Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 06:58, контрольная работа
.Право собственности на природные ресурсы принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном. В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
1. Введение. 1 стр.
2. Право частной собственности на природные ресурсы. 1-4 стр.
3. Правовой режим использования и охраны недр. 4-19 стр.
4.Задача 19 стр.
5.Заключение 19 стр.
6.Использованная литература. 20 стр.
1. Введение.
2. Право частной собственности на природные ресурсы. 1-4 стр.
3. Правовой режим использования и охраны недр. 4-19 стр.
4.Задача
5.Заключение
6.Использованная литература.
1.Право собственности
на природные ресурсы принято
рассматривать в двух аспектах
- объективном и субъективном. В
объективном смысле право
Я буду рассматривать
как частная собственность
Также буду разбираться в том, как в нашей стране происходит охрана недр.
2. Начну с того , что такое природные ресурсы.
Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В статье 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.
Согласно ст. 36 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В статье 40 уточняется, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные
водные объекты (замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные
1
искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими
поверхностными водными
Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений осуществляемой в России земельной реформы.
Право частной собственности на землю регулируется многими законодательными и иными нормативными актами. Основным является Земельный кодекс РФ от 25.10.2001г. Согласно ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц ( частной собственностью) являются земельные участки ,приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям , предусмотренным законодательством РФ
Значительная роль в регулировании отношений частной собственности на землю принадлежит указам Президента РФ, восполнившим пробелы в регламентации этих отношений. Так, Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»; от 14 июня 1992 г. О продаже земельных участков
гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» и «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности».
Указ от 23 апреля 1993 г. «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» установил порядок оформления прав на вновь предоставленные земельные участки, а также порядок перерегистрации прав на земельные участки, ранее предоставленные гражданам в пользование.
В целях упорядочения приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки под объектами недвижимости, расположенными в сельской местности, был принят Указ от 14 февраля 1996 г. «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности». В соответствии с ним граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости, за плату или бесплатно. Органам местного самоуправления было рекомендовано предоставить земельные участки по объектами недвижимости в собственность гражданам, вышедшим из производственных сельскохозяйственных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммерческих организаций и получивших объекты недвижимости в счет имущественных паев, а также юридическим лицам, образованным этими гражданами, – бесплатно, а другим гражданам и юридическим лицам – по нормативной цене земли.
В связи с нерешенностью в законодательстве многих вопросов правового регулирования земельных отношений для обеспечения защиты
3
конституционных прав граждан на землю впредь до принятия Земельного кодекса РФ был принят Указ от 1 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю». Он установил, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещено обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.
По имеющимся данным, с начала 1991 г. в результате проведения земельной реформы, миллионы граждан России получили в собственность земельные участки.
Таким образом, основная тенденция частной собственности на природные ресурсы устанавливается на землю, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. При этом реализуется главное качество земли – средства производства.
Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных
объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.
Учитывая многостороннее значение недр, законодательство устанавливает, что государственный фонд недр составляют как используемые участки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (ст. 2 Закона РФ «О недрах»).
Недра в границах территории
РФ (включая подземное
Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муниципальных образований, граждан, юридических лиц.
В соответствии с законодательством
к участкам недр, находящимся в
федеральной собственности, относятся
те из них, которые имеют
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля, принятия нормативных актов.Основополагающим актом в системе законодательства о недрах является Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992г.
К числу важнейших актов относятся: федеральные законы «О континентальном шельфе РФ»1995 г., «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г.
Важное место в сфере правового регулирования горных отношений занимают Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 № 3314-1, Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132, Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 № 828 и другие подзаконные нормативные акты.
Право пользования недрами - это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование.
В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды:
- для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строении недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнозированию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных ископаемых;
- для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр
минерального сырья
неорганического и
- для строительства
и эксплуатации подземных
- для образования особо
охраняемых геологических
- для сбора минералогических,
палеонтологических и других
геологических коллекционных
Пользователями недр могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.
Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ - субъектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации.
К пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом).
Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся
недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).
Информация о работе Право частной собственности на природные ресурсы