях.

    В формирующейся системе гарантий права человека на благоприятную окружающую среду можно выделить внутригосударственные гарантии права на благоприятную окружающую природную среду представляющих собой систему социально-экономических, политических, духовных, нравственных и правовых условий и средств защиты, направленную на удовлетворение благ, потребностей и интересов человека в области качества окружающей природной среды. Основной функцией гарантий является исполнение обязательств государства, иных обязанных субъектов в сфере реализации рассматриваемых прав человека и гражданина 19.

      Одной из основных экономических гарантий данного права является здоровая экономика, при которой предприятия, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду были бы платежеспособны. В этом случае, с одной стороны, они были бы в состоянии внедрять более совершенные системы очистки или природоохранные технологии, а с другой стороны, в случае нарушения экологического законодательства, имелась бы возможность взыскать с них штраф. В настоящее время и первый вариант, и второй достаточно проблематичен.

     Юридические гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду - это система государственно-правовых условий и средств их осуществления, к числу которых относятся не только законы и подзаконные акты, но и деятельность различных государственных учреждений, а также органы государства, на которые возложена обязанность обеспечивать реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Из юридических гарантий особое место принадлежит международно-правовым и государственно-правовым гарантиям.

     Из числа отраслевых гарантий большое значение имеют чисто экологические гарантии 20(институт государственной и общественной экологической экспертизы проектов, действующих предприятий, нормативных актов и других объектов, связанных с потенциальной опасностью нанесения вреда окружающей природной среде, работа экологического фонда как эколого-экономическая гарантия реализации данного права, наличие специальных методик и такс подсчета ущерба окружающей природной среде и т.д.), гражданско-правовые (особенно институт возмещения ущерба), административно и уголовно-правовые. В отличие от права на достоинство личности, личную неприкосновенность и ряда других прав человека  уголовно-процессуальные гарантии в данном случае не играют принципиально важной роли в реализации  права на благоприятную окружающую среду.

    Рассматривая судебные гарантии данного права, следует отметить, что реализация прав  на благоприятную окружающую природную среду в судебном порядке весьма непроста. Если защита в суде нарушенных политических и личных прав человека и гражданина может быть осуществлена на основе чисто юридических процедур, то с защитой социальных, экологических и культурных прав дело обстоит значительно сложней. Не случайно ряд зарубежных ученых и юристов-практиков не признают указанную категорию прав как субъективную, так как они далеко не всегда могут быть защищены в суде. Это как раз и относится к праву на охрану здоровья и праву на благоприятную окружающую природную среду. Здесь юридических форм и процедур недостаточно. Зачастую доказать нарушение права на благоприятную окружающую бывает невозможно, по объективным причинам. Большое влияние на реализацию вышеуказанного права имеют экономические и социальные факторы, действующие в обществе, вступающем на путь рыночной экономики: в ряде случаев защита этих прав весьма проблематична. Тем не менее, в настоящий момент уже складывается судебная практика по защите права граждан на благоприятную окружающую природную среду 21.

     В целом механизм гарантий права на благоприятную окружающую природную среду (как общесоциальных, так и правовых) соответствует международно-правовым стандартам в данной области. Однако на практике реализация многих условий и средств защиты данного права затруднена усугубляющимся экологическим кризисом, политической нестабильностью и правовым нигилизмом как должностных лиц, так и граждан. В этой связи представляется очевидным необходимость проведения курса новых экономических и политических реформ, направленных на приоритетную реализацию социально-экономических прав человека и гражданина.

      Исходя из вышесказанного и руководствуясь Конституцией РФ, следует признать, что только четко выстроенная система гарантий способна обеспечить защиту и охрану прав человека и гражданина. 

 

 

 

 

 

Заключение

      Закрепленное в Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, предоставляет личности широкие возможности для ее развития и одновременно выступает ключевым правом в системе экологических конституционных прав и свобод. Государство, одновременно предоставляя данное право, обязано создать систему действенных гарантий, посредством которых человек мог бы удовлетворить свои жизненные потребности и интересы. Этим и обусловлена важность исследования не только самого права на благоприятную окружающую среду, но и системы гарантий, механизма реализации и проблем, возникающих в ходе его реализации, рассмотрение деятельности государственных органов и общественных организаций в обеспечении указанного права.

     Ядро всей системы экологических прав составляет право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду22.  Несомненно, приоритет этому праву отдаётся по ряду причин. Среди них можно выделить: во-первых, закреплено в качестве конституционного, во-вторых, является неотъемлемым и неотчуждаемым, в-третьих, затрагивает основные сферы жизнедеятельности личности (жизнь, здоровье), в-четвертых, носит как индивидуальный, так и коллективный характер, то есть данное право принадлежит каждому человеку, независимо от его принадлежности к государству, политических взглядов и социальных возможностей, так и всему мировому сообществу и в-пятых, реализация права на благоприятную окружающую среду осуществляется не только нормами конституционного права, но и непосредственно через нормы отраслевого законодательства (экологическое, земельное, природоресурсное, уголовное и др.).

   В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

- Право на благоприятную окружающую  среду - это закрепленная в Конституции РФ и гарантированная российским государством возможность каждого потреблять и использовать естественные природные блага, проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей (природной) среде, получать достоверную информацию о ее состоянии и совершать юридически значимые действия для защиты своих интересов и потребностей.

- Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду может стать действенным и реальным лишь при создании государством широкой системы гарантий, приемов и способов юридической защиты. Не только человек, но и государство, в большей степени, должны создать тот уровень отношений человека и природы, которые позволят индивиду, обществу и государству оказывать благоприятное воздействие на окружающую среду. Определяющая, ведущая роль в этом отведена государству, которое выступает как основа правового регулирования в сфере взаимоотношений общества и природы. Только государство в правовых формах (законы, указы, т.п.) может создать определенные правила поведения для человека, который при поддержке самого государства воплощает их в действительность. Закрепление широкой системы гарантий права на благоприятную окружающую среду создают предпосылки для более эффективной реализации указанного права и достижения определенных целей.

    Необходимым условием их реальности является планомерная деятельность не только государства и его органов, но и граждан и их объединений.

    И, наконец, обеспечение этого права достигается преимущественно организационными и правовыми средствами, строгим и неукоснительным соблюдением законов.

- Механизм реализации права  человека и гражданина на благоприятную  окружающую среду есть слаженная функционирующая система, он обладает некоторыми особенностями по сравнению с механизмом реализации других конституционных прав и свобод. Прежде всего, следует отметить, что в его реализации задействован широкий круг субъектов: межгосударственные образования, государство, государственные органы, граждане и их объединения. Эта специфика предопределяется особенностью правоотношений по поводу предоставления, нарушения, ограничения и защиты указанного права. Особенностью механизма реализации рассматриваемого права человека и гражданина является и то, что обязанность в правоотношении по поводу защиты нарушенного права возлагается как на компетентные государственные органы и органы местного самоуправления, так и на отдельных граждан. Тем не менее, в процессе реализации права на благоприятную окружающую среду возникают проблемы, которые условно можно свести к следующим направлениям:

1. Слабая информированность населения  о состоянии окружающей среды, в ряде случаев искаженная  информация;

2. Пассивность органов государственной власти и местного самоуправления в предоставлении экологической информации, либо предоставление заведомо ложных и несоответствующих действительности сведений.

3. Нестабильная государственная  политика в области экологии;

4. Политическая пассивность населения в принятии значимых решений в экологической сфере.

- В системе условий и средств  охраны, обеспечения и защиты  конституционного права человека  и гражданина на благоприятную  окружающую среду важное место  принадлежит юридическим гарантиям.

Анализ юридических гарантий конституционных прав и свобод можно осуществлять на основе отраслевого принципа и выделять гарантии конституционные, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и гарантии содержащиеся в других отраслях права.

  

- Государство в лице органов  государственной власти не просто  должно, а обязано, ежедневно, систематически  и комплексно подходить к решению  экологических проблем. Для этого  необходимо создать специализированную  государственную программу по  информированию населения о состоянии окружающей среды, включающую в себя не только федеральный, но и региональный аспект. Более эффективно это направление будет развиваться при условии вовлечения в так называемый мониторинг окружающей среды представителей общественных организаций, ученых, правозащитников.

-Конституционное право на судебную защиту на сегодняшний день является наиболее эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина. Это институт конституционного права, представляющий собой юридический механизм, с помощью которого государство обязано обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в действующем законодательстве. Институт конституционной жалобы выступает в качестве действенной гарантии защиты прав и свобод личности. Анализ деятельности Конституционного Суда позволяет сделать вывод о том, что толкование им положений статьи 42 Конституции РФ в наибольшей степени способствует обеспечению и защите прав и свобод личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

1.2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. (в ред. От 07.03.2005 г.) «О чрезвычайном положении»  // СЗ РФ. 2001. -№ 23.

1.3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. (в ред. от 26.06.2007 г.) «Об охране окружающей среды» Текст. // СЗ РФ. 2002. - № 2.

1.4. Закон Российской Федерации 21 июля 1993 г. (в ред. от 22.08.2004 г.) «О государственной тайне» Текст. // Российская газета. 1993. - 21 сент.; СЗ РФ. - 2004. - № 35.

1.5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 5. 01. 2009 года № 11-ФЗ). М., 2009.

1.6. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ// СЗ РФ. 2002. N 15

1.7. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. «Положение об утверждении «Государственной стратеги Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» Текст. // САПП РФ. 1994. - № 6. - Ст. 436.

2. Монографии

2.1. Бринчук М.М. Теоретические проблемы формирования законодательства об окружающей среде //    Государство и право. 1998. №12.

2.2. Красилов В.А.Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1997.

3.Учебники и учебно-методические  пособия

3.1. Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Практикум. Библиография. Законодательство. Барнаул, 1996.

3.2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник. Изд. 2-е, изм. и доп. М.,1999

3.3. Боголюбов С. А. Экологическое право.: Учебник для ВУЗов / . М., 2004.С-58.

3.4. Петров В. В. Экология и право. М.: Юрид. лит., 1981

3.5. Чубуков, Г. В. Экологическое право России .: Учебник для юрид. ВУЗов / Г. В. Чубуков, Н.А.Духно. М., 2000.

Информация о работе Право на благоприятную окружающую среду