Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение права на окружающую благоприятную среду, как основное конституционное право граждан. Предметом исследования выступает - право на окружающую благоприятную среду. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение определения благоприятной окружающей среды, данное в законодательстве;
- анализ правового регулирования экологических прав граждан;
- рассмотрение права граждан на благоприятную окружающую среду;
- рассмотрение правовых гарантий осуществления гражданами своего конституционного права на благоприятную окружающую среду;
- выявление проблем реализации права на благоприятную окружающую среду и поиск путей их решения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду……………………………………...……………..................6
1.1.Понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………………………………..........6
1.2. Основные права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду…………………………………………………………….…9
Глава 2. Проблемы реализации и гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………………...…….........................15
2.1. Проблемы реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………...............................15
2.2.Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду………………………………………………………………………............18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...26
Гражданин, вступая в различные правоотношения с обществом и государством, должен знать, что он находится под покровительством государства, являясь активным членом гражданского общества и это общество должно гарантировать защищенность его основных прав и свобод.
Система
гарантий прав человека и
В формирующейся системе гарантий права
человека на благоприятную окружающую
среду можно выделить
Одной из основных экономических гарантий данного права является здоровая экономика, при которой предприятия, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду были бы платежеспособны. В этом случае, с одной стороны, они были бы в состоянии внедрять более совершенные системы очистки или природоохранные технологии, а с другой стороны, в случае нарушения экологического законодательства, имелась бы возможность взыскать с них штраф. В настоящее время и первый вариант, и второй достаточно проблематичен.
Юридические гарантии права человека
и гражданина на благоприятную окружающую
природную среду - это система государственно-правовых
условий и средств их осуществления, к
числу которых относятся не только законы
и подзаконные акты, но и деятельность различных
государственных учреждений, а также органы
государства, на которые возложена обязанность
обеспечивать реализацию и защиту прав
и свобод человека и гражданина. Из юридических
гарантий особое место принадлежит международно-правовым
и государственно-правовым
Из числа отраслевых гарантий большое
значение имеют чисто экологические гарантии 20(институт государственной и общественной
экологической экспертизы
Рассматривая судебные гарантии данного права, следует отметить, что реализация прав на благоприятную окружающую природную среду в судебном порядке весьма непроста. Если защита в суде нарушенных политических и личных прав человека и гражданина может быть осуществлена на основе чисто юридических процедур, то с защитой социальных, экологических и культурных прав дело обстоит значительно сложней. Не случайно ряд зарубежных ученых и юристов-практиков не признают указанную категорию прав как субъективную, так как они далеко не всегда могут быть защищены в суде. Это как раз и относится к праву на охрану здоровья и праву на благоприятную окружающую природную среду. Здесь юридических форм и процедур недостаточно. Зачастую доказать нарушение права на благоприятную окружающую бывает невозможно, по объективным причинам. Большое влияние на реализацию вышеуказанного права имеют экономические и социальные факторы, действующие в обществе, вступающем на путь рыночной экономики: в ряде случаев защита этих прав весьма проблематична. Тем не менее, в настоящий момент уже складывается судебная практика по защите права граждан на благоприятную окружающую природную среду 21.
В целом механизм гарантий права на благоприятную окружающую природную среду (как общесоциальных, так и правовых) соответствует международно-правовым стандартам в данной области. Однако на практике реализация многих условий и средств защиты данного права затруднена усугубляющимся экологическим кризисом, политической нестабильностью и правовым нигилизмом как должностных лиц, так и граждан. В этой связи представляется очевидным необходимость проведения курса новых экономических и политических реформ, направленных на приоритетную реализацию социально-экономических прав человека и гражданина.
Исходя из вышесказанного и руководствуясь Конституцией РФ, следует признать, что только четко выстроенная система гарантий способна обеспечить защиту и охрану прав человека и гражданина.
Заключение
Закрепленное в Конституции РФ право
каждого на благоприятную окружающую
среду, предоставляет личности широкие
возможности для ее развития и одновременно
выступает ключевым правом в системе экологических конституционных
Ядро всей системы экологических прав
составляет право человека и гражданина
на благоприятную окружающую среду22. Несомненно, приоритет этому праву
отдаётся по ряду причин. Среди них можно
выделить: во-первых, закреплено в качестве
конституционного, во-вторых, является
неотъемлемым и неотчуждаемым, в-третьих,
затрагивает основные сферы жизнедеятельности
личности (жизнь, здоровье), в-четвертых,
носит как индивидуальный, так и коллективный
характер, то есть данное право принадлежит
каждому человеку, независимо от его принадлежности
к государству, политических взглядов
и социальных возможностей, так и всему
мировому сообществу и в-пятых, реализация
права на благоприятную окружающую среду
осуществляется не только нормами конституционного
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
- Право на благоприятную
- Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду может стать действенным и реальным лишь при создании государством широкой системы гарантий, приемов и способов юридической защиты. Не только человек, но и государство, в большей степени, должны создать тот уровень отношений человека и природы, которые позволят индивиду, обществу и государству оказывать благоприятное воздействие на окружающую среду. Определяющая, ведущая роль в этом отведена государству, которое выступает как основа правового регулирования в сфере взаимоотношений общества и природы. Только государство в правовых формах (законы, указы, т.п.) может создать определенные правила поведения для человека, который при поддержке самого государства воплощает их в действительность. Закрепление широкой системы гарантий права на благоприятную окружающую среду создают предпосылки для более эффективной реализации указанного права и достижения определенных целей.
Необходимым условием их реальности является планомерная деятельность не только государства и его органов, но и граждан и их объединений.
И, наконец, обеспечение этого права достигается преимущественно организационными и правовыми средствами, строгим и неукоснительным соблюдением законов.
- Механизм реализации права
человека и гражданина на
1. Слабая информированность
2. Пассивность органов государств
3. Нестабильная государственная политика в области экологии;
4. Политическая пассивность населения в принятии значимых решений в экологической сфере.
- В системе условий и средств
охраны, обеспечения и защиты
конституционного права
Анализ юридических гарантий конституционных
прав и свобод можно осуществлять на основе
отраслевого принципа и выделять гарантии
- Государство в лице органов
государственной власти не
-Конституционное право на
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.
1.2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. (в ред. От 07.03.2005 г.) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. -№ 23.
1.3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. (в ред. от 26.06.2007 г.) «Об охране окружающей среды» Текст. // СЗ РФ. 2002. - № 2.
1.5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 5. 01. 2009 года № 11-ФЗ). М., 2009.
1.7. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. «Положение об утверждении «Государственной стратеги Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» Текст. // САПП РФ. 1994. - № 6. - Ст. 436.
2. Монографии
2.1. Бринчук М.М. Теоретические проблемы формирования законодательства об окружающей среде // Государство и право. 1998. №12.
2.2. Красилов В.А.Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М., 1997.
3.Учебники и учебно-
3.1. Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Практикум. Библиография. Законодательство. Барнаул, 1996.
3.2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник. Изд. 2-е, изм. и доп. М.,1999
3.3. Боголюбов С. А. Экологическое право.: Учебник для ВУЗов / . М., 2004.С-58.
3.4. Петров В. В. Экология и право. М.: Юрид. лит., 1981
3.5. Чубуков, Г. В. Экологическое право России .: Учебник для юрид. ВУЗов / Г. В. Чубуков, Н.А.Духно. М., 2000.